Хотя автомобили с такими двигателями не получили широкого распространения, они являются одними из самых ярких примеров того, что могло бы произойти, в истории автомобилестроения и заслуженно приобрели культовый статус среди автолюбителей, предпочитающих менее проторенные дороги.
Volkswagen Passat W8
В начале 2000-х годов VW экспериментировал со всевозможными странными моторами, и чтобы продемонстрировать, насколько хорошо они умеют создавать инновационные силовые агрегаты, они установили свой флагманский двигатель — W8 — в Passat B5.5. Интересный двигатель W8 изначально был одним из двигателей VW VR6 , из которого были удалены два цилиндра, образовав VR4. К нему добавили еще один VR4 с углом 72 градуса, и вот он, W8, который поместился боком под капот Passat. Помимо того, что это был более компактный двигатель, чем обычный V8, он также был модульным — добавить еще четыре цилиндра? Тогда у вас получится W12. Добавьте еще несколько, и вы получите громогласный W16, который устанавливается в Bugatti Veyron. Помимо того, что Passat W8 был настоящей инженерной новинкой, он выглядел очаровательно, в том сдержанном стиле, который был присущ всем автомобилям VW начала-середины 2000-х годов. Passat W8 также оснащался системой полного привода Haldex, которая помогала ему справляться с мощностью в 275 л.с. и максимальной скоростью 250 км/ч. В период с 2002 по 2005 год Volkswagen выпустил всего 11 000 Passat W8.
Chrysler Turbine
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Соединенные Штаты находились в самом разгаре реактивной эры. Учитывая дух времени, один из «большой тройки» американских автопроизводителей — Chrysler — взялся за дело и начал серьезно изучать возможность создания автомобиля с разработанным собственными силами газотурбинным двигателем, имеющим всего 60 движущихся частей; значительно меньше, чем традиционный поршневой двигатель с его примерно 300 деталями. Представленный в 1963 году, Chrysler Turbine Car мог работать практически на любом легковоспламеняющемся топливе. В качестве него рассматривались обычный бензин, арахисовое масло, керосин и, как продемонстрировал бывший президент Мексики Адольфо Матеос, текила. Однако недостатки газотурбинного двигателя, не требующего сложного обслуживания, перевешивали преимущества. Он выдавал всего 130 л.с. и работал на невероятно высоких оборотах - холостой ход 22 500 об/мин. Впоследствии, разработанный Ghia автомобиль Chrysler Turbine Car отличался серьёзным расходом топлива. Он также был дорогим. По оценкам, на момент запуска каждый из 55 автомобилей Turbine Car и пяти прототипов обошёлся Chrysler в 300 000 долларов США. Несмотря на это, именно "Закон о чистом воздухе" 1966 года фактически положил конец существованию автомобилей Chrysler Turbine Car из-за выбросов оксидов азота, производимых его газовой турбиной. Из 55 выпущенных автомобилей Chrysler уничтожил 45, оставил три себе, а ещё шесть продал частным лицам.
Форд Нуклеон
Помимо того, что 1950-е и 1960-е годы были эпохой реактивной авиации и космической гонки, они также стали пиком атомной эры. Ядерная энергетика — тогда еще находившаяся в зачаточном состоянии — рассматривалась как воплощение социального и технического прогресса. По мере того, как общество начало находить более широкое применение атому во всем, от медицины до туризма, автопроизводители стали обращать свое внимание на автомобили с ядерными двигателями. Так появился Ford Nucleon 1957 года - концепт, который так и не вышел за рамки идеи. Если бы он был запущен в производство, Ford отказался бы от традиционного двигателя внутреннего сгорания в пользу небольшого ядерного реактора, расположенного в задней части автомобиля. Его реактор, работающий на уране, приводил бы в движение паровой двигатель Nucleon, что означало, что он имел схожую силовую установку с атомной подводной лодкой. Форд, как и большая часть Америки, верил, что ядерная энергия является более эффективным видом энергии, чем ископаемое топливо. В автомобильном контексте это означало, что «Нуклеон» мог проехать 8000 км, прежде чем его относительно экологически чистый реактор нуждался бы в замене. Учитывая то, что мы сейчас знаем о рисках в ядерной энергетике, хорошо, что «Нуклеон» так и не был запущен в серийное производство. Тем не менее, в наш век электромобилей и водородной энергетики идея автомобиля на атомном топливе является увлекательной страницей в истории автомобилестроения.
