Найти в Дзене
АмбассаЖор

«Это на праздник»: уникальная коллекция посуды в усадьбе Рукавишниковых

Путешествия по России особенно запоминаются не только всем известными музеями – Эрмитаж в Петербурге, Третьяковская галерея в Москве – но и местами, про которые узнаешь случайно, составляя культурную программу. Для меня таким открытием стал Нижегородский музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых».
Фонды музея насчитываю более 340000 единиц хранения, а это половина государственного музейного фонда
Оглавление

Путешествия по России особенно запоминаются не только всем известными музеями – Эрмитаж в Петербурге, Третьяковская галерея в Москве – но и местами, про которые узнаешь случайно, составляя культурную программу. Для меня таким открытием стал Нижегородский музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых».

Усадьба Рукавишниковых
Усадьба Рукавишниковых

Фонды музея насчитываю более 340000 единиц хранения, а это половина государственного музейного фонда Нижегородской области. 

Музей интересен не только историей и экспонатами прошлого, но и большим собранием предметов из фарфора и стекла, выставленных в Открытом хранении. Коллекция насчитывает более 2000 предметов.

От античности до XX века — по комнатам и эпохам

Экспозиция выстроена по хронологическому принципу и занимает анфиладу залов третьего этажа.

Сервиз
Сервиз

Переходя из комнаты в комнату, смотришь на изделия, которые в нашем обществе принято держать в сервантах и немного понимаешь такую позицию, ведь сохранившиеся предметы в идеальном состоянии и их очень хочется разглядывать.

Здесь рядом уживаются:

  • древнегреческая керамика,
  • китайский и японский фарфор,
  • итальянская майолика,
  • венецианское стекло,
  • русская гжель,
  • западноевропейский и русский фарфор XVIII–XX веков.

Хранение как рассказ о том, как менялись вкусы, технологии, представления о роскоши и о том, что вообще считалось достойным праздничного стола.

Экспонаты, которыми гордятся сотрудники 

Среди предметов настоящие редкости. Например, флорентийское зеркало первой четверти XVIII века, рама которого украшена смальтовой мозаикой. Вещь, которая сама по себе произведение искусства, а не просто предмет интерьера.

Масштаб
Масштаб

Отдельного внимания заслуживает блюдо Бернара Палисси XVI века, мастера, чьи работы сегодня можно пересчитать по музеям мира. А рядом уникальный «вершининский» стакан, пришедший в музей из коллекции знаменитого нижегородского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина. Таких стаканов в мире осталось не больше двадцати.

Тарелки, в которые влюбилась я

Помимо «амбассаЖорства» многие меня знают, как «тарелочницу» (обратите внимание на аватарку канала). Мой блог про обзоры вкусных и интересных мест, а всё вкусное как раз таки на тарелках! Помимо этого я люблю находить необычные предметы сервизов и не храню их за стеклом, а ежедневно использую в быту. 

Меня, как петербурженку, очень порадовало наличие в коллекции предметов из сервизов Придворной конторы Зимнего Дворца, сервиза «С гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» Царскосельского дворца, выпущенного Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге. В коллекции представлена и знаменитая «кобальтовая сетка» от ИФЗ.

Изделия ИФЗ
Изделия ИФЗ

Но в памяти отпечатался не только знакомая с детства посуда, но и изделия Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуры Саксонии XVIII в. Изящные изделия, выполненные вручную, тончайшая кропотливая работа, которую точно можно достать только «на праздник», да и привычно в посудомойку такое не поставишь.

Изделия Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуры Саксонии
Изделия Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуры Саксонии

И, безусловно, английская керамика Графства Стаффордшир ХІХ в. Тончайший рисунок, будто выполненный кистью с одним волоском, сюжетность и разнообразие точно невозможно пропустить и пройти мимо.

Истории купеческого дома

Экспозиция не обходит стороной и локальную историю. Здесь можно увидеть предметы из клада купцов Каменских, вещи из сервизных кладовых, образцы русского стекла XVIII–XIX веков. Всё это живая картина купеческого быта, где каждая тарелка знала своё место и свой повод.

Почему это стоит увидеть

Выставка про культуру бережного отношения к вещам, про праздник как событие, к которому готовились, и про дом, где предметы передавались из поколения в поколение.

Сервировка
Сервировка

Усадьба Рукавишниковых в этом смысле идеальное место. Здесь посуда наконец оказалась там, где ей и положено быть: в пространстве, где роскошь была частью повседневной жизни, а фраза «это на праздник» значила гораздо больше, чем просто красивый стол.

А вы любите посуду? Подписывайтесь, тут о вкусных и интересных путешествиях!