Найти в Дзене
Автовод со стажем

Почему в современных авто до сих пор ставят свинцовые аккумуляторы, хотя они гораздо слабее и крупнее литиевых

Оглавление

У подавляющего большинства машин, даже достаточно дорогих, но обычного класса, то есть не гибридов, сейчас стоит свинцовая аккумуляторная батарея. Уже более ста лет классический «кислотник» используется для запуска двигателя и иногда для питания бортовых систем.

Сама схема двух электродов - свинцового и окисного, погруженных в раствор серной кислоты, невероятно устарела. И характеристики её, наверное, одни из самых худших среди современных батарей. Тем не менее литиевые, щелочные и серебряно-цинковые АКБ так и не смогли вытеснить «свинец». Но почему?

На самом деле автомобилестроители за последние полвека предприняли громадное количество попыток избавиться от кислотной АКБ. Последняя версия - новые литиевые батареи с увеличенными токами разряда. Но выбросить кислотный аккумулятор из-под капота машины с двигателем внутреннего сгорания оказалось не так просто. По нескольким причинам.

Цена превыше всего

Первая - это низкая стоимость производства батареи. Сейчас стандартный «аккум» на 55 А×ч, не брендовый, но хорошего качества, обходится в производстве 10-12 долларов. Самые дешёвые, но рабочие стартерные батареи, обойдутся в 8-9 долларов.

Замена АКБ
Замена АКБ

Если сравнить с литиевой батареей на 12 В, способной выдать 300-350 А разрядного тока, то она будет стоить порядка 1000 долларов. Для обычных машин довесок к цене в килобакс - это очень много, поэтому автопроизводители экономят и ставят «кислоту».

Хотя на дорогих спорткарах и премиальных авто стоимостью под 100 тысяч долларов и более можно встретить литиевую стартерную батарею. Она легче свинцовой примерно на 7-8 кг, компактнее и выглядит просто игрушкой.

Но работает литиевая батарея только под управлением специального драйвера. Это может быть выносной электронный блок или же в самом компьютере предусмотрена дополнительная плата управления АКБ. Если снимать литиевую батарею, то придётся снимать и сам драйвер.

Особенности конструкции

И всё потому, что литиевая АКБ - это набор небольших ячеек, иногда это просто те же «пальчики», модель 18650, собранные и спаянные в один пучок. Так как это сейчас делается на аккумуляторах ноутбуков или тяговых батареях электрокаров. Такая технология.

И всеми этими элементами нужно управлять, контролировать уровень разряда и заряда, не допускать перегрева и глубокого разряда. Потому и используется драйвер, который должен быть подключён к компьютеру автомобиля.

-2

У свинцовой батареи этого ничего нет. Сейчас даже отказались от встроенных поплавков контроля уровня заряда. В лучшем случае в современной свинцовой АКБ стоит внутри перемычка-предохранитель от короткого замыкания, чтобы не допустить возгорания.

Безопасность

Свинцовая АКБ гораздо безопаснее литиевой. Конечно, у некоторых недорогих моделей присутствует такое явление, как выпотевание электролита через дренаж. В результате кислота оседает в виде тончайшей плёнки на поверхности корпуса.

Даже если уронить ключ на клеммы «аккума», кроме пучка искр ничего не будет. Конечно, если разбить свинцовую батарею, уронив её на пол, то придётся повозиться, чтобы убрать кислоту, пока она не «съела» обувь и шины автомобиля.

А вот с литиевой батареей в плане безопасности и надёжности всё не очень просто. При перегреве, коротком замыкании, механическом повреждении такой аккумулятор может воспламениться, причём очень сильно и быстро.

Второй момент связан с самим драйвером. На этих платах часто слетает прошивка. Это как у нового ноутбука, которому максимум год от силы, и вдруг неожиданно аккумулятор превращается в «кирпич».

Чтобы восстановить батарею, приходится идти в сервис перезаливать или менять драйвер. Только после этого литиевые аккумуляторы можно будет заряжать. Такая же ситуация бывает и со стартерными литиевыми батареями.

Только за восстановление возьмут не 20 долларов, а 250 долларов. И не всегда это возможно сделать без подключения к компьютеру авторизованного дилера. Часто так бывает, что литиевые стартерные батареи просто тихонько разряжаются, и всё тут.

Причин никто не афиширует, но, видимо, дело в качестве тех самых «пальчиков» - один-два бракованных могут за пару месяцев уложить всю батарею.

Ну и, конечно, много претензий к чувствительности литиевых батарей к низким температурам. Для нормального функционирования такого аккумулятора летом потребуется обдув, а зимой обогрев. А это всё лишние затраты.

Ну и последняя версия связана непосредственно с автопроизводителями. Кое-кто из экспертов считает, что свинцовые батареи на автомобилях держатся только исключительно благодаря сговору производителей кислотных АКБ с автопроизводителями.

Производство стартерных АКБ - это огромное производство, тесно связанное в цепочках поставок автомобильной химии. Всё может измениться, как только исчезнет повышенный спрос на литиевые батарейки. Пока они в дефиците из-за массового производства электрокаров, никакой замены не будет.

Также рекомендую к прочтению:

Кстати, если вам нравятся такие материалы - заходите в Мою группу ВКонтакте. Там я регулярно делюсь короткими постами и видео с интересными фактами об авто, свежими новостями и лайфхаками по обслуживанию машины. Всё по делу, без воды!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются