(Продолжение.
Начало тут-https://dzen.ru/a/aT5TRFyJ4kRf-9Zv?share_to=link
и тут-https://dzen.ru/a/aT_EIMO1KUktLz-p?share_to=link).
Что же касаемо героя нашего рассказа.....то о Михалыче продолжим рассказ ниже.
Остались позади курсантские годы. Выпуск их набора из стен прославленного училища, вручение дипломов и значков, последнее торжественное прохождение перед трибуной с командованием и почетными гостями, восторженные взгляды девушек, напутствие родителей, торжественный обед в ресторане- все это пролетело одним смазанным мгновением.Оставив в памяти после себя только черно-белые фотографии. Отпечатанные любительским способом увлекающимися этим делом однокашниками. Да выпускной альбом с подписями твоих же однокашников с различными пожеланиями и изречениями мудростей разных философов и мудрецов. Китайских и из других стран и частей света.
Далее новоиспеченных лейтенантов ждали дальние гарнизоны. Раскинутые по необъятным просторам нашей страны и за ее пределами. Ну и служба в новом качестве- офицер Военно Воздушных Сил ВС СССР.
Михалыч попал служить на Крайний Север. На такой крайний, что подойди чуть поближе к краю, казалось,что можно увидеть ласту черепахи. На которой держится наша плоская планета (шутка). А если серьезно, то выдали ему предписание убыть в распоряжение командующего э-Тцкой Воздушной Армии. Которая находилась на таких задворках нашей необъятной Родины, что даже в мыслях невозможно себе представить где это. Не говоря уже о том, чтобы поискать это место на карте. В общем уж послали, так послали!
Поначалу было даже как то интересно. Пол-года день, пол-года ночь. Северное сияние на все небо. Снега в избытке. Но летом........если точнее, то семь-десять дней в середине июля ( это время в тех краях столько лето и длится) почти все тает. С одной стороны как то необычно. Жарко. Вся тундра в цветах. А сильно теплом не попользуешься- проблема в летающих кровососах. На севере птиц нет. Поэтому всяко разные пискуны чувствуют себя весьма вольготно и в безопасности. Стоит неосмотрительно на улице показаться с открытыми участками тела, так тебя тут же буквально облепляют эти враги рода человеческого. Не успеваешь от них отмахиваться. Хорошо, что не долго.
Потом снова холодает. И к концу августа начинает сыпать снег. Снега порой выпадает очень много. Он, как и комары, присутствует с избытком в тех краях. Без него никак. Он составляет общую картину бытия. Зимой ( когда зима в буквальном смысле этого слова- в том числе и для той местности, где проходили лейтенантские годы нашего героя) снега через чур много. Как и комаров летом. Тогда полеты отбивают. Личный состав полка перенацеливают на выполнение другой боевой задачи. У каждого запасена специальная лопата для уборки снега. В народном военном фольклоре метко названа ЛА-5 ( Лопата Авиационная - производительность 5 кубометров снега за один заход). Мероприятия по уборке снега, соответственно - "полеты на ЛА-5".
