«Метод пробок и ошиб» так называется выставка Екатерины Жадиной, открывшаяся в музее современного искусства «М’АРТ». Согласитесь, необычное название. Да и выставка необычная.
Переход через Черный треугольник
Чапаев и Суворов, боярыня Морозова и Синяя коза, Достоевский и учительница литературы, император Август и дед Мазай, дед Билл и баба Билла, коты-интроверты и Улыбка Гагарина, а также зайцы, пингвины, муравьи – эти и другие неожиданные персонажи населяют картины-комиксы Екатерины Жадиной. Экспозиция разместилась в пяти залах. Помимо холстов представлены арт-объекты и личные вещи художницы – собственноручно сшитая одежда, соломенный крокодил, журнальный столик, авторские карты таро с неизменно хорошим раскладом и много чего еще из фантастического мира художницы.
Хотя, если подумать, герои у нее вполне реальные (ну, кроме Синей козы разве что и деда по имени Билл с его бабой). Но вот их действия и обстоятельства, в которых они оказываются по воле автора, абсолютно фантастические. «Переход Суворова, Синей козы и боярыни Морозовой через черный треугольник» так, например, может назвать свое произведение Екатерина Жадина, потому что в основе ее творчества непосредственность и оригинальность.
Пожалуй, точнее и лучше, чем искусствовед Лидия Медведева, об этой самобытной художнице и не скажешь:
Я впервые за свою жизнь встречаю подобного человека. Она так много имеет за душой и прекрасно эрудированна во всех областях. Человек колоссальных запасов познаний, интеллектуальный, рационально мыслящий. Ее мысль настолько прихотлива, настолько изощренна. Она почти абсурдна. Но ведь и абсурд имеет к искусству непосредственное отношение. То, что делает Екатерина – сочетание несочетаемого. Это потрясает, поражает, заставляет думать. Интересно следовать за течением ее мысли, в этом большое удовольствие.
Екатерина Жадина, по мнению Лидии Сергеевны, явление в искусстве. Плоть от плоти нынешнего времени. Она идет от рациональности, стремления все понять, объяснить и осмыслить. Потому все ее работы с надписями. А мысль и есть слово.
Высоко ценит творчество Екатерины и заслуженный художник России Владислав Еременко:
Познакомившись с Катей, я был поражен ее внутренней свободой. Мы в молодости все мечтали об этом. Но не у всех получилось. А она смогла создать свою среду, воплотив в интерьерах и обустройстве усадьбы все то, что считала необходимым для себя. Мы видим, насколько органично она живет и творит в этой среде. Она художник-самоучка, но у нее есть все: живописная культура, неординарное мышление, оригинальные трактовки, органичность сочетания цвета и оттенков.
«Думай как слон в посудной лавке»
Оригинально не только творческое мышление, но и судьба этой художницы. Екатерина родилась в семье ученых, окончила «английскую» школу в Академгородке Новосибирска, получила диплом Ленинградского университета по специальности биолог, владеет в совершенстве английским, свободно ориентируется в мировой литературе, истории изобразительного искусства, философии. У нее потрясающие предки: двоюродный прадед Владимир Козьмич Зворыкин изобретатель ТВ, дед Владимир Иванович Жадин – гидробиолог, автор учебников, основатель российской школы лимнологии. Так вот. С таким образованием и такой родословной Екатерина живет в селе. Правда, очень красивом Ташле Тюльганского района.
Оказалась она здесь не случайно. «Ташла – родина моей мамы, говорит Екатерина. В 1943 году она уехала учиться в Ленинградский университет. Потом они с отцом перебрались в Новосибирск. А выйдя на пенсию, купили домик в Ташле, куда я и приехала к ним с маленькими детьми. Дети выросли. А я так там и осталась».
Писать картины она начала, достигнув пенсионного возраста. Правда, рисовала всегда. Но заняться творчеством всерьез подтолкнула встреча с художником Антоном Власенко, который шел на костылях с тяжелым этюдником на пленэр. Катя вернулась домой и сказала себе: «Хватит отговариваться нехваткой времени!» И стала работать.
Не привязанная к какой-либо школе, Екатерина рисует без правил и ограничений. Одна из ее работ называется «Думай как слон в посудной лавке». Коллеги-профессионалы шутят: Катя именно так и мыслит, как слон, резвящийся в посудной лавке. Отсюда необычные образы, непривычные сюжеты.
Просто для счастья
Кстати, знание английского языка нашло свое выражение в ее работах. Дополненные остроумными фразами на английском, картины приобретают еще большую оригинальность. Английские надписи, по ее мнению, расширяют интерпретацию.
Как правило, все устремляются из деревни в город, а Катя наоборот. Да, говорит, немного против течения получается. Но, с другой стороны, когда работала по специальности в экспедициях в поле, считала, что летом в городе жить совершенно невозможно. В поездках по алтайским деревням познакомилась с одинокой пожилой женщиной и подумала: будет ей столько же, станет жить так же – домик, речка. Так и случилось.
Никаких бытовых проблем у нее нет. Современная постройка с газовым отоплением, ванной. Интерьер ее дома – чудо дизайна. Любой предмет здесь – объект высокого искусства.
Удивляет то, что Екатерина из интеллигентской семьи, но руками умеет делать все: шить, вязать, заниматься строительными и садовыми работами. Говорит, находить рукам применение у нее от отца. Папа из профессорской семьи, но тоже все делал сам. Когда приехали в деревню, он сразу начал доить коз. А вот мама, которая выросла в деревне, доить не умела.
Неужели, спросите вы, не бывает скучно в деревне? Например, зимой? Нет!
Екатерина освоила горные лыжи и катается «просто для счастья». У меня, говорит, уже детокс от движухи. Хочется, чтобы некоторое время никто не приходил. Признается: она человек не тусовочный. А что касается творчества – считает себя русским усадебным лириком XIX века, выжившим в XX и дожившим до Интернета.
Наталия Веркашанцева
Фото автора