Найти в Дзене

Пустое пространство как ощущение света Вифлеемской звезды

Византийская живопись: фреска, мозаика, икона и книжная миниатюра.
Как «пустота» формирует композицию в христианском изобразительном слове. Раннехристианское искусство старается увести зрителя от земной чувственности к неизобразимой полноте непостижимого фаворского света, смысла, Логоса, что достигается за счет большого объема «пустого» пространства в композиции изображений, пространства, которое

Византийская живопись: фреска, мозаика, икона и книжная миниатюра.

Как «пустота» формирует композицию в христианском изобразительном слове. Раннехристианское искусство старается увести зрителя от земной чувственности к неизобразимой полноте непостижимого фаворского света, смысла, Логоса, что достигается за счет большого объема «пустого» пространства в композиции изображений, пространства, которое формирует ощущение неба, являет надмирный смысл Бытия. Воссиял миру свет Разума.

Я, Бойко Алена, кандидат филологических наук, дизайнер, иллюстратор, художник. Создаю свои работы на основе семантики русского языка. Беру лексическую или грамматическую семантику русского языка и выражаю эту красоту закономерностей русского языка в графическом дизайне и живописи, при создании своих книг, открыток, моих статей о русском языке с наглядными иллюстрациями, узоров по тканям из закономерностей русского языка и т.д.

Вот для передачи пространства в серии животных для рождественских открыток в качестве эскизов два дня рисовала кошечку и две рыси. Рысь из пятен красивая. А вот с рысью из ритмичных линий были большие проблемы... 😥 Но что-то получилось. Кошечка мими... 🌸🐱

-2

Мои работы можно найти в портфолио, а также в иллюстрациях и инфографиках моего сайта boicoslov.ru, который я рисую и пишу сама!

Из византийского искусства я взяла только приёмы работы с пустым пространством как фаворским светом. Но другие приёмы у меня свои, например, много авангардных подходов, которых не было, конечно, в византийском искусстве.

Красоту и смыслы, семиотику искусства нагляднее всего, объемно и глубоко, нужно изучать на примере именно византийского искусства, т.к. только оно одно пропитано фаворским светом творения мира. Божественным Логосом.

Научная литература о Византии необъятна. Дважды в год журнал Byzantinische Zeitschrift (буквально — «Византийский журнал») составляет аннотированную библиографию новых работ по византинистике, и выпуск объемом в 300–400 страниц включает от 2500 до 3000 пунктов. Эти труды написаны на разных языках. К счастью, византиноведение не стало англоязычной наукой. Латынь и древнегреческий для византинистов — это языки источников. Каждый византинист может читать работы на немецком, французском, итальянском, новогреческом. В начале XX века в этот обязательный список входил и русский язык, однако после репрессий советского периода византиноведение в России потеряло свои позиции. Ведь византинистов, славистов и русистов массово расстреливали.

Предлагаем список трудов по византинистике на русском языке.

-3

1. Владимир Николаевич Бенешевич

«Очерки по истории Византии»

Под ред. В. Н. Бенешевича. Изд. студ. издательского ком. при Ист.-филол. фак. СПб. ун-та, 1912-13.

Вып. 1 : Очерк политической истории Византии Г. Гельцера. — 1912

Вып. 2 : Государственный строй Византийской империи : Ист.-юрид. этюд Дж.Б. Бьюри ; Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера. — 1912

Вып. 3 : Византийские историки и хронисты / К. Крумбахер. — 1913

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Beneshevich/ocherki-po-istorii-vizantii/