BMW M5 V10 E60
Как мы уже видели на примере Volkswagen Passat W8, начало-середина 2000-х были золотым веком для автопроизводителей, которые делали что-то просто потому, что могли. BMW не стала исключением из этого правила, и с запуском E60 M5 в 2005 году компания решила установить под капот двигатель V10, разработанный на основе болидов Формулы-1, чтобы создать суперседан мощностью 500 л.с. и скоростью более 320 км/ч . Учитывая, что в то время BMW владела командой Sauber F1, компания также укрепила связь E60 M5 с Формулой-1, оснастив его семиступенчатой коробкой передач с подрулевыми лепестками. На некоторых рынках BMW также предлагала шестиступенчатую механическую коробку передач. Несмотря на проблемы с надежностью некоторых M5, за которыми плохо ухаживали, хороший экземпляр по-прежнему выдает невероятную мощность и управляемость, не уступающую любому другому современному автомобилю BMW M.
NSU Ro 80
NSU Ro 80 был настолько передовым автомобилем для своего времени, что фактически погубил свою материнскую компанию. До того, как Audi стала Audi, она была в некотором смысле NSU, и NSU была такой же прогрессивной и технологически развитой, как и Audi сегодня.
NSU Ro 80 — это четырехдверный представительский седан, выпускавшийся с 1967 по 1977 год. Ничего необычного, пока мы не доберемся до двигателя. Ro 80 оснащался 995-кубовым двухроторным двигателем Ванкеля мощностью 113 л.с., приводящим в движение передние колеса. Это сделало его вторым серийным автомобилем в истории автомобилестроения после Mazda Cosmo , работавшим с такой конфигурацией двигателя. Несмотря на свою утонченность и тишину, двигатель Ro 80 стал его погибелью. Он тихо и быстро раскручивался до очень высоких оборотов, что приводило к серьезному повреждению компонентов. Хотя NSU решила проблему в более поздних моделях, ненадежность Ro 80 привела к тому, что компания тратила свои ограниченные финансовые ресурсы на устранение проблем с надежностью и успокоение недовольных покупателей. К 1969 году испытывающая нехватку средств компания NSU была поглощена Volkswagen, а в 1977 году NSU стала тем, что мы знаем сегодня как Audi.
Lancia Gamma
В оснащении автомобиля оппозитным двигателем нет ничего необычного — в конце концов, Subaru и Porsche делают это уже много лет для снижения центра тяжести. Но не Lancia . Во всяком случае, не в этом автомобиле. Выпускавшаяся с 1977 по 1984 год, Lancia Gamma Coupé предлагалась с серией оппозитных четырехцилиндровых двигателей объемом от 2,0 до 2,5 литров - странно, учитывая, что Gamma Coupé была большим, неуклюжим автомобилем с передним приводом. Наверняка двигатель FIAT V6 лучше подошел бы к такой машине, верно? Это было бы правильно, но помните, что Gamma была разработана Pininfarina — итальянским дизайнерским домом, ответственным за такие произведения автомобильного искусства, как FIAT Dino , Ferrari 365 «Daytona» и Bentley Azure. Руководствуясь эстетическими соображениями, Пининфарина попросил Lancia заменить V6 в Gamma на оппозитный четырехцилиндровый двигатель, поскольку это позволило бы дизайнеру Альдо Бровароне опустить линию капота и сильно наклонить лобовое стекло. Невозможно спорить с тем, что это было неправильное решение, поскольку Gamma Coupé — один из самых пропорционально совершенных автомобилей Lancia, когда-либо созданных Пининфариной.
Volkswagen Bora V5
Выпускавшийся с 1997 по 2006 год, V5 представлял собой нечто среднее между V6 и рядным четырехцилиндровым двигателем. В то время VW искал способы получить большую мощность от небольших двигателей, еще до того, как турбонаддув стал повсеместным. Для создания V5 VW взял свой двигатель VR6 — меньшую, более легкую, узкую и сложную модификацию V6 — и отрезал один цилиндр. Вот и все. В результате получился странный, неравномерный двигатель, у которого одна сторона была тяжелее другой, и он издавал странные вибрации. У V5 была общая головка блока цилиндров, поэтому некоторые выпускные коллекторы были длиннее других. В результате двигатель издавал странный, булькающий звук выхлопа, непохожий ни на что другое. До того, как Volkswagen наконец-то одумался и начал оснащать рядные четырехцилиндровые двигатели небольшими турбонаддувами в начале-середине 2000-х годов, двигатель V5 можно было встретить в Jetta/Bora (на фото выше), Golf Mk4, Passat B5 и Beetle первого поколения. Нечетное количество цилиндров действительно работало, и, на наш взгляд, V5 — это вершина мастерства Volkswagen в том, что он умеет лучше всего: быть фантастически необычным, но в то же время логичным.