Найти в Дзене
Циничный критик

Этика и психологическое здоровье личное, общественное

Этика - философская теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Соответственно этикет - свод норма и правил поведения, выведенных на основе теории этики. Тема статьи крайне актуальна сегодня особенно для России. Россию захлестнула волна психологических, даже психических расстройств. По - мнению директора Центра социальной и судебной психиатрии Татьяны Дмитриевой, каждый четвертый россиянин нуждается в помощи психиатра. Надо полагать, что нуждающихся в помощи простого психолога, еще больше. Одна из ключевых причин всех психологических проблем - потеря нравственных ориентиров. Философия - наука, ориентированная, главным образом, на понимание идеального, того, к чему нужно стремиться. Без ориентиров общество "лихорадит", человек внутренне разрывается от противоречий. Постоянно задается вопросами: Правильно ли я поступил в данной конкретной ситуации? Чем руководствоваться в действиях, моральными принципами или принципами выгоды? и т. д. Зачастую не находит ответа. А от нер
Оглавление

Этика - философская теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Соответственно этикет - свод норма и правил поведения, выведенных на основе теории этики.

Тема статьи крайне актуальна сегодня особенно для России. Россию захлестнула волна психологических, даже психических расстройств. По - мнению директора Центра социальной и судебной психиатрии Татьяны Дмитриевой, каждый четвертый россиянин нуждается в помощи психиатра. Надо полагать, что нуждающихся в помощи простого психолога, еще больше.

Одна из ключевых причин всех психологических проблем - потеря нравственных ориентиров. Философия - наука, ориентированная, главным образом, на понимание идеального, того, к чему нужно стремиться. Без ориентиров общество "лихорадит", человек внутренне разрывается от противоречий. Постоянно задается вопросами: Правильно ли я поступил в данной конкретной ситуации? Чем руководствоваться в действиях, моральными принципами или принципами выгоды? и т. д. Зачастую не находит ответа. А от неразрешенности вопросов, пребывает постоянно в тревожном состоянии. Организм человека не приспособлен к постоянному стрессу. И вот от постоянного стресса нервы страдают и человек теряет способность не только продуктивно действовать, но и действовать вообще.

Наше время, которое принято называть культурным 20 веком, является прежде всего временем всеобщего недовольства жизнью. Преувеличенных к ней требований временем сложных нервных заболеваний и эпидемий самоубийств...
В этом отношении нам следует пример брать с англичан. Стоящая на недосягаемо высоком для нас пока культурном уровне, эта нация умеет пользоваться жизнью со всей ее полнотой, в красивых, полных чувства человеческого достоинства и меры рамках; у англичан находится время и для беззаботного веселья, и для спорта, оздоравливающее значение которого для молодежи, обеспечило ему выдающуюся роль в общественной жизни Соединенного Королевства. В Англии почти не знают самоубийств, жизнь еще не потеряла там своей ценности, и англичанин - джентельмен считает подобный способ разрешения жизненных затруднений малодушным и унижающим его достоинство. (П. Ф. Матузал "Настольная книга изящного мужчины")

Отсутствие четких нравственных ориентиров ведет к моральному конфликту, который вызывает неврозы.

Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя «приспособление» никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия). Во многих случаях неврозы представляют собой специфическое выражение морального конфликта, и успех терапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и ее разрешения (»Человек для самого себя» Э. Фромм)

Итак, я не буду теоретизировать в данной статье, а приведу нормы и правила поведения для повседневной жизни. Вдумчивый читатель, на основе этой работы, сможет расширить и углубить мои мысли с целью более разностороннего развития своей личности.

Основывать свои рассуждения буду на книгах знатоков этикета, - выдающихся аристократов. Барон Адольф Книгге "Об обращении с людьми", лорд Честерфилд "Письма к сыну".

Отступление. Почему Россия не Европа?

Читатели поняли, что я намерен ссылаться на европейских автором, которые, логично, восприняли и доработали нормы морали европейского общества.

