Найти в Дзене
Сьеджин

Что делает фильмы великими – авторы вечных хитов знали секрет

1 января 1976 года на Центральном Телевидении СССР состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» И вот уже пятьдесят лет культовый фильм не сходит с экранов. А шутки и кадры из фильма народ растащил на цитаты и мемы. Кто бы мог подумать, что сюжет с иронией о типовом строительстве, в котором случается встреча двух незнакомых людей из разных городов, будет актуальной полвека и останется ещё на очень долгое время. Может быть, авторы Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов воодушевлялись наследием Михаила Булгакова? Мастер в бессмертном романе говорит, что москвичей погубит квартирный вопрос – так получается, что этот вопрос вечный..? «Иди в баню!» Или дело не только в одинаковых квартирах, одинаковой мебели и похожих районах новостроек? Фильм стоит на традициях – то, что для русского человека свято. Например, в баню сходить с друзьями перед новым годом. У кого-то не баня, но другой ритуал. Подарить любимой женщине самые дефицитные духи. Французские – добыть

1 января 1976 года на Центральном Телевидении СССР состоялась премьера комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» И вот уже пятьдесят лет культовый фильм не сходит с экранов. А шутки и кадры из фильма народ растащил на цитаты и мемы.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975

Кто бы мог подумать, что сюжет с иронией о типовом строительстве, в котором случается встреча двух незнакомых людей из разных городов, будет актуальной полвека и останется ещё на очень долгое время. Может быть, авторы Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов воодушевлялись наследием Михаила Булгакова? Мастер в бессмертном романе говорит, что москвичей погубит квартирный вопрос – так получается, что этот вопрос вечный..?

«Иди в баню!»

Или дело не только в одинаковых квартирах, одинаковой мебели и похожих районах новостроек? Фильм стоит на традициях – то, что для русского человека свято. Например, в баню сходить с друзьями перед новым годом. У кого-то не баня, но другой ритуал. Подарить любимой женщине самые дефицитные духи. Французские – добыть то, чего не может быть. Тоже традиция. Поставить на стол заливную рыбу… Вспоминаете себя? Вот так фильмы и входят в нашу жизнь – вместе с нею.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975

«У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь...»

Фильм настолько понятный, как и неожиданный. Впервые на советском телевидении поднимались достаточно злободневные и откровенные темы. И действительно, за две серии проживаешь целую жизнь. Знакомую, но другую. Понятную, но удивительно интересную. Это и есть признаки шедевра – говорить об обыденном так, словно это что-то совершенно новое.

«Ну это вообще неслыханно, ребята! Доктор отказывается пить за здоровье!»

Герои фильма – уважаемые люди. Учитель и врач. И авторы их помещают в самую обычную жизненную ситуацию, которая может произойти с любым из зрителей. Да, когда-то можно было сесть в самолёт по чужому билету и оказаться в другом городе, не помня, как вышел. Сегодня такое покажется за пределами здравого смысла, а в то время уже жаловались, что: «…в нас пропадает дух авантюризма». И это тоже частичка популярности фильма. И это до сих пор злободневные вопросы.

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», Мосфильм, 1975

«У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное?»

И вместе с обычными персонажами и допустимой ситуацией фильм полон философских ремарок. Эльдар Рязанов один из немногих режиссёров, кто умел чередовать смешное с грустным, весёлое с трагичным и подавать это на одном блюде. И сделано это было на таком уровне, что, начиная от прабабушек и заканчивая молодым поколением первой четверти XXI века, мы смотрим «Иронию судьбы, или с лёгким паром!» каждый год. В новый год!

«Потрите мне спинку, пожалуйста! Ну, пожалуйста... Что вам трудно, что ли?»

Думали ли Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, что спустя полвека их фильм будет так обласкан и любим? Что песни из фильма будут петь на застольях, а правнуки будут рисовать в компьютерах прикольные мемы с кадрами из их ленты? Я думаю, что это случилось, потому что авторы любили то, что делали. Любили своих персонажей, проживали каждый сюжетный поворот. Любили зрителя, для которого снимали смешные и одновременно грустные фильмы с философскими мыслями на простом, понятном языке.