18 декабря 2025 года депутаты в третьем (окончательном) чтении одобрили поправки о возможности введения платного въезда в некоторые зоны городов.
Как депутаты принимают неудобные поправки?
Как я сообщал ранее, в последнее время депутаты начали принимать неудобные или непопулярные среди населения поправки, способные вызвать большой общественный резонанс, без широкой огласки. Как это выглядит? Сперва в Госдуму вносится законопроект, предусматривающий одно конкретное изменение. Его принимают в первом чтении, а затем ко второму чтению в этот же документ тихонько вносятся поправки, которые кардинально меняют его содержание. В итоге такой доработанный законопроект буквально в течение одного заседания Госдумы принимают сразу во втором и третьем чтении.
Яркий пример такого хитрого подхода был ровно год назад. Напомню, что в ноябре 2024 года в первом чтении Госдумы был одобрен законопроект об ужесточении наказания для водителей без полисов ОСАГО. Согласно тексту документа, в КоАП РФ с 1 января 2025 года впервые было внесено наказание за повторную езду без ОСАГО. Теперь штраф для "бесполисников" составляет:
- 800 рублей - за первое нарушение;
- от 3 000 до 5 000 рублей - за каждое повторное (в течение года после погашения первого штрафа).
Законопроект получил поддержку среди всех фракций Госдумы, так как был направлен на защиту интересов пострадавших в ДТП граждан.
Кстати, я напоминаю, что выгодно оформить полис ОСАГО, сравнив предложения по ценам от разных страховых компаний на одной странице, Вы можете при помощи онлайн-калькулятора ОСАГО у меня на сайте.
Однако ко второму чтению данного законопроекта в декабре 2024 года Правительство внесло огромный пакет поправок, увеличивающих в 1,5 раза штрафы сразу за большинство нарушений ПДД: превышение скорости, пьяное вождение, проезд на красный, непристегнутый ремень и т.д. Помимо этого, этими же поправками была уменьшена скидка за своевременную оплату штрафов ГИБДД (с 50% до 25%), а срок её действия - наоборот был увеличен (с 20 до 30 дней).
В итоге депутаты оппозиционных партий принципиально не поддержали такую редакцию законопроекта. Причём, само увеличение штрафов депутаты в целом оценили положительно, но проголосовали против они именно из-за того, что поправки были внесены "втихаря", в уже одобренный ранее в первом чтении законопроект, который касался только темы ОСАГО.
Тем не менее, голосов депутатов партии власти хватило для того, чтобы в таком виде законопроект был утверждён во втором и третьем чтении. В итоге, новые штрафы, как мы знаем, успешно заработали с 1 января 2025 года.
Законопроект о военных дорогах
Похожая ситуация произошла и в декабре 2025 года. 16 декабря 2025 года в первом чтении Госдумы был одобрен законопроект о так называемых "военных дорогах".
Поправки были подготовлены в целях оптимизации дорожной деятельности в период действия военного положения. Как говорится в документе, сейчас установлено понятие "опорной сети автомобильных дорог" и регламентированы критерии отнесения автомобильных дорог к опорной сети.
При этом в период действия военного положения в соответствии с законом "О военном положении" для восстановления заданного режима работы и обеспечения обороны страны, а также безопасности государства могут ограничиваться в том числе деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также права их должностных лиц.
Сейчас предусматривается первоочередное финансирование работ по поддержанию автомобильных дорог, входящих в указанную опорную сеть, в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии.
"Таким образом, опорная сеть обеспечит решение задач в целях обороны страны, что исключит необходимость придания отдельным автомобильным дорогам статуса автомобильных дорог оборонного значения", - говорится в пояснительной записке документа.