И начинают откапываться. Сначала самолеты и стоянки. Потом казармы и жилые дома. Затем все остальное. Совершив первичную уборку снега лопатами, можно расслабится и перекурить. В дело вступает аэродромная техника. Которая расчищает снег на больших площадях. Но лопатами раскидать снег это еще пол-дела. Теперь его надо аккуратно оформить в прямоугольные композиции. Напоминающие пирамиды майя и ацтеков. Чтобы все это белое великолепие гармонировало с армейским окружающим ландшафтом. Единообразно и габаритами, согласно прописанными в уставе. В противном случае если случится мимо проходить какому нибудь военному предводителю и его глаз зацепится за бесформенное безобразие ...... нечто, то вопли будут такими, что сорвут стаю бакланов в пяти километрах от аэродрома с прибрежных скал. И обратят в паническое бегство пару-тройку белых медведей. Но это если вьюга не разгуляется на несколько дней. Тогда весь личный состав собирают кого где. И занимают его всем, чем угодно, лишь бы у него свободного от службы времени оставалось как можно меньше. В такой период природной нестабильности все жилые объекты жизнеобеспечения соединяются между собой веревками. За которые народ держится при перемещении, скажем из казармы в столовую. Или из дома в магазин. Были случаи, когда во время вьюги, да еще когда на дворе стояла полярная ночь группа бойцов блуданула. И три дня, пока бушевала непогода наворачивали круги вдоль ВПП аэродрома. Думая, что они ушли на 15 километров от точки. По факту находясь на ней. Хорошо, что метель закончилась через три дня и их наконец то обнаружили. Сильно промерзших, но самое главное живых. Были обогреты, напоены горячим чаем и накормлены куриным бульоном. Затем через денек-другой отправлены на большую землю ( так в шутку называли место, где начинается цивилизация) в госпиталь. Одному из них ампутировали нижние конечности в виду обморожения и начавшейся гангрены. И комиссовали под чистую. Остальных оставили на лечение воспаления легких и реабилитацию. После чего они вернулись и дослужили как положено. Правда, до самого дембеля от старшины не отходили больше ни на шаг.
Так что со снегом там все нормально. С морозами там тоже все по взрослому. Арктика- какие могут быть игрушки! Морозы порой стоят такие, что прибыв на стоянку после общего построения, ты чувствуешь себя скукоженным эмбрионом, замороженным до звенящего состояния ради некоего научного эксперимента. Поначалу мороз пробирает тебя до самых твоих сокровенных молекул. Без преград проникая через мех технической куртки и рукавиц. Колючую верблюжью шерсть, из которой связан служебный свитер. Ватин технических ползунков. И даже через мех унт и шерстяных носков. Напрочь заморозив пальцы на ногах и руках. До такой степени, что ты перестаешь их чувствовать. Но стоит в руки взять ЛА-5 и начать кидать и передвигать на край самолетной стоянки белые нагромождения, незаметно приободряешься. Кровь в тебе начинает циркулировать живее. Пальцы ног и рук постепенно нагреваются до такой степени, что снимаешь перчатки и за черенок лопаты берешься уже голыми руками. Тобой овладевает азарт охотника. И обуревает единственное желание поскорее расчистить стоянку самолета от этого белого изобилия. Когда значительная часть снега раскидана, сбавляешь темп и с галопа переходишь на более умеренный режим. Своим внутренним миром погружаешься в некое философско-мыслительное состояние. И уже практически на автопилоте продолжаешь снегоуборочные работы. Твои руки, уставшие перелопачивать кубометры снега слегка обвисли. И в них больше нет того заряда бодрости, кои были с самого начала уборки. Лопата заметно прибавила в весе. Словно кто то незаметно для тебя в ее конструкцию добавил пару десятков килограмм чего то тяжелого. При этом твое состояние становится меланхолично-романтичным. Процесс и себя ты полностью перевел в режим автопилота.
Взявшись за основание лопаты, вяло пихаешь ее впереди себя. Догребая снежные остатки, очищая стоянку до бетонных плит. Опять же пребывая в мыслях очень далеко. До тех самых пор, пока кромка острия лопаты не втыкается в стык бетонных аэродромных плит. Поскольку ты пребываешь в неге и двигаешься по инерции, то черенок лопаты и сложенные на ней ладони весьма чувствительно тыкают тебе в то место, где обычно заканчивается человек и начинается размножение. От боли и неожиданности ты моментально возвращаешься на место своего физического пребывания. То есть на нашу бренную планету, скованную ледяным панцирем. Морщась от боли и возмущения, произнеся в слух:
-Бляяяяяяя...................................
Взбодришься. Сосредотачиваешься. И продолжаешь свою миссию по освобождению планеты от сил вселенского зла ...............очистке снега.
Ну и полеты, полеты и еще раз полеты. Само собой разумеющееся. Как в свое время пел Эдуард Хиль:
Опять приходится прощаться
И небо нас зовёт опять.
Земля не может, не может не вращаться,
Пилот не может, не может не летать.