Часть территории России находится в Европе, часть - в Азии. Однако доминирующая культура России тяготеет к европейской. Исторически российская интеллигенция тянулась к европейской культуре. Наука, литература, музыка, пришли, в основном из Европы, государственный строй, с его разделением властей, - продукт европейской политической философии. Долго можно перечислять, что Россия переняла у Европы, но здесь в этом нет смысла. Так почему же Россия так и не европеизировалась в целом?

Возьмем недавнюю историю. Идейный источник революции в России начала 20 - го века, - европейская философия, социология, политэкономия. Лидеры революции - люди большую часть жизни проведшие в Европе (Плеханов, Ленин, Троцкий и др.), - были по европейски образованы.

Американский полковник Раймонд Робинс, находившийся в Петрограде в 1917-1918 годах, неоднократно встречавшегося с большевистскими лидерами, человек, которого трудно заподозрить в предвзятости, подчеркивал: "Совет Народных Комиссаров, если основываться на количестве книг, написанных его членами, и языков, которыми они владели, по своей культуре и образованности был выше любого кабинета министров в мире". (См. книгу "Политические силуэты")

Однако они сошли с исторической сцены, не сумев передать дух европейской культуры основной части населения России, и вот что получили:

Именно в старых статьях Сосновского, ходивших по рукам в виде рукописей, рассыпаны незабываемые эпизоды из жизни нового правящего слоя, наглядно свидетельствующие о том, в какой высокой мере победители усвоили нравы побежденных. Чтоб не возвращаться, однако, к прошлым годам, - Сосновский окончательно сменил бич на лиру в 1934 году, - ограничимся совсем свежими примерами из советской печати, причем выберем не злоупотребления и так называемые "эксцессы", а наоборот, будничные явления, легализованные официальным общественным мнением.
Директор московского завода, видный коммунист, хвалится в Правде культурным ростом руководимого им предприятия. "Механик звонит: "Как прикажете, сейчас остановить мартен или обождать"... Я отвечаю: "подожди"...". Механик обращается к директору крайне почтительно: "как прикажете", тогда как директор отвечает ему на ты. И этот непристойный диалог, невозможный ни в одной культурной капиталистической стране, рассказывается самим директором на страницах Правды, как нечто вполне нормальное. Редактор не возражает, ибо не замечает; читатели не протестуют, ибо привыкли. Hе будем удивляться и мы: на торжественных заседаниях в Кремле "вожди" и народные комиссары обращаются на ты к подчиненным им директорам заводов, председателям колхозов, мастерам и работницам, специально приглашенным для награждения орденами. Как не вспомнить, что одним из наиболее популярных революционных лозунгов в царской России было требование отмены обращения на ты начальников к подчиненным! (Л. Д. Троцкий "Преданная революция")

А уже в современной России министр иностранных дел Лавров позволяет себе материться на пресс - конференции. Отступление от темы статьи сделал из - за оскорбленного патриотического чувства, во - вторых, чтобы сказать, - довольно искать особый путь России, фантазировать о загадочной русской душе. На мой скромный взгляд, основанный на фактах, очевидно, что для культурного, научного прогресса России необходимо вобрать все достижения европейской цивилизации. В первую очередь этикет.

Моральный фундамент.

Самым удобным миросозерцанием он считает то, которое имеет мужество называть вещи своими именами. Понимая сложность и запутанность условий современной жизни, джентельмен не является ни строгим цензором нравов, ни проповедником морали. (П. Ф. Матузал)
Но если ты хочешь найти отраду, счастья и спокойствия в обращении с самим собой, то сие обращении, должно быть столь же разборчиво, справедливо и строго, как и с другими людьми. Посему не надобно огорчать и унижать себя в собственных глазах своих; не надобно презирать себя или излишней лестью уклоняться от своего усовершенствования. (барон А. Книгге)

Т.е. честность, для человека благородного, - ядро его психологии. Некоторым читателям, может показаться, что благородный человек по Книгге, Матузалу - это сознающий собственные пороки и достоинства, но молчащий о пороках других, уклоняющийся от споров по принципиальным вопросам (лицемер). Нет. Джентельмен всегда готов отстаивать истину. Он считает это своим долгом.

