У рождественской классики вроде «Этой замечательной жизни» есть свои преимущества, но в праздничные дни особенное удовольствие приносят старые добрые романтические комедии. Рождество и новогодние каникулы вообще из года в год становятся идеальной декорацией для историй любви, усиливая их эмоциональный эффект и обещание счастливого финала. В нашей подборке — знакомые хиты, которые всегда приятно пересматривать, менее очевидные фильмы и несколько старых картин, не потерявших своего очарования.
«Когда Гарри встретил Салли» / When Harry Met Sally (1989)
Режиссер: Роб Райнер
В ролях: Билли Кристал, Мег Райан, Кэрри Фишер, Бруно Керби, Стивен Форд
Классика Роба Райнера (к несчастью, недавно трагически погибшего) по сценарию несравненной Норы Эфрон рассказывает о Гарри (Билли Кристал) и Салли (Мег Райан), которые встречаются сразу после окончания колледжа, затем становятся друзьями и в итоге влюбляются друг в друга. Между героями идеальная химия, а Нью-Йорк выглядит более настоящим и красивым, чем это обычно позволяет жанр романтической комедии. И хотя не все воспринимают этот фильм именно как новогодний или рождественский, несколько ключевых сцен картины излучают мощную праздничную энергию. И в первую очередь речь, конечно, про финальную часть, которая разворачивается прямо в канун Нового года.
«Реальная любовь» / Love Actually (2003)
Режиссер: Ричард Кертис
В ролях: Хью Грант, Билл Найи, Лиам Нисон, Эмма Томпсон, Колин Ферт
Люди делятся на два типа: одни ненавидят «Реальную любовь», другие пересматривают каждые новогодние каникулы. К какому бы лагерю вы ни относились, игнорировать этот фильм вовсе почти невозможно. Классика Ричарда Кертиса включает в себя восемь историй, переплетающихся между собой. Их сюжеты варьируются от просто милых (первая любовь) до грустных (измена) и неожиданно трогательных (флирт двух обнаженных дублеров на съемках). Иногда фильм может быть чересчур сентиментальным: например, если взять линию премьер-министра (Хью Грант), который гоняется за своей бывшей сотрудницей по всему праздничному Лондону и в итоге попадается, целуясь с ней на рождественском утреннике для детей. Но наряду с каждым пафосным признанием в любви есть сцена с мальчиком, бегущим через аэропорт Хитроу. Или история стареющего рок-звезды и его менеджера, которые понимают, что их дружба — это и есть самая настоящая любовь. Или история двух людей, влюбившихся друг в друга, несмотря на языковой барьер, и выучивших языки друг друга, чтобы признаться в любви на Рождество. Ладно, это тоже слегка сентиментально, но это все-таки Колин Ферт. В общем, «Реальная любовь» — один из самых культовых и узнаваемых рождественских фильмов этого тысячелетия. И кажется, будто этот фильм создан так, чтобы с каждым новым просмотром открывать для себя все больше радости и приятных эмоций.
«Дневник Бриджит Джонс» / Bridget Jones's Diary (2001)
Режиссер: Шэрон Магуайр
В ролях: Рене Зеллвегер, Колин Ферт, Хью Грант, Джим Бродбент, Джемма Джонс
«Дневник Бриджит Джонс» охватывает целый год жизни главной героини, но начинается и заканчивается праздничными сценами. Современная интерпретация «Гордости и предубеждения» подарила нам прекрасную Рене Зеллвегер в роли современной Элизабет Беннет — курящей, пьющей и ведущей дневник в свои 30 с лишним лет женщины в Лондоне. Иногда талант Бриджит попадать в унизительные ситуации просто невыносим, но «Дневник Бриджит Джонс» все равно остается одним из лучших фильмов — потому что если есть зрелище, способное растопить даже самое холодное и черствое сердце, то это сцена, в которой Колин Ферт и Хью Грант обмениваются ударами посреди заснеженной улицы Лондона.
«Вам письмо» / You've Got Mail (1998)
Режиссер: Нора Эфрон
В ролях: Том Хэнкс, Мег Райан, Грег Кинниэр, Паркер Поузи, Джин Степлтон
Даже спустя десятилетия эта история о двух людях, нашедших друг друга в интернете и завязавших роман по переписке, продолжает очаровывать. Возможно, потому что химия между Томом Хэнксом и Мег Райан (вспоминаем эту же пару в «Неспящих в Сиэттле») здесь достигает пика. А их антагонистические отношения — он топ-менеджер сети гигантских книжных магазинов, она владелица небольшой лавки, которой угрожает успех его компании, — не могут не волновать. Минус балл за то, что фильм формально непраздничный. Впрочем, заснеженный Нью-Йорк излучает достаточно духа новогодних каникул, чтобы уверенно попасть в этот список.