Наш Михалыч, уже в звании капитана и должности старшего летчика первого звена второй эскадрильи служил уже который год бессменно в этом богом забытом уголке Земли. К этому времени успел женится и обзавестись детьми. Привезя супругу к новому месту, поначалу сомневался, выдержит ли его вновь приобретенная боевая подруга условия быта и справится ли с трудностями жизни в далеком гарнизоне. Но супруга приятно удивила его. С первых же дней прибытия к месту службы мужа, сразу взялась за обустройство их семейного гнезда. В чем ей охотно помогали жены сослуживцев. Так уж сложилось, что гарнизонная жизнь дарит тебе друзей на всю оставшуюся жизнь. Порой твои сослуживцы ближе твоих родственников по крови. Это обусловлено тем, что все вместе проходят через ряд испытаний. В таких условиях, в которых каждый показывает всю свою сущность. И если это испытание пройдено, то вернее и надежнее друга более не найти. Не даром же есть поговорка про таких - вместе пуд соли съели.......
То же касается и женской половины военных. Деля вместе суровый быт своих супругов, женщины так же помогают друг другу. Особенно тем, кто только прибыл и ранее с явлением под названием "жизнь в глухом гарнизоне" не сталкивался. В таких условиях взаимовыручка и помощь не жест доброй воли, а жизненная необходимость.
В общем, у нашего Михалыча со временем все наладилось. Жена занималась домом и детьми. Как и жены других служивых. Мужчины пропадали на аэродроме. Вместе отмечали праздники. Выезжали на природу, когда это позволяла сделать природа и комары.
Нашему герою близился срок, когда его должны были заменить в другую часть. Уехать вроде бы и хотелось - отогреться от постоянных морозов, да отъестся нормальными фруктами. Той же клубникой. Которую завозили в их глухомань в лучшем случае раз в пятилетку. Да и то сильно мороженную.
Но с другой стороны он уже так привык к коллективу, ставший практически родным. И словно прикипел к этим суровым местам, не обезображенных цивилизацией. Поэтому внутреннее состояние у него было двояким. Вроде и хотелось отсюда уехать насовсем. И где то в глубине души было жалко оставлять эти живописные места, где провел лучшие годы своей жизни.
Незадолго до замены поручили ему "дембельский аккорд". Так называют в армии какое нибудь поручение перед заменой к новому месту службы, или демобилизацией. Командир поручает сделать максимум при наличии минимума. Необходимо проявить армейскую смекалку, расторопность и усердие, чтобы придумать где достать недостающее. И в установленный срок выполнить поставленную задачу.
Послали Михалыча далеко. В жемчужину у Черного моря, город - герой Одессу.
Практически на другой конец страны. Но не любоваться Потемкинской лестницей, памятнику Дюку де Ришелье, или Оперным театром.
Послали в южный портовый город Михалыча с конкретной целью - принять на 562 Авиа-Ремонтном Заводе сданный туда с пол-года тому назад на ремонт МиГ-21 их полка.
562 АРЗ, расположенный в городе Одессе был ровесником его прославленного Качинского военного училища. По крайней мере так принято считать. Изначально носил имя своего основателя и мецената - одесского банкира и предпринимателя Артура Антоновича Антара. Но поскольку это было при старом режиме, то в советское время его переименовали в "Главный Авиационный Завод номер 11". После катаклизмов гражданской войны и начала индустриализации СССР, его переквалифицировали. Понизив его статус до мастерских. И он стал носить название "Государственные Авиамастерские номер 7". После Великой Отечественной его снова переименовали в "302 Авиа-Ремонтную Базу ВВС". И спустя какое то время, если конкретней, то в 1964 году завод получил свое окончательное название и стал "562 Авиа-Ремонтным Заводом". После развала Союза и передачи его в собственность приобретшей независимость Украины, с ним продолжили проводить эксперименты. Собственно, как и со всеми предприятиями на территории бывшего Союза. Однако дальнейшие перипетии бывшего 562 АРЗ в городе Одесса по теме данного рассказа нас не интересуют. Поэтому вернемся к ней. К теме то есть.
