Найти в Дзене
УРА.РУ

Режиссер НКВД, жертва Сталина и триумфатор Канн: 121 год со дня рождения Сергея Юткевича

В воскресенье, 28 декабря 2025, исполняется 121 год со дня рождения Сергея Юткевича — советского режиссера, чья судьба стала зеркалом эпохи. Создатель манифеста эксцентризма и соратник Эйзенштейна, он снял эталон соцреализма и трижды получал призы Каннского фестиваля. Он спасал ссыльных драматургов и сам едва не погиб. Экспериментатор, вынужденный снимать по заказу Подробнее в материале URA.RU. Сергей Иосифович Юткевич родился 28 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Юткевича и дворянки Наталии Лавровой, окончившей Высшие бестужевские курсы. Семья жила на 4-й Рождественской улице, мальчик учился в частной гимназии с совместным обучением, изучал четыре языка и регулярно посещал Александринский театр и Мариинку. Когда грянула Февральская революция, двенадцатилетний Сергей активно включился в уличную жизнь — развозил на мотоциклетной коляске первые номера газеты «Известия» по рабочим окраинам Петрограда. Летом 1917 года родители о
Оглавление
Сергей Иосифович Юткевич — советский режиссер, сценарист, актер, художник, теоретик кино, педагог
Фото: Wikipedia / Public Domain © URA.RU
Сергей Иосифович Юткевич — советский режиссер, сценарист, актер, художник, теоретик кино, педагог Фото: Wikipedia / Public Domain © URA.RU

В воскресенье, 28 декабря 2025, исполняется 121 год со дня рождения Сергея Юткевича — советского режиссера, чья судьба стала зеркалом эпохи. Создатель манифеста эксцентризма и соратник Эйзенштейна, он снял эталон соцреализма и трижды получал призы Каннского фестиваля. Он спасал ссыльных драматургов и сам едва не погиб. Экспериментатор, вынужденный снимать по заказу Подробнее в материале URA.RU.

Детство Сергея Юткевича

Сергей Иосифович Юткевич родился 28 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Юткевича и дворянки Наталии Лавровой, окончившей Высшие бестужевские курсы. Семья жила на 4-й Рождественской улице, мальчик учился в частной гимназии с совместным обучением, изучал четыре языка и регулярно посещал Александринский театр и Мариинку.

Когда грянула Февральская революция, двенадцатилетний Сергей активно включился в уличную жизнь — развозил на мотоциклетной коляске первые номера газеты «Известия» по рабочим окраинам Петрограда. Летом 1917 года родители отправили сына на курорт Славянск, где началась его театральная карьера. Мальчишку заметили гастролировавшие актеры столичных трупп и позвали в театр — сначала суфлером, затем помощником режиссера.

Из Славянска семья переехала в Харьков, не рискнув возвращаться в голодающий Петроград. Здесь Юткевич продолжил учебу и открыл для себя Александра Блока, чьи лирические драмы потрясли юношу настолько, что желание поставить их на сцене осталось с ним на всю жизнь. В Киеве он познакомился с Григорием Козинцевым — начало дружбы, которая изменит советское кино.

Начало пути Сергея Юткевича

С 1929 года Юткевич преподавал во ВГИКе (профессор с 1940)
Фото: Wikipedia / Public domain
С 1929 года Юткевич преподавал во ВГИКе (профессор с 1940) Фото: Wikipedia / Public domain

В 1921 году Юткевич перебрался в Москву и поступил сразу в два учебных заведения: ВХУТЕМАС на театрально-художественный факультет и Государственные высшие режиссерские мастерские к Всеволоду Мейерхольду. Параллельно работал художником в театральной мастерской Николая Фореггера, где познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они оформили несколько спектаклей, включая буффонаду «Хорошее отношение к лошадям».

В 1922 году двадцатидвухлетний Юткевич вместе с Козинцевым, Траубергом и Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм» — теоретическую платформу Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Молодые теоретики пытались создать новое революционное искусство, смешивая театр, эстраду, цирк и агитационные представления. Юткевич работал режиссером и художником агитационных групп «Синяя блуза» и «Смычка», ставил политические скетчи и эстрадные номера.

Первые фильмы Сергея Юткевича

С 1924 года Юткевич перешел в кино. В 1926-м возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ), одновременно работая художником в театре и кино. Его ранние режиссерские работы — «Кружева» (1928), «Черный парус» (1929), «Златые горы» (1931) — отличались активными экспериментами с жанром, стилем и формой.