«Отпуск по обмену» / The Holiday (2006)
Режиссер: Нэнси Майерс
В ролях: Кэмерон Диас, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Джек Блэк, Илай Уоллак
Две брошенные женщины (Кейт Уинслет и Кэмерон Диас), находящиеся по разные стороны земного шара, спонтанно меняются домами на две недели в рождественские каникулы. Обе героини совершенно неожиданно (по-настоящему неожиданно) находят любовь на новом месте — в лице Джека Блэка и Джуда Лоу. Актерский состав невероятно притягателен, а самоироничные диалоги звучат достаточно живо, чтобы, несмотря на откровенную сентиментальность и предсказуемость, к этому фильму хотелось возвращаться снова и снова. Пожалуй, «Отпуск по обмену» медленно, но верно сравнялся по популярности с «Реальной любовью», которая долгое время оставалась чем-то вроде бесспорной новогодней (и романтической) классики.
«Пока ты спал» / While You Were Sleeping (1995)
Режиссер: Джон Тертлтауб
В ролях: Сандра Буллок, Билл Пуллман, Питер Галлахер, Питер Бойл, Джек Уорден
Фильм «Пока ты спал» объединяет в себе нелепую завязку, не самых обычных персонажей и рождественское настроение — это все определенно делает его классикой жанра. В центре сюжета — Люси (Сандра Буллок), одинокая сотрудница чикагского метро, которую по ошибке принимают за невесту мужчины, находящегося в коме. Правда, вообще-то, именно она спасла его с железнодорожных путей. Люси решает не разубеждать родственников парня и проводит с ними все праздники. Однако все очень усложняется, когда она влюбляется в брата пострадавшего — Джека (Билл Пуллман). Несмотря на весь этот абсурд, центральная тема фильма и интонация доброй рождественской истории о семье придают картине особое очарование, которое в итоге окупает даже самые эксцентричные элементы сюжета.
«Интуиция» / Serendipity (2001)
Режиссер: Питер Челсом
В ролях: Джон Кьюсак, Кейт Бекинсейл, Джереми Пивен, Бриджет Мойнэхэн, Джон Корбетт
Легкая романтическая комедия, не претендующая на статус великой. Сара (Кейт Бекинсейл) и Джонатан (Джон Кьюсак) случайно знакомятся, пытаясь купить одну и ту же пару перчаток, а затем проводят идеальный нью-йоркский вечер в духе начала 2000-х: едят замороженный горячий шоколад и катаются на коньках в Центральном парке. Оба они при этом состоят в отношениях с другими людьми, но все же решают обменяться телефонами. Правда, не самым стандартным способом: он пишет свой на купюре в пять долларов, которую они тут же тратят, а она — в книге, которую продает в букинистический магазин. Если это судьба, то они обязательно снова найдут эти предметы. Не то чтобы это большой спойлер — конечно же, это судьба. Сегодня фильм, пожалуй, воспринимается как ностальгический артефакт времени. Ну правда, можно ли себе представить что-то подобное в эпоху соцсетей?
«Привет семье!» / The Family Stone (2005)
Режиссер: Томас Безуча
В ролях: Клэр Дэйнс, Дайан Китон, Рэйчел Макадамс, Дермот Малруни, Крэйг Т. Нельсон
Если вы не в стабильном эмоциональном состоянии, этот фильм стоит смотреть с осторожностью. Все-таки после смерти Дайан Китон, исполнившей роль богемной главы семьи Стоун, «Привет семье!» приобретает дополнительный меланхоличный оттенок. Как бы то ни было, фильм точно передает хаос и комизм больших семейных сборищ, одновременно сталкивая зрителя с суровой реальностью смертности и хрупкими чувствами, которые неожиданно вспыхивают в праздничные дни. Реалистично ли, что чопорная Мередит (Сара Джессика Паркер) внезапно влюбляется в неряшливого брата (Люк Уилсон) своего жениха (Дермот Малруни) ровно в тот момент, когда ее приехавшая сестра (Клэр Дэйнс) влюбляется в самого жениха? Нет. Но наблюдать за этим никогда не надоедает. Вообще, этот фильм предлагает интересный взгляд на один из самых распространенных праздничных опытов для многих людей — воссоединение с семьей.
«Последний отпуск» / Last Holiday (2006)
Режиссер: Уэйн Ван
В ролях: Куин Латифа, ЭлЭл Кул Джей, Тимоти Хаттон, Джанкарло Эспозито, Алисия Уитт
Узнав о смертельном диагнозе прямо перед Рождеством, Джорджия Берд (Куин Латифа), скромная продавщица универмага, увольняется с неблагодарной работы и тратит все свои сбережения на путешествие мечты по Европе. Влюбленный в нее коллега (ЭлЭл Кул Джей) разыскивает Джорджию за границей. Впрочем, «Последний отпуск» — это скорее история не о романтических чувствах, а о любви к себе. Что, возможно, и лучше.
«Рождество на двоих» / Last Christmas (2019)
Режиссер: Пол Фиг
В ролях: Эмилия Кларк, Генри Голдинг, Мишель Йео, Эмма Томпсон, Ребекка Рут
Праздничная, слегка запутанная картина рассказывает о Кейт (Эмилия Кларк), сотруднице рождественского магазина, чья жизнь катится под откос. Неожиданный роман с загадочным и привлекательным незнакомцем (Генри Голдинг) меняет ее мировоззрение, прежде чем события принимают странный оборот (поверьте, прямо очень странный). Это драмеди, которое, конечно, вряд ли станет новой классикой, но обаятельные главные герои и саундтрек Wham! делают этот сумасшедший фильм вполне приятным для просмотра.
«200 сигарет» / 200 Cigarettes (1999)
Режиссер: Риса Брэймон Гарсиа
В ролях: Кейт Хадсон, Пол Радд, Кортни Лав, Кристина Риччи, Кейси Аффлек
Явно не безупречная романтическая комедия с по-настоящему крутым (не побоимся этого слова) актерским ансамблем. Сами посудите: Пол Радд, Кейт Хадсон, Кортни Лав, Бен и Кейси Аффлек. Действие разворачивается в Нью-Йорке в канун Нового, 1982 года. Разношерстная молодежь собирается на одной из праздничных вечеринок в центре города. Кто-то приходит один, кто-то парами — как Люси и Кевин. Пока Кевин жалуется на жизнь, прагматичная Люси уже занята флиртом с великолепным барменом. Но это только одна часть вечеринки, в фильме пересекаются истории нескольких персонажей. Сама же новогодняя ночь полна знакомых каждому моментов: воспоминаний, надежд и ожидания новой любви, когда часы бьют полночь.
«Что-то от Тиффани» / Something from Tiffany's (2022)
Режиссер: Дэрил Вейн
В ролях: Зои Дойч, Кендрик Сэмпсон, Рэй Николсон, Шей Митчелл, Леа Джеффрис
Жизнь Рейчел (Зои Дойч) переворачивается, когда она случайно получает обручальное кольцо, предназначавшееся другому человеку. Все начинается с того, что ее парень попадает в аварию возле магазина Tiffany’s и его увозят в больницу. Среди его вещей Рейчел находит коробочку с кольцом — на самом деле оно было перепутано с коробочкой очень привлекательного незнакомца Итана (Кендрик Сэмпсон), пришедшего на помощь. На Рождество оба мужчины преподносят подарки своим партнерам, не подозревая о путанице, и Рейчел предстоит разобраться, чего она действительно хочет, когда Итан возвращается за своим кольцом. Основанная на романе Мелиссы Хилл, история остается свежей и очаровательной, несмотря на заметное использование продакт-плейсмента.
«Четыре рождества» / Four Christmases (2008)
Режиссер: Сет Гордон
В ролях: Винс Вон, Риз Уизерспун, Роберт Дювалл, Сисси Спейсек, Джон Войт
Винс Вон и Риз Уизерспун выдают один гэг за другим, играя пару, которой на Рождество приходится объехать всех четырех разведенных родителей. «Четыре Рождества» точно откликнется каждому, кто хоть раз сходил с ума, пытаясь угодить семье в праздники. Фильм напоминает, как важно найти человека, с которым можно разделить это безумие — пусть и в максимально абсурдной форме.
«Мой мальчик» / About a Boy (2002)
Режиссеры: Крис Вайц, Пол Вайц
В ролях: Хью Грант, Николас Холт, Тони Коллетт, Рэйчел Вайс, Виктория Смерфит
Экранизация одноименного романа об Уилле, беззаботном мужчине, не обремененном никакой ответственностью. Детей у него нет, но он вступает в общество одиноких родителей в надежде познакомиться с женщиной. Впрочем, цепочка случайных событий приводит к тому, что Уилл начинает заботиться о мальчике, который неожиданно учит его главному — как быть взрослым человеком.
«Праздничный роман» / Holiday Affair (1949)
Режиссер: Дон Хартмен
В ролях: Джанет Ли, Роберт Митчем, Уенделл Кори, Гордон Геберт, Грифф Барнетт
Если современные ромкомы вам уже изрядно надоели, стоит обратиться к классике. Первый (в смысле в этой подборке) такой фильм основан на рассказе Джона Д. Уивера. Это история о молодой вдове, разрывающейся между скучным, но надежным адвокатом и обаятельным, романтичным, но безответственным мужчиной. Даст ли Рождество шанс на любовь — вопрос, на который картине предстоит ответить.
