Найти в Дзене
Мир чудес

Человек, который не умел забывать: невероятная история Соломона Шерешевского

Сколько раз вы сидели над учебниками, готовясь к экзамену, и мечтали о безупречной, мгновенной памяти? Что ж, для крошечного числа людей это не просто несбыточная мечта. Известные как мнемонисты, эти личности обладают непостижимой памятью и способностью к воспроизведению данных. Это история одного из первых должным образом изученных и самых интересных случаев — Соломона Шерешевского. Родившийся в России в 1886 году в еврейской семье, Шерешевский, или просто «С», как его иногда называют в литературе, внешне вел обычную жизнь. Повзрослев и потерпев неудачу как музыкант, он начал карьеру журналиста. Его дар стал очевиден лишь после случайной встречи с нейропсихологом Александром Лурией (одним из отцов-основателей этой дисциплины). Шерешевский готовил репортаж о лекции, которую читал Лурия. В какой-то момент Лурия оглядел зал и заметил, что, в отличие от всех остальных журналистов, один человек не делает никаких записей. Лурия подошел к Шерешевскому и спросил, почему тот ничего не записыва

Сколько раз вы сидели над учебниками, готовясь к экзамену, и мечтали о безупречной, мгновенной памяти? Что ж, для крошечного числа людей это не просто несбыточная мечта. Известные как мнемонисты, эти личности обладают непостижимой памятью и способностью к воспроизведению данных. Это история одного из первых должным образом изученных и самых интересных случаев — Соломона Шерешевского.

Родившийся в России в 1886 году в еврейской семье, Шерешевский, или просто «С», как его иногда называют в литературе, внешне вел обычную жизнь. Повзрослев и потерпев неудачу как музыкант, он начал карьеру журналиста. Его дар стал очевиден лишь после случайной встречи с нейропсихологом Александром Лурией (одним из отцов-основателей этой дисциплины).

-2

Шерешевский готовил репортаж о лекции, которую читал Лурия. В какой-то момент Лурия оглядел зал и заметил, что, в отличие от всех остальных журналистов, один человек не делает никаких записей. Лурия подошел к Шерешевскому и спросил, почему тот ничего не записывает, на что Шерешевский дословно повторил всю его лекцию. Лурия был потрясен, как и сам Шерешевский, который до этого момента даже не подозревал, что у других людей нет такой безупречной памяти. Это положило начало дружбе и исследовательскому сотрудничеству, длившемуся много лет, в ходе которого Лурия провел множество экспериментов, пытаясь выяснить причину невероятных способностей Соломонова.

Исследования Лурии раскрыли много интересного о работе ума Шерешевского. Его записи указывают на то, что у Шерешевского было «по меньшей мере шесть различных типов синестезии», запускаемых как минимум четырьмя различными ощущениями.

Синестетические связи, описанные Лурией в его книге «Разум мнемониста: маленькая книга об огромной памяти» (номера страниц указывают на источники, подтверждающие каждую связь)
Синестетические связи, описанные Лурией в его книге «Разум мнемониста: маленькая книга об огромной памяти» (номера страниц указывают на источники, подтверждающие каждую связь)

Синестезия Шерешевского была очень яркой. Вот как он описывал реакцию при мысли о числах:

«Возьмите число 1. Это гордый, статный мужчина; 2 — живая женщина; 3 — мрачный человек; 6 — человек с опухшей ногой; 7 — мужчина с усами; 8 — очень полная женщина — мешок в мешке. Что касается числа 87, то я вижу полную женщину и мужчину, покручивающего ус».

Способность Шерешевского запоминать числа была для Лурии особой областью изучения. Тесты начались с того, что Лурия дал ему запомнить 30 чисел и вскоре проверил его — неудивительно, что при его ранее продемонстрированных способностях это не составило проблемы. Затем ему давали все более длинные последовательности (до 70 цифр), и он мог воспроизвести их все. Заинтересовавшись долговременной памятью Шерешевского, Лурия спросил его спустя 15–16 лет о первоначальной последовательности чисел, и тот смог ее вспомнить.

-4

Однако столь яркая и точная память имела и свои проблемы. Из-за связи между его чувствами у него иногда возникали неприятные реакции на раздражители. Он говорил:

«Однажды я пошел купить мороженого… Я подошел к продавщице и спросил, какое у нее есть мороженое. «Фруктовое», — сказала она. Но она ответила таким тоном, что из ее рта вырвалась целая куча углей, черной золы, и я не смог заставить себя купить мороженое после того, как она ответила таким образом».

У него также были трудности с узнаванием лиц, которые он видел как «взаимозаменяемые», иногда возникали проблемы с чтением (из-за отвлекающих ощущений, которые могли вызывать слова), и он раздражался из-за своей неспособности забывать.

Лурия говорил о Шерешевском, что у него «не было четких границ… не было предела ни емкости памяти С., ни прочности сохраняемых следов».

Ближе к концу жизни Шерешевский заявлял, что нашел способ выборочного забывания воспоминаний, хотя это никогда не проверялось научно.

«Тайна» — не научное понятие, но наука состоит из счастливых прикосновений к ней, в которых являет себя ответная — самосознающая радость природы.

  • Хотите разгадывать тайны вместе? Заходите в наш Telegram — здесь мы делимся тем, что действительно удивляет, восхищает и заставляет задуматься! Обсуждаем, спорим, ищем ответы. Присоединяйтесь, ваше мнение важно! А если хотите поддержать нас — купите нам кофе ☕. Каждая чашка помогает искать новые загадки. Или просто оставьте комментарий во ВКонтакте — нам действительно важно, что вы думаете!