Некоторые ученые люди, гордые своими знаниями, говорят только для того, чтобы выносить решения, и судят обо всем безапелляционно. Это приводит к тому, что те, кого они задевают этой своей нетерпимостью и оскорбляют, творя насилие, восстают и для того, чтобы избавиться от тирании, подвергают сомнению даже законный авторитет. Чем больше ты знаешь, тем скромнее тебе следует быть, и, к слову сказать, скромность – самый надежный способ удовлетворить наше тщеславие. Даже если ты в чем-то уверен, сделай вид, что колеблешься, изложи свой взгляд, но не настаивай, и если хочешь убедить других, дай им почувствовать, что убедить можно и тебя...
Это отнюдь не значит, что я собираюсь рекомендовать тебя приторность, нудную мягкость обходительных дураков. Нет, умеет отстаивать свое мнение, возражай против мнений других, если они не верны, но чтобы вид твой, манеры, выражения, тонн были мягки и учтивы, и, чтобы это делалось само собой, естественно, а не нарочито. (лорд Честерфилд)

Занятия науками, искусством.

Чтобы отстаивать истину в каком - либо предмете, необходимо ее постичь. А постичь она через науку.

Не стоит распространяться о пользе занятия наукой в 21 веке. Ручной труд повсеместно вытесняется машинами, следовательно те, чье главное преимущество в физической силе, будут, в скором времени, оставлены без куска хлеба, тогда как выживут исключительно интеллектуалы. Но даже если законы прогресса смилуются над неинтересующимися наукой, то они обречены в будущем на одиночество, так как собеседники из них, мягко выражаясь, поверхностные.

Чтобы отстаивать истину изящно, тонко, следует иметь, в частности, хороший вкус. Хороший вкус и самобытный стиль вырабатываются приобщением к лучшим произведениям искусства.

Джентльмен, как культурный человек, хорошо сознает облагораживающее влияние искусства на человеческую душу. Не обладая сам специальными талантами, он, тем не менее, старается быть всегда в курсе новых направлений современного искусства. (П. Ф. Матузал)
Выработай в себе, - советует Честерфилд сыну, - пожалуйста, вкус к живописи, скульптуре, архитектуре, а для этого хорошенько рассмотри произведения лучших мастеров, как древних, так и новых. Это свободные искусства, а человеку светскому пристало иметь настоящее знание их и хороший вкус. Есть, однако, известные пределы, и если перейти их, то хороший вкус кончается и начинается легковесное дилетантство....
Стиль — это одежда наших мыслей, и как бы эти мысли ни были верны, если твой стиль неотесан, вульгарен и груб, это сослужит им такую же плохую службу и их так же плохо примут, как тебя самого, если, будучи хорошо сложенным, ты начнешь ходить грязный, оборванный и в лохмотьях. Далеко не каждый человек может судить о содержании, но каждый имеющий слух может в большей или меньшей степени судить о стиле. И если бы мне пришлось что-то говорить или писать, обращаясь к публике, я предпочел бы не особенно глубокое содержание, украшенное всеми красотами и изяществом стиля, самому серьезному на свете содержанию, но плохо выраженному и облеченному в бедные слова. (лорд Честерфилд)

Политика, общественная деятельность.

Разница между службой дворянской и службой лакейской усматривается в том, что первая предполагает личную и живую заинтересованность в делах государственной важности. Дворянин служит царю, как вассал сюзерену, но делает общее с ним дело, неся свою долю ответственности за все, происходящее в государстве.
Когда на шаловливый вопрос маленького мальчика «А я когда буду царем?», мать серьезно отвечает: «Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать Царю», – она незаметно внушает сыну один из основных принципов дворянской этики. (Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.)
Дворянская фронда, в основном, и была отстаиванием своего права «помогать царю», отстаиванием своего законного, природного права на участие в управлении государством.
Известная фраза Грибоедова из письма к С. Бегичеву: «…а ты, надеюсь, как нынче всякий честный человек, служишь из чинов, а не из чести» – носит, конечно, демонстративно вызывающий, эпатирующий характер. Эта позиция была популярна среди молодежи 1810-х годов, у которой резкое недовольство государственным устройством России рождало убеждение, что долг чести – не служить такому государству, а стремиться его переделать. Именно такие настроения во многом предопределили движение декабристов. Однако они не стали характерной чертой дворянского мировоззрения вообще. Заметим, что и сам Грибоедов, как известно, не отказался в свое время от важного государственного поста и погиб, исполняя свой долг. (О. С. Муравьева "Как воспитывали русского дворянина")

Отношение к религии, верованиям.

