Найти в Дзене
За тех, кто в школе!

В Сибири осень холодная ( 2 часть, глава 26 )

--Владлен ! --опять повторил Николай Давыдович. --Не объясняй ничего ! Я всё понял ! --Он посмотрел на голову Владика и суетливо оглянулся . --Послушай , не мог бы ты надеть кепку какую-нибудь , что ли... Владик был так взволнован , что с трудом сообразил , о чем говорит отец . Кепки у него с собой не было , и он беспомощно посмотрел на друга. Иван снял с головы голубую кепку , которую купил когда-то в Харбине и которую называл по -китайски " я ше мао" , и протянул товарищу . " А ведь дедушка был прав ", --подумал он , а вслух произнес : --Это что за маскарад ? --Маскарад не маскарад, --пробормотал Николай Давыдович. --Разберемся ! --и он кивнул на скамейку под кленом . --Ты посиди , подожди ...А мы с твоим товарищем поговорим немного. И он провел Владлена в красивую комнату , посреди которой стоял круглый стол , покрытый белой кружевной скатертью. На столе -- большая ваза со спелыми яблоками . На стенах висели деревянные полочки, а на них -- разнообразные фарфоровые фигурк

--Владлен ! --опять повторил Николай Давыдович. --Не объясняй ничего ! Я всё понял ! --Он посмотрел на голову Владика и суетливо оглянулся . --Послушай , не мог бы ты надеть кепку какую-нибудь , что ли...

Владик был так взволнован , что с трудом сообразил , о чем говорит отец . Кепки у него с собой не было , и он беспомощно посмотрел на друга.

Иван снял с головы голубую кепку , которую купил когда-то в Харбине и которую называл по -китайски " я ше мао" , и протянул товарищу .

" А ведь дедушка был прав ", --подумал он , а вслух произнес :

--Это что за маскарад ?

--Маскарад не маскарад, --пробормотал Николай Давыдович. --Разберемся ! --и он кивнул на скамейку под кленом . --Ты посиди , подожди ...А мы с твоим товарищем поговорим немного.

И он провел Владлена в красивую комнату , посреди которой стоял круглый стол , покрытый белой кружевной скатертью. На столе -- большая ваза со спелыми яблоками . На стенах висели деревянные полочки, а на них -- разнообразные фарфоровые фигурки.

" Это кухня , --понял Владлен. --Как у папы уютно ! А за этим столом собирается вся семья! Близкие люди непременно должны обедать вместе..."

Он пытался вспомнить те слова , нежные , ласковые , которые когда-то мысленно говорил отцу , но почему-то не мог.

--Я понимаю , понимаю , зачем ты приехал , --заговорил Николай Давыдович и суетливо заходил по своей большой кухне . --Конечно , интересно посмотреть на отца. Двадцать один год назад познакомился с твоей матерью на Байкале . Я тогда студентом - пятикурсником был , устроился подработать в партию. И для Ирины это была первая экспедиция! --и Николай Давыдович улыбнулся чему-то . --Я её Иринкой -тростинкой называл. Интересно посмотреть , какая она сейчас, в сорок четыре ...Всё такая же тростинка?

--Мама, она..., --Владлен хотел сказать Николаю Давыдовичу про маму , но вдруг почувствовал , что не может произнести ни слова...

А Лёвушкин , продолжая ходить по кухне , говорил :

--Любовь ...Да, мы с Ирой полюбили друг друга ...Можно сказать , с первого взгляда...Всё помню, всё! Помню нашу палатку в горах , песни у костра, огоньки багульника , --он крепко зажмурился , провёл рукой по волосам. --Но, Владлен, первая любовь редко переходит в прочные , устойчивые отношения ...Когда я узнал , что на свет должен появиться малыш ( а Ира была уверена, что родится мальчик, даже имя тебе придумала-- Владлен) ... Прости , что говорю с тобой об этом, но ты взрослый, должен понять ! Я студентом был ! Студентом ! Со стипендией десять рублей ! В Иркутске комнату снимал! По ночам вагоны разгружать приходилось...Летом работать ! И у родных я попросить помощи не мог ! Не мог ! Я из рабочей семьи ... Мать и отчим трудились на рыбзаводе , сами-то жили от зарплаты до зарплаты...Мне отчим раз месяц кусок сала привозил и килограмм мороженого минтая . Я едва себя прокормить мог. Как содержать семью ? Переводиться на заочное , идти работать ? Но тогда не видать мне красного диплома как своих ушей ...И в Иркутске бы меня не оставили , распределили бы после вуза в какой-нибудь Нижнеудинск ... Я всё сказал твоей матери , всё! И что надо делать , тоже сказал ! Убеждал, что у нас еще будут дети! Потом, когда изменятся обстоятельства. Деньги предлагал. Все , которые заработал в экспедиции ...Чтобы в хорошей клинике, у внимательного врача... Отказалась...Гордая! Всё взяла на себя ! После нашего разговора собрала вещи, на традиционный банкет геологов в Иркутске не осталась и уехала ! И ...твоё появление на свет ( о котором я не знал до сегодняшнего дня) -- её и только её выбор!

Владлен с тоской смотрел на Николая Давыдовича ...Сказки не состоялось . Перед ним был обыкновенный человек, который когда-то оставил маму...Одну. Совсем одну.