«Встретимся в Сент-Луисе» / Meet Me in St. Louis (1944)
Режиссер: Винсент Миннелли
В ролях: Джуди Гарлэнд, Маргарет О’Брайэн, Мэри Астор, Люсиль Бремер, Леон Эймс
Классический рождественский мюзикл показывает год из жизни семьи Смитов накануне открытия Всемирной выставки весной 1904 года. Идеальный фильм, чтобы позволить себе немного ностальгии и прожить это «веселое маленькое Рождество» вместе с героями.
«Магазинчик за углом» / The Shop Around the Corner (1940)
Режиссер: Эрнст Любич
В ролях: Маргарет Саллаван, Джеймс Стюарт, Фрэнк Морган, Джозеф Шилдкраут, Сара Хейден
Задолго до того, как Том Хэнкс и Мег Райан обменивались электронными письмами на Манхэттене, Джеймс Стюарт и Маргарет Саллаван переписывались от руки в Будапеште. «Магазинчик за углом», снятый по венгерской пьесе Parfumerie, рассказывает о двух сотрудниках подарочной лавки, которые терпеть друг друга не могут в реальной жизни, но постепенно влюбляются, оставаясь анонимными друзьями по переписке. Романтическая комедия Эрнста Любича затрагивает темы одиночества, эмоциональной уязвимости и давления праздничной суеты — и звучит безупречно во многом благодаря химии между Стюартом и Саллаван, настолько сильной, что они снялись вместе в четырех фильмах.
«Жена епископа» / The Bishop’s Wife (1947)
Режиссер: Генри Костер
В ролях: Кэри Грант, Лоретта Янг, Дэвид Нивен, Монти Вулли, Джеймс Глисон
Когда измученный сомнениями епископ (Дэвид Нивен) молит о помощи, ответ приходит в неожиданно элегантном облике ангела по имени Дадли (Кэри Грант). С помощью обаяния и такта он помогает епископу и его жене Джулии (Лоретта Янг) заново открыть друг друга и вспомнить подлинный смысл Рождества. Признаться, непросто болеть за то, чтобы Джулия выбрала своего мрачного мужа, а не почти неземного Дадли, но такова логика жанра. К слову, у фильма есть ремейк (сегодня, конечно, более известный) — «Жена священника» (1996) с Дензелом Вашингтоном и Уитни Хьюстон.
«Просто друзья» / Just Friends (2005)
Режиссер: Роджер Камбл
В ролях: Райан Рейнольдс, Эми Смарт, Анна Фэрис, Крис Клейн, Крис Маркетт
Возвращаемся назад в современность. Лос-анджелесский музыкальный продюсер Крис Брэндер (Райан Рейнольдс) кажется человеком, у которого есть все: деньги, привлекательная внешность и успешная карьера. Вот только, как это часто бывает, в подростковом возрасте ему пришлось пережить довольно болезненный опыт. В школе Крис был полным и застенчивым парнем, безнадежно влюбленным в одноклассницу Джейми Паламино (Эми Смарт), для которой он навсегда остался «просто другом». Попытка признаться ей в любви на выпускном заканчивается унижением — и бегством из родного Нью-Джерси. Спустя десять лет Крис возвращается в родной город из-за вынужденной остановки по пути в Париж и случайно сталкивается с Джейми. Он давно научился быть уверенным, циничным и успешным и так же тщательно избегать главного кошмара своей юности — френдзоны. Однако прошлые чувства оказываются куда более живучими, чем казалось, а завоевать сердце Джейми теперь даже сложнее, чем в школьные годы. «Просто друзья» — ироничная рождественская комедия о том, как сложно перерасти собственные комплексы и принять себя, даже если внешне ты давно стал другим человеком.
«Одинокий Санта желает познакомиться с миссис Клаус» / Single Santa Seeks Mrs. Claus (2004)
Режиссер: Харви Фрост
В ролях: Стив Гуттенберг, Кристал Бернард, Доминик Скотт Кэй, Томас Калабро, Армин Шимерман
Бет Эндрюс — мать-одиночка, давно потерявшая веру в любовь и рождественские чудеса. Она целиком посвящает себя сыну, который накануне праздника загадывает простое и почти невыполнимое желание — нового папу. В это же время в Калифорнию приезжает Ник — на первый взгляд обычный обаятельный молодой мужчина, но с крайне нетривиальной биографией. Его отец — Санта-Клаус, собирающийся уйти на пенсию, а условие передачи «должности» одно: Ник должен жениться и найти будущую миссис Клаус. Случайное знакомство Бет и Ника запускает вполне предсказуемую, но уютную рождественскую сказку о совпадениях, сомнениях и вере в невозможное. Он утверждает, что готовится стать новым Санта-Клаусом, она не готова верить ни словам, ни чувствам. В целом это типичный телевизионный рождественский ромком начала 2000-х — немного наивный, предсказуемый и, возможно, поэтому работающий как идеальный фон для еще одного вечера в ожидании чуда.