Итак, к твоему собственному разуму и к м-ру Харту отсылаю я тебя, для того чтобы ты постиг существо той и другой (религии и морали, - прим. Мое), в этом же письме ограничусь только соображениями пристойности, полезности и необходимости тщательно соблюдать видимость обеих. Когда я говорю о соблюдении видимости религии, я вовсе не хочу, чтобы ты говорил или поступал подобно миссионеру или энтузиасту или чтобы ты разражался ответными речами против каждого, кто нападает на твоих единоверцев; это было бы и бесполезно, и неприлично для такого молодого человека, как ты: но я считаю, что ты ни в коем случае не должен одобрять, поощрять или приветствовать вольнодумные суждения, которые направлены против религий и вместе с тем сделались избитыми предметами разговора разных недоумков и легковесных философов. Даже тем, кто по глупости своей смеется над их шутками, все же хватает ума, чтобы относиться к ним с недоверием и не любить их: ибо, даже если считать, что нравственные достоинства человека есть нечто высшее, а религия — нечто низшее, приходится все же допустить мысль, что религия есть некая дополнительная опора — во всяком случае для добродетели, — а человек благоразумный непременно предпочтет иметь две опоры, нежели одну.
Поэтому всякий раз, когда тебе случится быть в обществе этих мнимых esprits forts (вольнодумцев) или безголовых повес, которые насмехаются над всякой религией, для того чтобы выказать свое остроумие, или отрекаются от нее, чтобы еще глубже погрязнуть в распутстве, — ни одним словом своим, ни одним взглядом не дай им почувствовать, что ты хоть сколько-нибудь их одобряешь; напротив, молчанием своим и серьезным видом покажи им свою неприязнь, но не углубляйся в этот предмет и не пускайся в столь бесполезные и непристойные споры. Помни твердо: стоит только сложиться мнению, что такой-то — безбожник, как к человеку этому начинают относиться хуже и перестают ему доверять, какими бы пышными и громкими именами он ни прикрывался, называя себя esprit fort, вольнодумцем или же моралистом, и всякий мудрый атеист (если такие вообще бывают) в своих собственных интересах и для поддержания своей репутации на этом свете постарался бы сделать вид, что все же во что-то верит.
Нравственность твоя должна быть не только незапятнанной, но, как у жены Цезаря, вне подозрений. Малейшее пятнышко или изъян на ней ведут к погибели. Ничто так не унижает и не чернит, ибо, допустив их, ты возбуждаешь к себе не только отвращение, но и презрение. Есть, однако, на свете него**и, настолько растленные, что стараются подорвать все представления о добре и зле; они утверждают, что эти представления различны в разных местах и целиком зависят от укоренившихся в иных странах обычаев и привычек; бывают, правда, если только это вообще возможно, и еще более безответственные подл**ы: я говорю о тех, кто с притворным рвением проповедует и распространяет нелепые и нечестивые взгляды, а сам ни в какой степени их не разделяет. Это трекля**е лицем**ы. Старайся всячески избегать подобного рода людей, ибо общение с ними бросает на человека тень и легко может опозорить всякого. Но коль скоро ты ненароком можешь очутиться в такой компании, ни в коем случае не показывай им, — даже когда ты охвачен порывом учтивости или добродушия или разгорячен веселой пирушкой, — что ты хотя бы снисходишь к этим постыдным взглядам, не говоря уже о том, что одобряешь их или им рукоплещешь. Вместе с тем не оспаривай их и не заводи серьезных разговоров по поводу столь низких вещей; достаточно того, что ты скажешь этим апостолам, что убежден в несерьезности того, что они говорят, что мнение твое о них гораздо лучше того, которое они себе создают, и что ты уверен, что сами они никогда не станут исполнять то, что сейчас проповедуют. Вместе с тем запомни этих людей и до конца жизни их избегай. (Прошу у читателей прощения за крепкие выражения автора, но, как известно, слов из песни не выкинешь, - прим. Мое) (лорд Честерфилд)

Эти слова лорда сильно помогут честному человеку определиться с позицией по отношению к идеологической деятельности марксистов. Стоит напомнить, что марксизм - материалистическое учение.

Марксизм - огромная разрушительная сила общественных устоев, для каждого человека в отдельности.

Марксизм вредоносен не потому что материалистичен, а потому что в сущности лицемерен. Основоположник этого учения К. Маркс изменив супруге с экономкой, весело писал другу Энгельсу, что ничто человеческое ему не чуждо. Надо было бы сказать, - ничто животное не чуждо, ибо именно животное не способно контролировать инстинкты, тогда как человек на способен, а следовательно обязан ради сохранения положения в обществе, семьи.

С момента возникновения, марксизм только разрушает и нигде не созидает. Возьмем для примера Россию. Под флагом марксизма социал - демократы подточили устои Российской империи настолько, что государство рухнуло. После революции в рядах правящей партии большевиков нашлись умные люди, ДВОРЯНЕ (Дзержинский, Менжинский и др.), которые привлекали на государственную службу царских чиновников если видели, что эти люди специалисты в своем деле.

Когда большевики из дворян сошли с исторической сцены, власть перешла в руки черни (худших представителей народа) и началось совсем невообразимое. Плохо образованные хрущевы, в борьбе с перегибами сталинской политики, провозгласили возврат к марксистко - ленинской политике, и государство стало приходить в упадок. Части интеллигенции такое положение вещей не понравилось, вооружившись учением Маркса - Ленина, критиковало власть до самого распада СССР слева. СССР распался. Критика подействовала. Но каков результат? Да, у власти после Сталина стояли люди малообразованные, малокультурны, однако политический строй был крепок, а экономика обеспечивала хоть и медленный все же культурный рост советского человека, необходимыми материальными предметами (одеждой, жильем, питанием) для этого роста. После распада Союза культура постепенно приходила в упадок, обнищали миллионы лучших людей нации.

Таким образом, россияне, чтобы не попасться на удочку верхоглядов - политиканов, должны понимать, что вести оппозиционную деятельность вправе тот, кто имеет четкий положительный план экономико - социально - политических преобразований. Абсурдно разрушать лачугу, не имея четкого плана по строительству нового дома. Лачуга дает какую - то защиту от холода здесь и сейчас, тогда как прекрасный дом в мечтах не дает ничего.

Внешний вид.

Очень рад, что ты получил алмазные пряжки в целости и сохранности, я хочу только, чтобы они не сидели криво на твоих башмаках и чтобы чулки их не закрывали. Мне было бы обидно, если бы ты сделался отменным хлыщом, но, право же, лучше быть хлыщом, нежели неряхой. Пусть даже человеку моих лет не приходится ожидать никаких преимуществ от того, что он изящно одет, если бы я себе позволил пренебрежительно отнестись к своей одежде, я этим выказал бы неуважение к другим. Я уже больше не одеваюсь изысканно, но я хочу, чтобы мое простое платье хорошо на мне сидело и чтобы я выглядел в нем не хуже других. (лорд Честерфилд)

Опять слова отменного аристократа Честерфилда как нельзя кстати.

Молодежь ходит в нелепой мешковатой одежде, красят волосы в яркие цвета, выражая презрения к общественным нормам. Публика постарше, особенно женщины, одеваются через чур вычурно, нередко вульгарно; доходит до смешного, - нанесения сложного макияжа для похода в магазин. Следует держаться золотой середины.

Исходя из собственного опыта, дам несколько советов мужчинам. Проживающим в Центральной России, одеваться хорошо вполне доступно. На лето иметь сандалии кожаные черные, льняные брюки (бежевые, белые), рубашку льняную или хлопковую. На весну - осень: туфли кожаные (черные, коричневые), пара костюмов ("тройка", "двойка"), пара узких галстуков темных тонов, пара сорочек, плащ. На зиму: перчатки кожаные, пальто, ботинки, шапка (мне нравится шерстяная, фасон - чулок).

Закончу этот раздел стихами римского классика Публия Овидия:

Только не вздумай завить себе кудри каленым железом
Или по голеням ног едкою пемзой пройтись:
Это оставь корибантам, которые матерь Кибелу
В диких напевах своих славят фригийским вытьем.
Мужу небрежность к лицу. Похитил Тесей Ариадну,
Не украшая висков прикосновеньем щипцов;
Федре мил Ипполит, хотя Ипполит и не щеголь;
Сам лесной Адонис дорог богине любви.
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке;
Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Все остальное оставь — пускай этим тешатся девки
Или, Венере назло, ищут мужчины мужчин. ("Наука любви")

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Об обращении с противоположным полом.

Для мужчины общение с женщинами очень много значит. Разумеется, общение не со всеми женщинами, а с образованными, культурными.

Мужчина с мужчинами может допускать перегибы, отстаиваю свою точку зрения, даже допускать крайне крепкие выражения. При общении с вышеупомянутыми женщинами, мужчина становится дипломатом, оттачивая мастерство убеждать мягко, не только по средствам логики, но воздействуя на чувства, манеры его становятся тоньше, шероховатости сглаживаются.

Ничто столько не способствует к высшему образованию юноши как обращение с добродетельными и благонравными женщинами. В нем - то характеры получают нежные оттенки, в нем - то черты грубые смягчаются чертами, нежными, тонкими; коротко сказать: кто никогда не обращался с женщинами благородными, тот не токмо лишается множества истинных наслаждений, но также никогда не будет иметь удачи в общежитии; я, по крайней мере, не желаю иметь другом того человека, который с презрением мыслит и говорит о всём женском поле. Счастливейшие часы моей жизни я провел в кругу любви достойных женщин, и, если во мне и есть что-нибудь доброе, если, столь часто, будучи обманут судьбой и людьми, огорчения, скорби и неприязнь не истребили в душе моей еще доброжелательности, любви и терпимости, то я обязан тем единственно благотворному влиянию, которое обращение сие имело на мой характер. (барон А. Книгге)

Сегодня многие российские мужчины сетуют на то, что подавляющее большинство соотечественниц развращено, меркантильно и т. д. из - за чего они (мужчины) испытывают недостаток женского внимания. Много правды в этой позиции. Я много писал о падении нравов россиянок, однако всегда замечал, что мне чуждо думать так обо всех без исключения женщинах. Тем не менее, в последние годы стало набирать обороты среди мужчин стиль жизни "соло". "Солисты" отчаялись построить долгосрочные отношения с женщинами и предпочитают "дружбу с привилегиями", либо разовые связи с разными женщинами.

В данном разделе я попытаюсь указать на недостатки мужчин, чтобы появилась возможность преодолеть отчужденность полов в России.

Ты настолько хорошо говоришь по-французски и ты так скоро приобретешь tournure француза, что я просто не знаю, кто еще мог бы так хорошо провести время в Париже, как ты. Наши молодые люди в большинстве своем недостаточно знают французский и слишком плохо воспитаны для того, чтобы их могли принимать в самых лучших французских домах; вот почему еще не было ни одного случая, чтобы какого-нибудь англичанина заподозрили в любовной интриге с высокопоставленной француженкой, хотя нет такой знатной французской дамы, которую бы не было оснований заподозрить в любовных интригах. Вместо этого они вступают в отвратительную и опасную связь с проститутками, актрисами, танцовщицами и тому подобными особами. А ведь если бы только они умели держать себя в обществе, они очень легко могли бы добиться лучшего. Un arrangement, что у нас означает попросту связь, — столь же необходимая принадлежность жизни знатной парижской дамы, как и ее дом, обеды, выезды и т. п. Поэтому надо быть человеком совсем нескладным или обладать очень уж странными вкусами, чтобы оказаться вынужденным или по собственной воле предпочесть потаскух и опасность — связи, отнюдь не считающейся постыдной в свете, с женщиной здоровой, воспитанной и высокопоставленной. (лорд Честерфилд)

Т.е. воспитанный, образованный мужчина спокойно может рассчитывать на расположение практически любой воспитанной, образованной женщины.