Однако эпоха формализма заканчивалась. После постановления 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций в советском искусстве утвердился единый метод социалистического реализма. Фильм «Златые горы», а затем «Встречный» (1932, совместно с Фридрихом Эрмлером) стали поворотными — режиссер жертвовал выразительной формой ради идеологического содержания. «Встречный» объявили эталоном соцреализма в кино.

К концу 1930-х Юткевич, как один из видных советских режиссеров, был обязан создавать картины по вкусу главного заказчика — Сталина. Он снял короткометражную агитку «Как будет голосовать избиратель» (1937) о выборах в Верховный совет, затем последовали «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем» (1938) и «Яков Свердлов» (1940). Киновед Петр Багров позже напишет, что Юткевич никак не мог вписаться в соцреализм, что стало причиной его общественно-политической карьеры, навсегда затмившей его фильмы.

Тайная жизнь Юткевича: режиссер НКВД

В 1938-1944 годах Юткевич стал художественным руководителем студии «Союздетфильм». Но параллельно он занимал странную для режиссера должность — с 1939 по 1946 год был главным режиссером Ансамбля песни и пляски НКВД, созданного по инициативе Лаврентия Берии.

Именно здесь проявилась двойственность натуры Юткевича. Он заявил начальству, что ансамблю нужны первоклассные драматурги, и добился возвращения из ссылки Михаила Вольпина и Николая Эрдмана. Балетмейстерами стали Асаф Мессерер и Касьян Голейзовский, музыку писал Шостакович, декорации создавали Петр Вильямс и Вадим Рындин. Багров позже отметит: в ансамбле НКВД образовался островок 1920-х годов. Такие островки Юткевич пытался обустроить везде, куда бы ни заносила его судьба.

Сложный период в жизни Юткевича

Сергей Юткевич лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983)
Фото: Федеральный архив Германии / Галбек, Фридрих / CC-BY-SA 3.0 © URA.RU
Сергей Юткевич лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983) Фото: Федеральный архив Германии / Галбек, Фридрих / CC-BY-SA 3.0 © URA.RU

Самым тяжелым периодом стали послевоенные годы. В 1947-м Юткевич экранизировал пьесу Погодина «Кремлевские куранты» под названием «Свет над Россией». Картину отправили на полку — образ Ленина показался недостаточно масштабным. Существует и другая версия: режиссер перегнул планку, перенеся свидание героев в кафе поэтов и практически целиком показав представление «Незнакомки» Блока в манере 1918 года.

В 1949 году, в кампанию против космополитизма, Юткевич с его эксцентрическим прошлым и караимским происхождением оказался удобной мишенью. Киновед Олег Ковалов писал: злостным формалистом и вождем антинародного космополитизма объявили Юткевича — со своими модернистскими устремлениями и подходящей для антисемитских шабашей фамилией этот потомок польских дворян был истинной находкой для громких проработок 1949 года. Во время одной из них его довели до сердечного приступа.

На проработочном собрании в Доме кино Марк Донской, задыхаясь от гнева, кричал Юткевичу: «За паршивенькие статейки получил звание доктора? Отдай обратно!». Юткевича изгнали из ВГИКа и ВНИИ искусствознания. В кино он вернулся только в 1952 году, сняв далекую от политики биографическую ленту «Пржевальский».

Триумф Юткевича в Каннах

После смерти Сталина судьба режиссера изменилась. Советско-албанская постановка «Великий воин Албании Скандербег» (1954) получила премию Каннского фестиваля. В 1954-м Юткевич вернулся во ВГИК, где преподавал до конца 1960-х. Он поставил около тридцати спектаклей в московских и ленинградских театрах, включая «Баню» (1953) и «Клоп» (1955) Маяковского, «Карьеру Артуро Уи» (1965) Брехта. В 1960-1965 годах был главным режиссером Студенческого театра МГУ.

Экранизация «Отелло» (1955) с Сергеем Бондарчуком принесла еще одну премию Каннского фестиваля. Юткевич стал частым гостем во Франции, трижды входил в жюри Каннского фестиваля, с 1968 года был вице-президентом Французской национальной синематеки. В 1962-м получил звание народного артиста СССР.

Фильм «Ленин в Польше» (1965) стал событием — на экране появился живой человек, а не ходульный вождь. Закадровым текстом шел внутренний монолог Ленина, практически поток сознания. Картина получила Госпремию СССР и приз Каннского фестиваля, вошла в репертуар киноклубов наряду с Тарковским и Бергманом.

Личная жизнь Сергея Юткевича

О личной жизни Юткевича известно немного. Первой женой была актриса Нина Яковлевна Шатерникова (1902-1982). От этого брака родилась дочь Марианна Сергеевна Шатерникова (1934-2018), ставшая киноведом и переводчиком кино, кандидатом искусствоведения. С 1964 года преподавала во ВГИКе, работала научным сотрудником НИИК, в 1990 году эмигрировала в Калифорнию.

Второй женой стала балерина Елена Михайловна Ильющенко (1904-1987), ровесница режиссера. Этот брак был единственным и продлился до смерти Юткевича. От этого союза родилась дочь Наталья Сергеевна Юткевич (род. 1928), работавшая редактором на ЦСДФ и Центрнаучфильме. Супруга пережила мужа всего на два года.

Последние годы Сергея Юткевича

Умер Сергей Юткевич 23 апреля 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище
Фото: Ipaat / Wikipedia / CC BY 3.0
Умер Сергей Юткевич 23 апреля 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище Фото: Ipaat / Wikipedia / CC BY 3.0

До последних лет Юткевич оставался верен экспериментам. В 1962 и 1976 годах поставил анимационные версии «Бани» и «Клопа» Маяковского методом киноколлажа, соединяя игру актеров с документальными кадрами и мультипликацией. В 1968-м восстановил старую ленту «Барышня и хулиган» (1918) с участием самого Маяковского.

Последней значительной работой стал «Ленин в Париже» (1981), получивший Государственную премию СССР. В начале 1980-х режиссер осуществил мечту юности — поставил в Московском музыкальном камерном театре «Балаганчик» и «Незнакомку» Блока.

Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. За жизнь он получил звание Героя Социалистического Труда (1974), три ордена Ленина, две Сталинские и две Государственные премии СССР, стал доктором искусствоведения и автором многочисленных книг о кино.

Фильмография Сергея Юткевича

За шестьдесят лет в кино Сергей Юткевич снял более тридцати игровых и документальных фильмов, работал художником-постановщиком и сценаристом. Его картины получали международное признание и становились предметом острой критики, но всегда отличались поиском новых форм выражения:

  • «Даешь радио!» (1925) — режиссерский дебют, эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников
  • «Кружева» (1928) — первая самостоятельная режиссерская работа, за которую был обвинен в формализме
  • «Златые горы» (1931) — поворот к соцреализму
  • «Встречный» (1932, совместно с Ф. Эрмлером) — объявлен эталоном социалистического реализма в кино
  • «Шахтеры» (1937)
  • «Человек с ружьем» (1938) — первое обращение к ленинской теме
  • «Яков Свердлов» (1940) — Сталинская премия второй степени (1941)
  • «Новые похождения Швейка» (1943) — возвращение к сатире в годы войны
  • «Освобожденная Франция» (1944) — документальный фильм
  • «Здравствуй, Москва!» (1945) — живой, веселый фильм, лишенный советской идеологии
  • «Молодость нашей страны» (1946) — Сталинская премия первой степени (1947)
  • «Свет над Россией» (1947) — отправлен на полку после критики
  • «Пржевальский» (1951) — возвращение в кино после разгрома
  • «Великий воин Албании Скандербег» (1953, СССР-НРА) — премия Каннского кинофестиваля (1954)
  • «Отелло» (1955) — премия Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру (1956)
  • «Рассказы о Ленине» (1957)
  • «Баня» (1962, мультипликация) — экспериментальный анимационный коллаж по Маяковскому
  • «Ленин в Польше» (1965, СССР-ПНР) — премия Каннского кинофестиваля (1966), Государственная премия СССР (1967)
  • «Сюжет для небольшого рассказа» (1969, СССР-Франция) — о Чехове и Лике Мизиновой
  • «Маяковский смеется» (1975, мультипликация) — фильм-коллаж по пьесе «Клоп»
  • «Ленин в Париже» (1981) — Государственная премия СССР (1983)
К
Курбан Карибов