Мировая премьера балета для детей о сказочной стране Виннипухии состоялась в Новосибирске.
Сказка о Винни Пухе и его друзьях впервые вышла на балетные подмостки. Инициатором создания балета «Винни Пух» на малой сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) стал Александр Омар, худрук балетной труппы театра. Он же выступил хореограф-постановщиком и автором либретто по мотивам повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все». В основу балета легли две истории — о встрече с пчёлами и о пропавшем хвосте ослика Иа. А музыку написал известный новосибирский композитор Андрей Кротов.
— С детства обожаю этот мультфильм, наш советский. И с тех пор, как стал немножко ставить, мечтал о том, чтобы сделать этот спектакль, — признался Александр Омар. — Всё это получилось благодаря театру, который одобрил мою идею, и композитору Андрею Кротову — он написал замечательную музыку. В ней всё есть, во-первых, это красиво, а во-вторых, понятно. И конечно, хотелось бы, чтобы воображение детей работало.
Мировая премьера балета (первая постановка) балета «Винни Пух» на сцене Новосибирского театра оперы и балета состоялась 6 декабря 2025 года.
- Музыка: Андрей Кротов
- Либретто: Александр Омар по мотивам повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»
- Музыкальный руководитель и дирижер: Михаил Татарников
- Хореограф-постановщик: Александр Омар
- Художник-постановщик (сценография и костюмы): Олег Молчанов
- Художник по свету: Игорь Якушев
- Видеохудожник: Константин Щепановский
Детский балет полон звуков, фантазии и танцевальных мелодий, от которых становится легко и весело, и самому хочется танцевать. В музыке Андрея Кротова слышны и шумелки-пыхтелки-сопелки, без которых трудно представить Винни, в партитуре балета звучат и классические мотивы, и джаз.
Композитор Андрей Кротов — автор мюзиклов, опер, камерных и других произведений. Заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области. Больше четверти века сотрудничает с детским театром «Мир музыки». 16 лет работал концертмейстером в Новосибирском хореографическом училище. Спектакли с его музыкой идут на театральных сценах разных городов России, а также в Сиднее (Австралия). Написанные в соавторстве с супругой либреттистом Нонной Кротовой мюзиклы Новосибирского музыкального театра отмечены Национальной театральной премией-фестивалем «Золотая Маска»: «Вий» — дипломат, а мюзикл «Римские каникулы» — лауреат. За этот же мюзикл Андрей Кротов получил диплом номинанта «За лучшую работу композитора в музыкальном театре». Дважды лауреат Новосибирской театральной премии «Парадиз». Лауреат Международного конкурса «Музыка и электроника».
Музыку к балету про Винни Пуха композитор Андрей Кротов писал в оперативном режиме, в итоге получилась симфоническая поэма, где классические мотивы соседствуют с авангардными. В музыке спектакля, где много неожиданных поворотов сюжета и танцевальных кульбитов, особенно много ударных — колокольчики, ксилофон и другие инструменты, — эти энергичные звуки оживляют сказочный лес, создавая атмосферу «согласного гуденья насекомых».
— С середины августа началась плотная работа по собиранию всех музыкальных треков, номеров, партитур. Завершить нужно было в октябре, а в ноябре записать с оркестром, — рассказывает композитор. — Для меня музыка для детей — даже более взрослая, потому что врать нельзя, нельзя придумывать что-то такое, во что ребёнок не поверит. Всё должно быть очень естественно и легко, мелодично, музыкально. И я старался этого достичь.
Балет для детей и исполняют его юные танцовщики — воспитанники Новосибирского государственного хореографического училища. Так у Винни появляется целая компания Пухов — весёлых существ, похожих на главного героя, которые участвуют во всех его затеях. Прелестные выразительные номера исполняет кордебалет — юные пчёлки, малышки-бабочки, прилежные совята.
В партии Винни Пуха — премьер Никита Ксенофонтов, лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов. Способность перевоплощения и невероятная пластика сделали его любимцем публики. Выпускник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (2017) тридцатилетний танцовщик в этом году отметил десятилетие творческой деятельности на сцене Новосибирского театра оперы и балета (с 2015), премьер с 2022 года.