Важный момент. Добившись благосклонности женщины, честный мужчина никогда не даст ни поведением, ни словом понять, что он теперь находится на особом положении. И уж тем более не станет хвастать связью с той или иной женщиной перед друзьями.

Следует также заметить, что известная выдержка со стороны мужчины в любовных приключениях является очень полезной, ничто не разжигает интереса женщины до такой степени, как может это сделать кажущаяся недоступность мужчины. Если отношения влюбленных приняли определенную форму, то джентльмен никогда не даст понять женщине, что теперь он является хозяином положения, усиленной любезностью и вниманием будет он стараться доказать своей возлюбленной, насколько хорошо умет он ценить свое счастье. Само собою разумеется, что мелкое тщеславие хвастовства перед друзьями своей победой совершенно чуждо джентльмену. (П. Ф. Матузал)

Мужчины из мужского движения ("солисты"), как я уже сказал во многом правы относительно современных российских женщин, однако забывают о своих недостатках. Я имею ввиду вероломных мужчин, чьи действия становятся причиной озлобления женщин. Подобная забывчивость способствует упадку. К месту будет упомянуть высказывание крупного английского политического деятеля - философа Эдмунда Берка: "Зло торжествует, когда добро бездействует".

Есть между мужчинами злодеи, для коих добродетель, честь и спокойствие близких столь мало святы, что они не­винных, неопытных девушек если не делают действительно порочными чрез хитрые свои уловки, то, по крайней мере, обманывая их ложными обещаниями или обещаниями же­нитьбы, доставляют себе мгновенное удовольствие, а несча­стных жертв своих, которые, может быть, отвергли случай другим образом себя пристроить, оставляют, чтобы завести новые связи. Постыдность таких поступков, конечно, оче­видна для всякого, кто еще дышит честью, а в ком и сия по­тухла, для тех я не пишу. Но есть другой род обращения мужчин с женщинами чувствительными, по своим послед­ствиям не менее вредный, хотя в отношении к цели не столь достойный наказания, о коем я для предостережения дол­жен сказать несколько слов. Многие мужчины думают, что обращение с молодыми девицами не может иметь никакой приятности, если не говорить им сентиментального вздора, не услаждать их слух лестью или не выказывать некоторого жара или сердечной приязни. Это не только питает и без то­го уже чрезмерное тщеславие женщин, но сверх того еще, так как они по сему самому тщеславию и уверенности в могуществе своих прелестей, всякое ласковое отношение при­нимают за выражение душевных ощущений, бедняжки тотчас думают, что дело не на шутку идет о женитьбе. Вер­топрах этого не замечает, а если и замечает, то слишком легкомыслен, чтобы подумать о последствиях; он полагает­ся на то, что никогда определенно не упоминал о женитьбе, и когда он рано или поздно перестанет любить такую краса­вицу, тогда она также несчастна, какою и была, если бы он с намерением обманул ее. Покинутая увядает словно цве­ток, тщетные ожидания тревожат сердце ее, между тем как легкомысленный распутник беспечно волочится за другими, даже не сознавая содеянного им зла.
Не менее, обыкновенно, причиняют погибель молодень­ким девушкам молодые люди, возбуждая легкомысленными речами или соблазнительными двусмысленностями их лю­бопытство и чувственность или воспаляя воображение внушением романтических идей, отвлекая тем внимание их от таких предметов, коими им по званию своему заниматься должно, отнимая у них охоту к домашней, простой жизни, или обольстительным описанием городских увеселений де­лая сельскую девушку недовольной своим положением. Желая научить не только как быть приятным, но также и полезным в обращении, я обязан предостеречь от того; верь мне юноша, что попечительные родители будут благослов­лять тебя, с радостью и доверием увидят тебя супругом единственной своей дочери, если последуешь моему совету и тем приобретешь себе славу благоразумного и добросове­стного молодого человека. (барон А. Книгге)
Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников