Найти в Дзене
Птица-Сибирь

Винни Пух и школа балета

Мировая премьера балета для детей о сказочной стране Виннипухии состоялась в Новосибирске. Сказка о Винни Пухе и его друзьях впервые вышла на балетные подмостки. Инициатором создания балета «Винни Пух» на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) стал Александр Омар, худрук балетной труппы театра. Он же выступил хореограф-постановщиком и автором либретто по мотивам повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все». В основу балета легли две истории — о встрече с пчёлами и о пропавшем хвосте ослика Иа. А музыку написал известный новосибирский композитор Андрей Кротов. — С детства обожаю этот мультфильм, наш советский. И с тех пор, как стал немножко ставить, мечтал о том, чтобы сделать этот спектакль, — признался Александр Омар. — Всё это получилось благодаря театру, который одобрил мою идею, и композитору Андрею Кротову — он написал замечательную музыку. В ней всё есть, во-первых, это красиво, а во-вторых, понятно. И конечно, хотелось бы, чтобы

Мировая премьера балета для детей о сказочной стране Виннипухии состоялась в Новосибирске.

Премьер НОВАТа Никита Ксенофонтов в балете «Винни Пух». Фото Алексея Цилера
Премьер НОВАТа Никита Ксенофонтов в балете «Винни Пух». Фото Алексея Цилера

Сказка о Винни Пухе и его друзьях впервые вышла на балетные подмостки. Инициатором создания балета «Винни Пух» на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) стал Александр Омар, худрук балетной труппы театра. Он же выступил хореограф-постановщиком и автором либретто по мотивам повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все». В основу балета легли две истории — о встрече с пчёлами и о пропавшем хвосте ослика Иа. А музыку написал известный новосибирский композитор Андрей Кротов.

— С детства обожаю этот мультфильм, наш советский. И с тех пор, как стал немножко ставить, мечтал о том, чтобы сделать этот спектакль, — признался Александр Омар. — Всё это получилось благодаря театру, который одобрил мою идею, и композитору Андрею Кротову — он написал замечательную музыку. В ней всё есть, во-первых, это красиво, а во-вторых, понятно. И конечно, хотелось бы, чтобы воображение детей работало.

Мировая премьера балета (первая постановка) балета «Винни Пух» на сцене Новосибирского театра оперы и балета состоялась 6 декабря 2025 года.

  • Музыка: Андрей Кротов
  • Либретто: Александр Омар по мотивам повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»
  • Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Татарников
  • Хореограф-постановщик: Александр Омар
  • Художник-постановщик (сценография и костюмы): Олег Молчанов
  • Художник по свету: Игорь Якушев
  • Видеохудожник: Константин Щепановский
Балет «Винни Пух» на малой сцене НОВАТа. Фото Алексея Цилера
Балет «Винни Пух» на малой сцене НОВАТа. Фото Алексея Цилера

Детский балет полон звуков, фантазии и танцевальных мелодий, от которых становится легко и весело, и самому хочется танцевать. В музыке Андрея Кротова слышны и шумелки-пыхтелки-сопелки, без которых трудно представить Винни, в партитуре балета звучат и классические мотивы, и джаз.

Композитор Андрей Кротов — автор мюзиклов, опер, камерных и других произведений. Заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области. Больше четверти века сотрудничает с детским театром «Мир музыки». 16 лет работал концертмейстером в Новосибирском хореографическом училище. Спектакли с его музыкой идут на театральных сценах разных городов России, а также в Сиднее (Австралия). Написанные в соавторстве с супругой либреттистом Нонной Кротовой мюзиклы Новосибирского музыкального театра отмечены Национальной театральной премией-фестивалем «Золотая Маска»: «Вий» — дипломат, а мюзикл «Римские каникулы» — лауреат. За этот же мюзикл Андрей Кротов получил диплом номинанта «За лучшую работу композитора в музыкальном театре». Дважды лауреат Новосибирской театральной премии «Парадиз». Лауреат Международного конкурса «Музыка и электроника».

Музыку к балету про Винни Пуха композитор Андрей Кротов писал в оперативном режиме, в итоге получилась симфоническая поэма, где классические мотивы соседствуют с авангардными. В музыке спектакля, где много неожиданных поворотов сюжета и танцевальных кульбитов, особенно много ударных — колокольчики, ксилофон и другие инструменты, — эти энергичные звуки оживляют сказочный лес, создавая атмосферу «согласного гуденья насекомых».

— С середины августа началась плотная работа по собиранию всех музыкальных треков, номеров, партитур. Завершить нужно было в октябре, а в ноябре записать с оркестром, — рассказывает композитор. — Для меня музыка для детей — даже более взрослая, потому что врать нельзя, нельзя придумывать что-то такое, во что ребёнок не поверит. Всё должно быть очень естественно и легко, мелодично, музыкально. И я старался этого достичь.