В репертуаре Никиты Ксенофонтова более 20 ведущих и сольных партий в балетах: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Корсар» Адама, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Кихот» Минкуса, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Пер Гюнт» на музыку Грига, «Золушка» Прокофьева, «Коппелия» Делиба, «Баядерка» Минкуса, «Рубины» на муз. Стравинского, «Изумруды» на муз. Форе (Баланчин) и др.
В июне 2023 стал дипломантом «Бенуа де ла Данс» (Международный балетный приз и фестиваль мирового балета). Победитель пятого сезона проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура» (2024). Награжден двумя специальными призами: «За актерское дарование» и Специальным призом Информационного агентства России ТАСС — «Душой исполненный полет» (Москва, 2024).
Для Винни Пуха придумана особая грация. И этому образу была своя предыстория. Как лауреат Новосибирской театральной премии «Парадиз», «райское яблоко» Никита Ксенофонтов получил за партию Модеста Алексеевича в балете «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в хореографии и постановке легендарного Владимира Васильева. В костюме Модеста у танцовщика уже появляется «пузико», которого, кстати, у самого Никиты никогда не было, родители шутят, что родился он с «кубиками на животе». Так вот пластика изворотливого Модеста, напоминающего большую зеленую жабу или диковинного жука, подготовила рождение нового героя. В образе Винни Пуха с «толщинками» Никита танцует в какой-то особой грации, где детская лёгкость и непосредственность сочетается с любопытством и упорством медвежонка.
— Это на самом деле уникальный опыт для всех, включая меня. Как будто все мои 10 лет творческой жизни в театре сошлись в этой партии, потому что этот персонаж собрал все стороны моих ролей, от позитивных, негативных, трагичных до весёлых, — такая квинтэссенция, — признался Никита Ксенофонтов. — Мне кажется, на этой маленькой сцене родился очень большой герой. Я считаю, что это важная работа не только для театра, но и для школы. Специально созданная музыка, хореография, которые не увидите на других сценах. Такой модерн, новое направление в хореографии. И я считаю, что получилось очень задорно и весело. Хотя надо признать, работать на камерный зал гораздо сложнее, чем на большой сцене, как будто не существует четвертой стены. И я вам открою секрет, работать в детских спектаклях куда сложнее, чем в больших взрослых спектаклях.
Дупло на огромном дубе, где спрятан заветный мёд, почти недостижимо, но лишь сначала. В домике у лучшего друга Пятачка всегда найдётся воздушный шарик. И вот уже на большом экране Винни взбирается на высоту и, встречая отпор пчёл, летит вниз среди облаков… Технология хромакей (визуальные эффекты) позволяет показать невероятные кульбиты Винни Пуха и создать иллюзию полёта, — всё происходит здесь и сейчас, камера на потолке снимает на видео движения «летящего» танцовщика, зрителям за «кустами» этого не видно, а на экране живой мультфильм.
Кроме мультяшного приёма, хореограф Александр Омар приготовил для зрителей несколько сюрпризов. Так сцена Дня рождения Ослика, потерявшего свой хвостик, превращается в дефиле хвостов. Друзья предлагают Иа выбрать из множества прекрасных хвостов и хвостиков: крокодилы с огромными хвостами, изящный павлин, лемуры с полосатыми хвостиками, наконец, рыба, которую вылавливают из воды. Но импозантный ослик мечтает о своём хвостике, и получает его в подарок от совы Савы.
Старейшая обитательница леса сова из сказки стала утонченной учительницей танцев, на её домике висит соответствующая табличка — «Школа балета». Добрая ирония сквозит и на занятии прилежных учеников школы — совят. Сцена вызывает улыбки и смех в зале, ведь это о самих юных исполнителях и их школе.
Совместный проект театра и Новосибирского государственного хореографического училища получился успешным, балет «Винни Пух» вошёл в репертуар театра.
— Мы стали очень дружны, я абсолютно не чувствую разницы в возрасте. Не знаю, хорошо это или плохо, но мы с ребятами очень сильно сдружились. Они большие молодцы, мы с ними и шутили, и ругались, и плакали — всё вместе делали, потому что оказались в одной большой лодке. И это очень ценный опыт, — говорит Никита Ксенофонтов.
Марина Шабанова | Фото Алексея Цилера