Законопроектом предусмотрены полномочия Правительства по утверждению:
- порядка использования в условиях военного времени, а также военного положения на территории РФ автомобильных дорог опорной сети и их восстановления, а также проведения мероприятий по их техническому прикрытию и возмещения собственнику автомобильной дороги ущерба;
- порядка отнесения в условиях военного времени, а также военного положения на территории РФ автомобильных дорог к военно-автомобильным дорогам;
- порядка использования военно-автомобильных дорог, а также проведения мероприятий по их техническому прикрытию и возмещения собственнику автомобильной дороги ущерба.
Реализация положений законопроекта обеспечит гармонизацию норм законодательства, будет способствовать систематизации вопросов, связанных с использованием автомобильных дорог в период действия военного положения, пояснили его авторы.
Поправки о платных зонах в городах
Однако ко второму чтению в данный законопроект внесли новые поправки, существенно меняющие его суть. Так, поправками предусмотрена возможность введения так называемых платных зон на двух территориях:
- город Москва;
- Федеральная территория "Сириус" (г. Сочи).
"Платные зоны могут быть установлены на территории города Москвы и в федеральной территории "Сириус". Автомобильные дороги и участки автомобильных дорог, включенные в платную зону на основании решения об установлении платной зоны, приобретают статус платных автомобильных дорог и статус платных участков автомобильных дорог соответственно", - указано в законопроекте.
В документе прописано и определение "платной зоны":
Платная зона - это совокупность автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и (или) местного значения и (или) участков таких автомобильных дорог, расположенных на территории, границы которой определены решением об установлении платной зоны, использование которой осуществляется на платной основе.
Поправки подготовлены "в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ, в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного состояния территории города Москвы", говорится в документе.
Согласно тексту документа, решение об установлении платной зоны, содержащее сведения о границе такой зоны и сроки установления платной зоны, будет приниматься властями Москвы и федеральной территории "Сириус". Так, власти этих территорий получат право определять:
- лицо, осуществляющее функции оператора платной зоны, его права и обязанности;
- методику расчета платы за проезд транспортных средств по платным зонам;
- максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным зонам;
- порядок взимания платы за проезд транспортных средств по платным зонам, предоставления права льготного проезда по платным зонам или проезда по платным зонам без взимания платы;
- правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным зонам.
Причём если сейчас закон предусматривает обязательное наличие бесплатного альтернативного проезда при создании платных дорог, то в случае с платными зонами это будет не обязательным. Иными словами, до некоторых участков и мест города бесплатного проезда может попросту не остаться.
Таким образом, после подписания данных поправок на территории Москвы и федеральной территории "Сириус" могут появиться не только отдельные платные дороги или платные участки дорог (как сейчас), но и целые платные зоны. Соответственно, проезд по всем улицам, дорогам и проспектам, входящим в эту зону, будет платным.
Подобные платные зоны в европейских странах используются для ограничения потока автомобилей в центре городов, где есть проблемы с пробками. В нашем случае, скорее всего, платные зоны также первыми появятся в центре Москвы: за возможность въехать в центр столицы придётся платить. Впрочем, со временем, как это часто бывает, опыт столицы могут масштабировать и на остальные регионы. Опыт платных парковок показал, что происходит это довольно быстро.
Когда вступят в силу эти поправки?
18 декабря 2025 года доработанный законопроект был одобрен Госдумой сразу во втором и третьем (окончательном) чтении, после чего его направили в Совет Федерации. В ближайшую среду, 24 декабря 2025 года, состоится последнее в этом году заседание Совета Федерации: данный законопроект уже включён в его повестку. После одобрения в Совете Федерации документ положат на подпись Президенту.
Согласно тексту финального документа, поправки вступят в силу в следующие сроки:
- о возможности создания платных зон - с 1 марта 2026 года;
- о военных дорогах - с 1 марта 2027 года.
В том, что эти поправки подпишут - сомнений уже нет. Таким образом, уже весной власти Москвы и федеральной территории "Сирус" получат право создавать зоны с платным въездом. Вопрос лишь в том, воспользуются они этим сразу или по факту такие зоны появятся позже.