Владимир Николаевич Бенешевич (1874, Друя, Виленская губерния — 1938, Ленинград) — византинист, палеограф, историк церковного канонического права. С 1909 читает лекции на юридическом факультете в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета, в 1911 избран экстраординарным профессором церковного права. С 1914 – доктор церковного права. В ноябре 1928 арестован, сослан в концлагерь на Соловки на 3 года. В 1930 возвращен в Ленинград, обвинен к причастности к «академическому делу» и осужден, несмотря на защиту представителей мировой науки (Ф. Нансен, А. Эйнштейн, академик В.И. Вернадский), к 5 годам в Ухта-Печерский лагерь. В 1933 досрочно освобожден. В 1934 возобновил свою деятельность в Публичной библиотеке и в университете, где стал читать курс истории Византийской империи. В 1937 обвинен в шпионаже и ррасстрелян.Кстати, как и славист Николай Николаевич Дурново

Таланты, достижения и великие открытия – Бойкослов. Виноградный сад Слова

2. Иван Иванович Соколов

• «Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII в.» — 1894, магист. диссерт.

• «Богословские и священнические школы на православном греческом Востоке». — 1906

• «Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке». — 1902

• «О поводах к разводу в Византии IX-XV века». — 1909

• «О Византинизме», «Избрание патриархов в Византии», «Вселенские судьи в Византии», 2003 г., Изд. Олега Абышко. Из рецензии: «И.И. Соколов является автором многочисленных трудов по византинистике и неоэллинистике, которые в послеоктябрьский период незаслуженно были фактически изъяты из отечественной историографии Византии. Опубликованные в сборнике работы отражают трактовку И.И.Соколовым одной из стержневых проблем средневековой истории: проблему взаимоотношений Церкви со светской властью в Византии IX-XV вв.».

• «Лекции по истории Греко-Восточной Церкви». — 1913-1914

• «Византологическая традиция в С.-Петербургской духовной академии». — 1904

https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/

Иван Иванович Соколов (1865, с. Новая Алексевка, Саратовская губерния — 1939, Уфа) — российский историк Церкви и церковного права, византинист. С 1891 года преподаватель Казанской духовной семинарии. В 1894 году — магистр богословия, преподаватель СПбДА; с 1903 года — профессор по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времён отпадения западной церкви от вселенской. В 1904 году — доктор церковной истории (докторская диссертация — «Константинопольская церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования». Т. I, СПб., 1904). В 1920—1924 годы состоял профессором Петроградского Богословского института и Историко-лингвистического института. В 1924—1933 годы — профессор Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В декабре 1933 года был арестован; в 1934 году приговорён к 5 годам ссылки, скончался в 1939 г.

3. Федор Иванович Успенский

«История Византийской империи»

• Том 1. Период I (до 527 г.). Период II (518-610 гг.)»

• Том 2. Период III (610 - 716 гг.). Иконоборческий период (717 - 867 гг.)»

• Том 3. Период Македонской династии (867-1057 гг.)

• Том 4. Отдел VI. Комнины. Отдел VII. Расчленение империи

• Том 5. Отдел VIII. Ласкари и Палеологи

(Изд. АСТ, 2001-2014)

Фёдор Иванович Успенский (1845, Костромская губерния — 1928, Ленинград) — российский византинист, (академик Петербургской академии наук с 1900; академик Российской академии наук с 1917). В 1894—1914 годы директор Русского археологического института в Константинополе. В 1915—1928 годы редактор «Византийского временника». В 1921—1928 годы председатель Российского Палестинского Общества.

Книга «История Византийской империи» — труд всей жизни замечательного российского историка, академика Федора Ивановича Успенского. России — преемница величия и могущества Византийской империи. Россия восприняла христианство в его православном понимании непосредственно от Византии, а после падения Константинополя провозгласила себя духовной восприемницей погибшей империи. Несмотря на то, что дух и идея «Третьего Рима» многие столетия были краеугольным камнем российской государственности, отечественные ученые стали серьезно изучать историю Византии только со второй половины XIX века. Усилиями Ф.И.Успенского при личном покровительстве императора Александра III в Константинополе был создан Русский археологический институт, который устраивал археологические экспедиции, занимался активной научной и публикаторской деятельностью. Здесь же, в сердце некогда великой империи, ученый начал свой колоссальный труд по истории Византии. "Я питаю заветную мысль дать соотечественника цельную систему в такой области, которую считаю наиболее важной после отечественной истории", — так охарактеризовал замысел своего колоссального труда сам Ф.И.Успенский.

