22 августа 1925 г. на Красной площади Дзержинский, Сталин и Троцкий наблюдали старт Второго всесоюзного автомотопробега. Первый советский мотоцикл должен был пройти 1476 км до Харькова и обратно. Через 200 км машина встала.
"Союз"
Бывший императорский завод "Дукс", переименованный в "Авиахим", в 1924 г. собрал первый советский мотоцикл. Группа Петра Львова создала машину с полутысячным мотором, развёрнутым на 70 градусов, рычажковой вилкой и пружинной задней подвеской — новшеством, которого не было у европейцев. Вес 127 кг, но мощность двигателя настолько низкая, что в документах её не указали.
После успешных весенних испытаний "Союз" вывели на всесоюзный пробег: Красная площадь, партийная верхушка, торжественные речи и старт по полуторатысячному маршруту. Через 200 км плохо сбалансированный мотор разорвал топливные шланги и расколол раму. Комиссия рекомендовала доработать конструкцию, но серия не началась, потому что завод вернулся к самолётам.
ТИЗ АМ-600
В сентябре 1935 г. Таганрогский инструментальный завод получил приказ спроектировать мотоцикл за месяц. Взяли английский BSA Sloper 1931 г., но переработали раму и вилку, а КБ Якова Коганова уложилось в срок — к 1 мая три машины выкатили на первомайскую демонстрацию.
ТИЗ АМ-600 стал первым советским байком со взаимозаменяемыми колёсами и 4-ступенчатой коробкой. Нижнеклапанный мотор 595 куб. см выдавал 16,5 л.с. при 3800 об/мин, мощнее никого в стране не было. Семитысячный пробег по Памиру прошёл без критических поломок.
Нарком Серго Орджоникидзе в июле 1936 г. приказал выпускать полторы тысячи в год. Для армии создали парадный вариант с турелью под пулемёт, и с 1937 г. они участвовали в кремлёвских парадах. При эвакуации в Тюмень в 1941 г. из запчастей собрали ещё 614 машины.
ПМЗ-А-750
Подольский завод швейных машин Singer в 1934 г. получил задание производить тяжёлый мотоцикл. Конструктор Пётр Можаров приехал с готовой документацией, и вышел технический гибрид: ходовая от BMW, V-образная семисотка от Harley-Davidson, дуплексная рама из штампованных профилей, внутри которой прятался 21-литровый бак.
Ценник 7760 руб. потряс (ИЖ-7 стоил 3300 руб.), народ окрестил машину "Попробуй Меня Завести" из-за капризного зажигания. Но главная беда начиналась после 40 км/ч: переднее колесо вибрировало всё сильнее, руль вырывало, машина валилась набок. Кривая балансировка мотора плюс неудачная вилка превращали поездку в рулетку.
Когда в марте 1934 г. Можаров погиб, довести конструкцию до ума было некому. К 1939 г. байк убрали из армии, выпустив около 4636 шт.
ИЖ-231 "Сатурн"
Ижевские конструкторы Константин Бурдин и Валерий Антипов в 1959 г. создали байк космической эры. Вместо обычной рамы использовали хребтовую схему, где несущую роль играл стеклопластиковый обтекатель, а бензобак, рулевая колонка и ящики для инструмента объединились в один силовой модуль, к которому подвешивался двигатель.
Четвертьлитровый мотор выдавал 14 л.с., но при массе 140 кг разгонял до 110 км/ч — рекорд лёгкости. Ведущая звёздочка двигалась вместе с маятником в герметичном кожухе с маслом, цепь натягивалась автоматически.
Машина не предусматривала коляску (в СССР это провал), а дорогое производство стеклопластика добило проект. По некоторым данным, уцелел единственный экземпляр.
Днепр "Динамит"
Киевский мотозавод в 1984 г. запустил проект тяжёлого эндуро КМЗ-8.158-02 "Динамит" на базе наработок спортивного отдела. Рама из труб увеличенного диаметра, подвеска с ходом 200/205 мм (больше, чем у BMW R100 GS), моноамортизатор сзади и дисковый тормоз 280 мм спереди.
Расточенный до литра оппозитник с 4-клапанными головками от кроссовых машин, бак 25 л., масса 220 кг, скорость за 125 км/ч. Собрали два литровых агрегата: первый разрушили на стендах, второй поставили на прототип, и девять лет испытаний доказали надёжность.
Окончательную версию завершили в 1991 г. Распад СССР и невозможность остановить конвейер похоронили проект. В октябре 2025 г. единственный прототип показали на киевской выставке к 80-летию КМЗ.
ИЖ-1
Ижевское опытное производство 4 декабря 1928 г. выпустило первые мотоциклы "ИЖ". Конструктор Пётр Можаров привёз из Германии идеи, казавшиеся фантастикой.
ИЖ-1 получил V-образный мотор 1200 куб. см, выдававший 24 л.с. при 3000 об/мин. Цилиндры располагались поперёк рамы (как у BMW), плюс 3-скоростная коробка, кардан и штампованная рама-глушитель. Переднюю вилку спроектировали по схеме немецкого инженера Нойманна-Неандера, сочетая преимущества параллелограммной и рычажной конструкций.
Машина весила за 300 кг, максимум скорости — 65 км/ч. Попытки ехать быстрее заканчивались вобблингом. Сам Можаров объяснял: "Больше по нашим дорогам самоубийство".
В сентябре 1929 г. все пять ижевских байков прошли 3300 км всесоюзного мотопробега без обкатки и с неотрегулированными карбюраторами. Но серию не запустили, потому что завод получил другой приоритет.
ЗиД-200 "Сова"
Распад Союза поставил заводы перед выбором: меняться или умирать. Завод имени Дегтярёва в Коврове в 1993 г. выпустил обновлённый "Восход" под именем "Сова". Первой вышла версия Сова-175 с мотором от "Восхода-3М-01", затем расточили цилиндр до 200 куб. см.
Мощность осталась 15 л.с., но крутящий момент подрос до 18,6 Нм, и разгон до сотни стал на 4 сек. быстрее. Максимум 107 км/ч, дизайн спортивный, комплектация туристическая: сумки, багажник, руль с дугами.
Первые годы за байком выстраивались очереди — простота конструкции, дешёвые запчасти и ремонт на обочине были аргументами против дорогих импортных новинок. К началу 2000-х рынок заполнили подержанные японцы (качественнее и выгоднее), производство свернули, выпустив несколько десятков тысяч машин. В 2008 г. Ижевский мотозавод закрыли навсегда.