В это время раздались легкие шаги . Владлен поднял голову и замер в восторге . По изящной винтовой лестнице спускалась девушка. Медно-золотые волосы тяжелыми прядями падали на плечи. Глаза ...Нет , не глаза , а очи оливково -зеленого цвета напомнили молодому человеку прекрасные хризолиты , которые он видел когда-то на выставке камней. " Это моя сестра !" --восхищенно подумал Владик и поднялся , приветствуя незнакомку . Девушка тоже с интересом посмотрела на Владлена , слегка кивнула , и обратилась к отцу :

--Электрик наконец-то займётся ремонтом , папа ?

--Это не электрик...Парни пришли за яблоками ...

Девушка еще раз с любопытством взглянула на Владлена , на китайскую " я ше мао" ...

--А кепку в помещении надо снимать , --насмешливо произнесла она , взяла из вазы яблоко и удалилась.

Николай Давыдович проводил её ласковым взглядом :

--Дочка, --улыбнулся он Владлену . --Сашенька . --И добавил не без отцовского тщеславия : --Училась в школе без троек . Занимается на первом курсе филфака.

Владлен молчал. Он мог немало рассказать о себе. О том , что получил диплом с отличием , проходил практику в Париже у Владимира Тигрова , кардиолога с мировым именем , поступил в ординатуру ...Но человеку , который был его отцом, неинтересно слушать про это...Он восхищался успехами дочери, даже рядовыми успехами, потому что любил её. А Владлен был ему чужой ...И , видимо, больше всего на свете Николай Давыдович хотел , чтобы незваный гость простился и ушел восвояси. И надо бы поступить так, но что-то мешало Владику сдвинуться с места .

--Теперь самое трудное, --проговорил Николай Давыдович. --Самое трудное. Ты хотел увидеть на меня --и увидел. Понял, что я простой человек , со своими недостатками и слабостями...Представить тебя жене и дочкам я не могу...Есть такое суховатое слово " репутация" ... Репутацию создают шаг за шагом...Так вот у меня репутация хорошего семьянина , верного супруга, заботливого отца...

-- Понял. Ни в коем случае не хочу мешать Вашей жизни. Сейчас уйду , --сказал Владлен.

Но этот чужой ( Владик убедился в этом ) человек всё что-то хотел доказать ему .

--Подожди! Ты мой сын...Но , понимаешь : мы не можем поддерживать отношения ! Иркутск --город небольшой. Новости по нему разлетаются мгновенно...И я , известный инженер , и моя жена , педагог высшей категории ...Мы всегда с людьми, всегда на виду . Два года ведём занятия в " Школе приёмных родителей" .

--В " Школе приемных родителей?" --переспросил Владик.

--Да...Занятия для тех , кто собирается усыновить ребёнка . Попросили выступить перед кандидатами ...Так сказать подать пример.

--Вы приняли в семью малыша ? --с волнением спросил Владлен.

Он решил, что если услышит утвердительный ответ, то простит этому человеку всё! Всё! И то, что Лёвушкин оставил маму одну, и то, что он так сухо и холодно говорил сейчас с ним , Владленом .

--Нет. Я что, похож на идиота ? У меня две дочери. В " Школе приемных родителей " мы рассказываем о воспитании и традициях нашей семьи.

В это время зазвонил телефон.

--Валечка ! --ласково заворковал Николай Давыдович . --Да, всё сделал , Валечка ! И пельмени слепил, и грядки перекопал. Нет, электрик не приходил! Завтра сам пойду в жилконтору! Жду тебя , любимая...Будь за рулем осторожна, утром в центре случилась авария...Сейчас пельмени отварю.

Говорить больше было не о чем. Владлен поднялся , чтобы уйти . И вдруг понял , что не спросил самое главное !

--Николай Давыдович ! Мы могли бы встретиться ненадолго где-то... На нейтральной территории ! Вы не расскажете о маминых родственниках ? Наверное , она говорила Вам о них...

-- Встречаться нам не надо. Да и говорить не о чем...Знаю, что Ира из Москвы, знаю, что из интеллигентной семьи...А остальное ...У матери спрашивай ! У матери !

И надо бы сказать Лёвушкину правду про маму ...Но Владлен опять не смог это сделать.

--Вот возьми , --и Николай Давыдович вынул из шкафа конверт с деньгами. -- Прости , если можешь. И прощай.

--Не нужно. У меня есть деньги!

--В молодости они особенно необходимы . По себе знаю. Возьми !

--Спасибо . Не надо.

Владлен встал , положил на стол пакет со свитером.

--Вот. Мой подарок. В Сибири осень холодная .

И, чувствуя , что не в силах продолжать, кивнул Лёвушкину и вышел во двор , где его ждал Иван.

--Пойдем, Ваня ! --сказал он другу. --Это чужой человек.

И , надвинув кепку на глаза, быстро зашагал по улице.

У автобусной остановки они остановились.

--Владик ! Ты ...хочешь побыть один ? Или, может, поговорим ?

--Потом поговорим , Ваня. Я вернусь в гостиницу вечером. --и , пожав товарищу руку , Владлен вошел в остановившийся автобус.