Книга охватывает все периоды существования Византийской империи.

1-й том охватывает первый (до 527 г.) и второй (518-610 гг.) периоды истории Византии — от перенесения столицы в Константинополь до восстания экзарха Ираклия.

2-й том охватывает период византийской истории от времени правления Ираклия до воцарения Михаила III и восстановления в империи православия (VI-VIII вв.).

В 3-м томе труда Ф.И.Успенского рассказывается об истории Византийской империи в период с 867 по 1057 гг. — время правления Македонской династии. Особое внимание уделено духовному и светскому влиянию Византии на славян Балканского полуострова и Русь.

В 4-м томе вниманию читателей предлагаются отделы VI и VII обширного труда Ф.И.Успенского «История Византийской империи», где описаны события эпохи правления династии Комнинов и последующего расчленения государства. Подробно анализируются внешние и внутренние причины ослабления великой империи.

В 5-м томе представлен заключительный Отдел VIII «Истории Византийской империи», где Ф.И.Успенский разбирает причины, приведшие одну из величайших держав к гибели. Повествование ученого-историка о последних годах империи достигает поистине драматической силы.

4. Сергей Сергеевич Аверинцев

Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

-4

Книга Сергея Аверинцева многократно переиздавалась и входит в списки литературы для студентов не только специализированных византиноведческих кафедр. Книга одновременно и легка, и трудна для чтения. Она составлена из разделов с заголовками, отражающими смысл повествования: «Бытие как совершенство — красота как бытие», «Согласие в несогласии», «Мир как загадка и разгадка». Книга представляет собой не нудное научное изложение этапов литературного процесса в Средиземноморском регионе и не справочник по жанрам, а собрание ярких культурологи¬ческих эссе, написанных языком библейских образов, через которые автор во всей полноте передает специфику византийской культуры. Аверинцев рассуждает о текстах Нонна Панополитанского или Григория Богослова, которые можно отнести к ранневизантийской словесности. По его словам, речь идет о взгляде вперед через преемственность: «Мы искали и в этих текстах в первую очередь не отголоски старого, а черты нового… Самые фундаментальные литературные принципы мы стремились брать в их подвижном состоянии. <…> Никакая эпоха не может быть вполне „равна себе“ — в противном случае следующая эпоха не имела бы шансов когда-либо наступить». Другое принципиальное решение Аверинцева — включение в круг источников богословских трактатов, проповедей, литургической поэзии. Эти тексты, знакомые многим по церковным службам, и тем самым вырванные из византийского, а тем более породившего их античного контекста, раскрываются именно как произведения литературы и обретают свое место в истории литературной эстетики.

Таланты, достижения и великие открытия – Бойкослов. Виноградный сад Слова

5. Александр Каждан.

«История византийской литературы»

• История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.

• История византийской литературы (850–1000 гг.). Эпоха византийского энциклопедизма. СПб., 2012.

Задача Каждана — вернуться к вопросу об «удовольствии, получаемом при чтении греческого средневекового литературного текста», попытаться оценить византийскую литературу «по ее собственным меркам», разобраться в вопросах литературного стиля. Именно поэтому форма книги импрессионистична — Каждан отказался от попытки охватить все литературное наследие Византии и создал цикл хронологически последовательных литературоведческих зарисовок-эссе. В центре каждого из них стоит ключевая для той или иной эпохи фигура писателя.

«Книга и писатель в Византии»

А.П.Каждан — автор ряда книг по истории религии и истории Византии. Издательством «Наука» были выпущены его монографии: «Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв.» (1952), «Деревня и город в Византии IX-X вв.» (1960), «Византийская культура (X-XII вв.)» (1968) и «Книга и писатель в Византии» (1973), где автор рассказывает о том, как делали книгу и как ее хранили, о том, как учились писать в школе, и о том, как творил византийский писатель.