Итак, послали Михалыча перед заменой в славный город Одесса. Добирался он туда на перекладных "почтовиках" ( Военно-Транспортные и пассажирские самолеты МО ВВС, задействованные по развозу почтовых перевозок) долго.
По прибытию на аэродром "Школьный" отметил командировочный. Забронировал место в гостинице. Наведался в ЛИС ( Летно-Испытательная Станция), предоставил бумаги и поинтересовался, когда можно прийти и опробовать отремонтированную машину. С ним пообщались. Удивились обилию снега в краях, откуда он прибыл к ним. Не смотря на то, что на календаре значился конец августа. Рассказали куда можно сходить в их городе. Посмотреть и ознакомится с достопримечательностями. Ну и назавтра к обеду они его ждут на облет. Борт поставлен в план. Попросили сильно не злоупотреблять их южным солнцем и доступным алкоголем. С непривычки может напечь маковку и ударить в голову. На том и распрощались.
Сказать, что на Михалыча город произвел сногсшибательное впечатление, не сказать ничего. По крайней мере фруктов в такой доступности и такой цене. Что больше всего его впечатлило - это свободно растущий в посадках дикий абрикос. Который местные называли жерделой.
Он включил режим "плодожорка". И стал наверстывать упущенное за годы службы на Севере без витаминов. Уничтожая в каких то промышленных масштабах яблоки, груши, персики, сливу, абрикосы.
Забредя на "Привоз" ( центральный рынок города, расположенный невдалеке Малой Арнаутской улицы) дорвался до доступного.
Благо, финансы позволяли. На Севере платили полуторный оклад. Да и тратить там было особо негде. А тут было столько соблазнов..........
Огрызки и косточки фруктов отлетали от Михалыча как гильзы отстреленных снарядов из скорострельной "Шилки". Производящая 3400 выстрелов в минуту со всех 4 стволов.
Не прекращая поглощать фрукты, он совершил променад по центру города. Полюбовался Оперным театром и памятником основателю города. Спустился по Потемкинской лестнице к морвокзалу. Поротозействовал, любуясь огромными белоснежными лайнерами на причалах. А так же стоящих величественно вдалеке на рейде, ожидая своей очереди захода в порт. Прошелся по Дерибасовской. Посетил магазинчики и торговые павильоны. Накупил сувениров. Искупнулся в море. Подивившись теплоте воды в такое время года. К вечеру уставший приятной истомой, переполненный впечатлениями ввалился в номер гостиницы. Которая была тут же при заводе.
Выспавшись, сходил на небольшой рынок, расположенный рядом. Накупил там у бабушек яблок. После чего сходил в столовую на завтрак. И к назначенному времени прибыл на медосмотр. Доктор бегло его осмотрев и замерив у Михалыча все необходимое, задал пару вопросов. Касаемо количество часов, проведенных во сне и общему самочувствию. Не было ли чего замечено не очень хорошего в организме после резкой смены климата. Удовлетворившись ответами, к полетам его допустил. Пройдя постановку задач под магнитофонную запись, он направился на стоянку. По дороге забрав авоську яблок на проходной. Оставленную им там заблаговременно.
Надо отметить, что одесситы ребята особенные. Они не только всемирно признанные юмористы, хохмачи и приколисты. Они еще очень предприимчивые и деловые. И фраза шефа "Время деньги. Видишь деньги- не теряй время!" из нетленки Гайдая "Бриллиантовая рука" очень точно про них. В общем, деловые люди. Поэтому Одесса была всегда на особом счету при любой власти.
Это проявляется во всем. В том числе и такой отрасли, как авиастроение и ремонт авиационной техники.
Михалыч подошел к самолету и с удивлением увидел, что на него подвесили все три съемных топливных бака. Один на центральный пилон под фюзеляж. И два под крылья. Скорее всего решив, что пробный полет пилот сделает без особых выкрутасов. То есть взлет, горизонтальный полет по кругу и посадка. Ну а чего кривляться лишний раз........Михалыч был не одессит. Поэтому был немного другого мнения по поводу испытательного полета.
