Очевидный факт, что многие российские пчеловоды недооценивают роль ганемановской или разделительной решётки в пчеловождении, а некоторые, в том числе и весьма именитые, и вовсе считают такие решётки вредными для пчелиной семьи и якобы калечащими пчёл.
На своей пасеке много лет уже использую ганемановские решётки и считаю их неотъемлемым и важным атрибутом современного пчеловодства. Для деревянных ульев Дадана на 12 рамок применяю самые обычные пластиковые литые разделительные решётки из двух половинок 470*235 мм, которые укладываю без всякой обвязки на верхние бруски гнездовых рамок. Такая решётка из двух половинок идеально перекрывает сверху пчелиное гнездо на 12 рамок, размером 450*450 мм.
Какие же аргументы выдвигаются против ганемановских решёток?
Во-первых, считается, что при постановке решёток пчёлы неохотно осваивают магазинные надставки.
Во-вторых, почему-то считается, что разделительные решётки травмируют пчёл. Якобы пчела, когда протискивается сквозь решётку, то может повреждать лапки, крылышки, усики. Возможно этот миф родом из тех времён, когда в ходу были штампованные жестяные решётки, действительно имеющие острые грани. Современные решётки лишены этих недостатков.
В-третьих, считается, что решётки вызывают якобы излишнюю агрессию пчёл, видимо связанную опять же с мифом о травмировании пчёл.
В-четвертых, считается, что применение ганемановской решётки якобы снижает выход товарного мёда на медосборе из-за того, что пчёлам приходится тратить дополнительное время и усилия, протискиваясь через ячейки решётки.
Давайте разберём эти доводы. На моей пасеке летом на весах держу несколько контрольных ульев. Лет десять назад проводил эксперимент, когда один из контрольных ульев работал без разделительной решётки, при этом два других контрольных ульев имели разделительные решётки. Все контрольные ульи имели примерно одинаковое количество пчёл, одинакового возраста маток, одинаковое количество магазинных надставок. В общем, всё более-менее одинаково. Так вот по окончании медосбора абсолютно никакой разницы ни по привесам, ни по выходу товарного меда с этих ульев не заметил. То есть в итоге все контрольные ульи одинаково собрали. Ну конечно, в пределах каких-то незначительных погрешностей (плюс-минус 2-3 килограмма). Никакой агрессии пчёл при постановке ганемановских решёток на своей пасеке никогда не замечал, как и множество травмированных пчёл при постановке решёток наблюдать не доводилось. А ведь если бы они были, то наверняка ползали покалеченные пчёлы возле ульев. Проблема с переходом в магазинные надставки также считаю надуманная в большей степени. Из личного многолетнего опыта могу сказать: когда появляется даже небольшой медосбор, а гнездо пчёлами плотно обсижено, то в подставленные на расширение магазины пчёлки идут как миленькие. Кстати, пчёлы охотнее заходят из корпуса в магазинные надставки, если полурамки ставят в них необсушенные. Тогда пчёлы весьма быстро проходят на запах мёда сквозь разделительные решётки, тут же приступают к обсушке и ремонту сотов и, как правило, уже не уходят обратно в корпус.
А теперь рассмотрим плюсы ганемановских решёток:
Ну, во-первых, решётка позволяет более эффективно использовать продолжительный и несильный медосбор, то есть с суточными привесами от килограмма до двух килограмм. Что будет, если при таком медосборе не ставить разделительные решётки? Пчёлы будут складывать приносимый напрыск в полурамки, но его количества будет недостаточно, чтобы матка из магазинов была гарантированно выдавлено вниз. При таком медосборе матка неизбежно будет успевать засевать часть полурамок в магазинах червой. Большая часть нектара будет расходоваться пчёлами на выкармливание расплода в магазинах, а по окончанию медосбора вы увидите в своих ульях битком забитые пчёлами и расплодом магазины, только вот мёда там почти не будет. Гнездовой корпус за время медосбора освободится от расплода и пчёлы забьют его пергой. Некоторые пчеловоды для предотвращения захода матки в медовые надставки ставят меньшее количество рамок. В стандартный дадановский магазин вместо 12 полурамок ставят 11 или даже 10 штук, при этом пчелы отстраивают более широкие соты с более глубокими ячейками. Матка в самом деле избегает широкие соты, но надо учитывать, что она всё же может засеивать соты до того, как пчёлы их достаточно расширят, особенно если подставили много вощины. Пока пчёлы отстраивают соты, то матка успевает их зачервлять. Опять же при откачке меда многие пчеловоды срезают забрус по верхнему бруску и соты в полурамках после откачки становятся вновь узкими, соответственно опять матка может успеть засеять их до того, как пчёлы расширят соты вновь. К тому же трутневые ячейки матка засевает даже на широких сотах. Трутней в полурамках также не приемлю, даже по низу сотов. Такой метод ограничения производительности матки вряд ли можно считать надёжным. Если же на улье стоит разделительная решётка, то весь расплод будет сконцентрирован в гнездовом корпусе, да ещё пчёлки матку в какой-то степени там ограничивают напрыском и потому чрезмерно много расплода в таком случае в семье не будет. С разделительной решёткой пчелы даже при несильном медосборе будут складывать в магазинах товарный мед, а не выкармливать детку.
Во-вторых, применение ганемановской решётки позволяет создать расплодное гнездо внизу улья более компактным. Пчёлы размещают внизу весь расплод, складывают рядом с расплодом приносимую пыльцу и кормовые запасы. Немаловажно, что пыльцу пчёлы через решётку не протаскивают в магазины и не складируют её там, так как запасы перги пчёлы всегда стараются разместить рядом с расплодом, чтобы было удобнее его кормить. В нижней части улья, под решёткой, получается по окончанию медосбора компактное гнездо, содержащее несколько рамок расплода, несколько мёдоперговых рамок и полномёдные рамки по краям. При сборке гнезда в зиму процесс сборки будет быстрым и простым: достаточно будет убрать с маломёдные и перговые рамки, а дальше либо закормить сиропом либо дать полномёдные рамки.
В-третьих, так как матка находится всегда в нижнем гнездовом корпусе, то в любое время, если вдруг понадобится, матку всегда можно быстро отыскать на небольшом количестве рамок.
В-четвертых, так как матка постоянно находится внизу под решёткой, то по окончанию медосбора можно быстро и эффективно снимать магазинные надставки, применяя пчёлоудалители, либо применяя воздуходувки, либо просто стряхивая пчёл с полурамок у нижнего летка, ведь в этом случае можно не бояться потерять матку.
В-пятых, применение ганемановских решёток позволяет пчеловоду накапливать огромный запас магазинной суши в расчёте на одну пчелосемью, ведь если в магазинах не выводится расплод, по полурамки служат много лет, оставаясь при этом светлыми. Средний возраст магазинной суши на моей пасеке 15 лет и при этом она остаётся светлыми и чистой, ведь в ней никогда не выводился расплод. За год отбраковываю после откачки не более 5 % полурамок от общего числа. Всего же в расчёте на одну пчелосемью имею запас около 60 полурамок суши. Это позволяет быть готовым к любому развитию медосбора от умеренного до бурного. И даже при бурном медосборе исключается ситуация, что у пчёл вдруг закончится место под складирование напрыска и экстренно придется отбирать у них до окончания медосбора магазины с незрелым мёдом и откачивать.
В-шестых, полурамки со светлой сушью можно хранить очень много лет практически без риска порчи их восковой молью, потому что такими рамками она абсолютно не интересуется. Ведь в этой суши нет перги и нет коконов от расплода, которые составляют основу рациона молодых гусениц восковой моли. Восковая моль равнодушна к таким полурамкам. На моей пасеке не было случаев, когда бы моль портила магазинную сушь. Полурамки храню после откачки до безобразия просто: в тех же магазинных надставках, составляю стопки под навесом либо в пасечном домике, сверху закрываю от прохода пчёл листом фанеры или плёнкой, никакими репеллентами не пользуюсь. Тем не менее, не было случаев порчи магазинной суши молью.
Резюмирую: разделительные решётки – необходимый атрибут современного пчеловодства, позволяющий увеличить выход товарного мёда и облегчить труд пчеловода. Не только промышленные пчеловоды, но и любители сейчас не мыслят сейчас своё пчеловождения без разделительных решеток.