Импрессионисты — значит «Впечатленцы». Если бы в 1874 году в Париже существовала инспекция по охране академических ценностей, то протокол о правонарушении звучал бы так: «Группа граждан, именующих себя художниками, в помещении бывшей фотостудии Надара умышленно исказила представление о живописи, заменив сюжет — впечатлением, рисунок — вибрацией, а чёрный цвет — синим». Так начался процесс, известный как «Дело впечатленцев», где обвиняемые, отвергнутые официальным Салоном, сами стали судьями уходящей эпохи.
Критик Луи Леро, ёрнически окрестивший их «импрессионистами» по названию картины Моне «Впечатление. Восход солнца», полагал, что ставит на них крест. На деле он лишь зарегистрировал товарный знак новой художественной фирмы, которая вскоре покорила мир.
Инструкция по обращению со светом
Философия импрессионистов была дерзкой и точной: предмет не существует сам по себе, он есть лишь совокупность световых лучей, меняющихся каждое мгновение. Их метод можно описать как строгий регламент:
- Параграф о ликвидации чёрного цвета. Чёрная краска была изгнана с палитр как неестественная. Было декларировано, что тень — это не отсутствие света, а его иное цветовое состояние. Согласно этому уставу, тень от зонтика могла быть ультрамариновой, а тень на снегу — нежно-лиловой, что приводило добропорядочных буржуа в состояние лёгкого когнитивного диссонанса.
- Правило скоростного протокола. Картина должна была писаться в один сеанс, пока не сменилось освещение. Отсюда — знаменитые короткие, раздельные мазки, похожие на стенографические знаки, которыми записывали танец света.
- Закон оптической иллюзии. Смешивать краски на палитре считалось дурным тоном и технической ошибкой. Чистые цвета наносились на холст рядом, чтобы смешиваться уже в глазу зрителя на расстоянии. Таким образом, зритель из пассивного созерцателя превращался в соисполнителя, завершающего работу художника.
Город, поезд и буржуазный воскресный пикник
Импрессионизм был порождён не только новой оптикой, но и новой жизнью. Его фундаментом стал Париж, перестроенный бароном Османом, с его бульварами, вокзалами, кафе и культом свежего воздуха. Заказчиком выступила не церковь и не аристократия, а буржуазия, желавшая видеть на стенах не аллегории, а собственные радости: пикник в Буживале, прогулку на лодке, лицо современницы. Искусство впервые столь откровенно призналось, что оно — о счастье, мимолётном и частном.
От ядра к спектру
Единый порыв вскоре распался на индивидуальные манеры, доказав жизнеспособность открытого принципа.
- Клод Моне довёл идею до фанатичного абсолюта, исследуя один мотив в десятках световых состояний. Его поздние «Кувшинки» — это уже не пейзаж, а погружение в саму стихию цвета.
- Огюст Ренуар специализировался на ловле сиюминутной человеческой радости, где главным героем был тёплый, трепещущий свет на коже и тканях.
- Эдгар Дега, формально примкнув к движению, стал его внутренним оппозиционером. Его интересовал не пленэр, а искусственное освещение театров, и не мимолётность, а выверенная, почти фотографическая острота жеста.
- Камиль Писсарро оставался «крестьянским» ядром группы, переводя её принципы на язык неторопливой сельской эпики.
Ирония исторического реванша
Великая ирония импрессионизма в том, что бунт, начатый как протест маргиналов против системы, завершился их триумфальным включением в эту систему на правах её главного украшения. То, что высмеивалось как «мазня», стало синонимом художественной ценности, а синие тени — признаком хорошего тона. Они проиграли все битвы с критиками, но выиграли главную войну — за право искусства быть не судом истории, а радостным, непосредственным вздохом современности. Они доказали, что вечность состоит из мигов, и самый прочный памятник можно возвести из воздуха, света и одного-единственного, вовремя пойманного блика.
Импрессионизм: ключевые факты
Период
- Формирование: 1860-е годы. Художники начинают работать на пленэре, вырабатывая общие принципы.
- Расцвет и выставки: 1874–1886 гг. В этот период прошли 8 совместных выставок группы.
- Распад и эволюция: После 1886 года группа распадается. Её идеи развиваются в постимпрессионизме, неоимпрессионизме, фовизме.
- Официальное признание: Конец 1890-х – начало 1900-х годов.
Разновидности
- Городской пейзаж: Изображение современного Парижа (улицы, вокзалы, кафе).
- Сельский пейзаж (пленэр): Сады, поля, реки в разное время суток и года.
- Бытовой жанр и портрет: Неофициальные сцены из жизни и портреты на открытом воздухе.
- Натюрморт: Исследование цветовых рефлексов на предметах.
Мастера
- Оска́р Клод Моне́ (1840–1926) – центральная фигура, непревзойдённый исследователь света и атмосферы.
- Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919) – мастер жанровых сцен и портрета, певец радости жизни.
- Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га или Эдга́р Дега́ (1834–1917) – живописец и пастелист, виртуоз изображения движения и современного города.
- Жако́б Абраа́м Ками́ль Писсарро́ (1830–1903) – старший и наиболее последовательный участник движения, наставник многих.
- Альфред Сислей (1839–1899) – тонкий лирик пейзажа.
- Берта Моризо (1841–1895) – одна из первых значительных женщин-художниц группы.
- Эдуард Мане (1832–1883) – старший товарищ и предшественник, хотя формально не участвовал в выставках импрессионистов.
Произведения
- Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 г. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
- Клод Моне. «Кувшинки» (цикл картин). 1920–1926 гг. Музей Оранжери, Париж.
- Клод Моне. «Руанский собор» (серия). 1892–1893 гг. Разные музеи.
- Огюст Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876 г. Музей д’Орсе, Париж.
- Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». 1897 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
- Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г. Музей д’Орсе, Париж.
- Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр ночью». 1897 г. Национальная галерея, Лондон.
- Берта Моризо. «Колыбель». 1872 г. Музей д’Орсе, Париж.
Где посмотреть
- Музей д’Орсе (Париж, Франция) – крупнейшее в мире собрание.
- Мармоттан-Моне (Париж, Франция) – хранит картину «Впечатление. Восход солнца».
- Музей Оранжери (Париж, Франция) – панорама «Кувшинки» К. Моне.
- Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)
- Национальная галерея (Лондон, Великобритания)
- Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
- ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)
Литература
- Ревалд Дж. «История импрессионизма».
- Перрюшо А. Серия биографий («Жизнь Ренуара», «Жизнь Мане» и др.).
- Вентури Л. «От Мане до Лотрека».
- Каталоги постоянных коллекций музея д’Орсе.