Расписался в ЖПС. И залез в кабину, не выпуская авоську с яблоками. Уселся, привязался. Чеки из катапульты извлечены. Зачитал карту. Техник проконтролировал. Запустились. Все, как книжка пишет, как говорится. Отгазовал машину штатно. Дал указание отсоединить жгуты аэродромного электропитания. Убрать стремянку и колодки. Закрыл кабину. Запросился, порулил. РП дал разрешение на взлет. Михалыч начал разбег борта по ВПП. Достигнув скорости принятия решения оторвался от бренной планеты и плавно начал выбирать высоту.
Черное море стремительно надвигалось на него. Одновременно уходя под низ его машины.
Набрав высоту и выйдя в зону пилотирования, доложил РП. И запросил разрешение на выполнение облета техники. Получив разрешение, про себя подумал " эххххххх....Морозова!!!! Полетаем!!!!".
И как в одной из песен Владимира Семеновича:
...............На "разойтись" я конечно тут же согласился.
И разошелся, то есть расходился!
В общем, праздник у Михалыча начался! Для начала крутанув мертвую петлю он стал выкручивать в небе такие пируэты, что все, кто был на смене в цехах завода побросали рабочие места и высыпали на бетонку. На облете техники при заводе такое редко можно было увидеть. Да и обывателей города так же таким зрелищем не часто баловали. Не смотря на то, что там был авиаполк, базирующийся на одной полосе с гражданским флотом. Совершив ряд бочек, петель, виражей, разворотов на горке в конце испытания перевел машину в плоский штопор. У зрителей перехватило дыхание. Техник, выпустивший самолет, мертвенно побледнел. Он и так до этого с замиранием сердца смотрел на выкрутасы пилота в небе, прокляв тот момент, когда он подвесил все три бака на самолет. Но откуда он знал, что этот малахольный начнет такое вытворять в небе!!!!! Хоть он и был старый коммунист, про себя начал неистово молить, чтобы какой нибудь бак не сорвало от перегрузок. И самолет с нарушенной центровкой не рухнул бы в море, потеряв управление.
На его счастье и к огромному облегчению присутствующих, все обошлось. Серебристый МиГ совершил в небе заключительный пируэт. И словно фигурист на коньках, закончивший выступление на льду, ловко юркнул вниз. Как влитой вошел на глиссаду. Точно, словно ехал по рельсам, прошел Приводные Радио Маяки в торце ВПП и плюхнулся. Слегка взвизгнув притертыми к бетонке пневматиками, тут же выпустил тормозной парашют. Замедлил бег. На другом конце полосы скинул парашют. И неспешно покатил дальше на стоянку.
Михалыча встречали овациями. На удивление присутствующих все три бака остались на своих местах. Единственная поломка случилась с правым подкрыльевым. Из за перегрузки ему оторвало правый верхний стабилизатор. Фонарь с шипением открылся. Техник поставил стремянку. Одним махом взлетел наверх. Заглянул в кабину. Убедился, что пилот живехонек. Бодр и шевелится. Подал чеки. После чего слез на бетонку. За ним Михалыч. Держа в руке авоську, полную яблочных кочерыжек. Спросил, озадачив техника:
-Куда у вас тут огрызки можно вытряхнуть?
Техник махнул куда то рукой, ответил:
-На проходной урна есть.
-Ага, спасибо.
-Как матчасть?
Михалыч вместо ответа поднял большой палец правой руки:
-Во! Без замечаний!
Бак поменяли. Михалыч провел еще какое то время в городе-герое.
Затем перегнал МиГ в свой полк. Как проходил облет - с казусами, или гладко, история умалчивает.
Ну а мы пока оставим нашего героя. Пусть отдохнет после командировки и длительного перегона авиатехники.
Встретимся с ним в следующей, заключительной части. Где он будет проходить службу в Северной Группе Войск........Впрочем, об этом подробнее в следующий раз.
(окончание следует-https://dzen.ru/a/aU48NoauBiNQSMLL?share_to=link).