В партии Винни Пуха — премьер Никита Ксенофонтов. Пчелы — воспитанники Новосибирского государственного хореографического училища. Фото Алексея Цилера
В партии Винни Пуха — премьер Никита Ксенофонтов. Пчелы — воспитанники Новосибирского государственного хореографического училища. Фото Алексея Цилера

Балет для детей и исполняют его юные танцовщики — воспитанники Новосибирского государственного хореографического училища. Так у Винни появляется целая компания Пухов — весёлых существ, похожих на главного героя, которые участвуют во всех его затеях. Прелестные выразительные номера исполняет кордебалет — юные пчёлки, малышки-бабочки, прилежные совята.

В партии Винни Пуха — премьер Никита Ксенофонтов, лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов. Способность перевоплощения и невероятная пластика сделали его любимцем публики. Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (2017) тридцатилетний танцовщик в этом году отметил десятилетие творческой деятельности на сцене Новосибирского театра оперы и балета (с 2015), премьер с 2022 года.

В репертуаре Никиты Ксенофонтова более 20 ведущих и сольных партий в балетах: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Корсар» Адама, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Кихот» Минкуса, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Пер Гюнт» на музыку Грига, «Золушка» Прокофьева, «Коппелия» Делиба, «Баядерка» Минкуса, «Рубины» на муз. Стравинского, «Изумруды» на муз. Форе (Баланчин) и др.
В июне 2023 стал дипломантом «Бенуа де ла Данс» (Международный балетный приз и фестиваль мирового балета). Победитель пятого сезона проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура» (2024). Награжден двумя специальными призами: «За актерское дарование» и Специальным призом Информационного агентства России ТАСС — «Душой исполненный полет» (Москва, 2024).

Для Винни Пуха придумана особая грация. И этому образу была своя предыстория. Как лауреат Новосибирской театральной премии «Парадиз», «райское яблоко» Никита Ксенофонтов получил за партию Модеста Алексеевича в балете «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в хореографии и постановке легендарного Владимира Васильева. В костюме Модеста у танцовщика уже появляется «пузико», которого, кстати, у самого Никиты никогда не было, родители шутят, что родился он с «кубиками на животе». Так вот пластика изворотливого Модеста, напоминающего большую зеленую жабу или диковинного жука, подготовила рождение нового героя. В образе Винни Пуха с «толщинками» Никита танцует в какой-то особой грации, где детская лёгкость и непосредственность сочетается с любопытством и упорством медвежонка.

— Это на самом деле уникальный опыт для всех, включая меня. Как будто все мои 10 лет творческой жизни в театре сошлись в этой партии, потому что этот персонаж собрал все стороны моих ролей, от позитивных, негативных, трагичных до весёлых, — такая квинтэссенция, — признался Никита Ксенофонтов. — Мне кажется, на этой маленькой сцене родился очень большой герой. Я считаю, что это важная работа не только для театра, но и для школы. Специально созданная музыка, хореография, которые не увидите на других сценах. Такой модерн, новое направление в хореографии. И я считаю, что получилось очень задорно и весело. Хотя надо признать, работать на камерный зал гораздо сложнее, чем на большой сцене, как будто не существует четвертой стены. И я вам открою секрет, работать в детских спектаклях куда сложнее, чем в больших взрослых спектаклях.

Дупло на огромном дубе, где спрятан заветный мёд, почти недостижимо, но лишь сначала. В домике у лучшего друга Пятачка всегда найдётся воздушный шарик. И вот уже на большом экране Винни взбирается на высоту и, встречая отпор пчёл, летит вниз среди облаков… Технология хромакей (визуальные эффекты) позволяет показать невероятные кульбиты Винни Пуха и создать иллюзию полёта, — всё происходит здесь и сейчас, камера на потолке снимает на видео движения «летящего» танцовщика, зрителям за «кустами» этого не видно, а на экране живой мультфильм.

Кроме мультяшного приёма, хореограф Александр Омар приготовил для зрителей несколько сюрпризов. Так сцена Дня рождения Ослика, потерявшего свой хвостик, превращается в дефиле хвостов. Друзья предлагают Иа выбрать из множества прекрасных хвостов и хвостиков: крокодилы с огромными хвостами, изящный павлин, лемуры с полосатыми хвостиками, наконец, рыба, которую вылавливают из воды. Но импозантный ослик мечтает о своём хвостике, и получает его в подарок от совы Савы.

Ослик ждет свой хвостик. Фото Алексея Цилера
Ослик ждет свой хвостик. Фото Алексея Цилера

Старейшая обитательница леса сова из сказки стала утонченной учительницей танцев, на её домике висит соответствующая табличка — «Школа балета». Добрая ирония сквозит и на занятии прилежных учеников школы — совят. Сцена вызывает улыбки и смех в зале, ведь это о самих юных исполнителях и их школе.

Совместный проект театра и Новосибирского государственного хореографического училища получился успешным, балет «Винни Пух» вошёл в репертуар театра.

— Мы стали очень дружны, я абсолютно не чувствую разницы в возрасте. Не знаю, хорошо это или плохо, но мы с ребятами очень сильно сдружились. Они большие молодцы, мы с ними и шутили, и ругались, и плакали — всё вместе делали, потому что оказались в одной большой лодке. И это очень ценный опыт, — говорит Никита Ксенофонтов.

Марина Шабанова | Фото Алексея Цилера