Сегодня – День памяти Игоря Северянина – превосходного русского поэта, петербуржца, которому, увы, довелось умереть вдали от родного города 20 декабря 1941 года в оккупированном немецко-фашистскими войсками Таллине.
Игорь Васильевич Лотарёв, более известный мiру как Игорь Северянин (сам предпочитал писать так: Игорь-Сѣверянинъ) состоял в родстве с Фетом и Карамзиным (да, да, состоял, не супьте брови литературоведы, поскольку все столбовые дворяне в Империи приходились друг дружке пусть и дальней, но роднёй!). Но это – не более чем интересные факты, подтверждающие, что в роду было немало творческих людей и рождение выдающегося поэта двадцатого века нельзя приписать Его величеству Случаю!
Северянина я любил с детства – спасибо бабушке Елизавете Ивановне, обладавшей феноменальной памятью и помнившей наизусть (!) русскую поэзию от Ломоносова до Брюсова с Маяковским. Я, будучи младшеклашкой, конечно, пропускал мимо ушей, что Северянин - основоположник эго-футуризма (это меня не волновало). Но вот сами стихи… Особенно – «Ананасы в шампанском», «О люди жалкие, бессильные», «Мороженое из сирени», «Брюсов». За Пастернака в «Пастернаке» было обидно, но со строками: «Чем бестолковее стихотворенье,//Тем глубже смысл находит в нем простак» - был полностью согласен.
Так как Северянина в начале 70-х годов прошлого века не читали с эстрады и не включали в литературные альманахи (об издании собрания сочинений промолчу!), я завёл школьную тетрадку в клетку и переписал туда все стихотворения «короля поэтов», которые помнили бабушка и мама. Этот рукописный «сборник» до сих пор стоит у меня в ближнем книжном шкафу - на полке рядом с самыми дорогими сердцу книгами.
О Северянине написано много, хотя разбирать жизненный путь любого крупного поэта – дело неблагодарное. Чтобы понять побудительные мотивы действий гения, надо самому быть сверходарённым, как минимум - нестандартным человеком (но уж точно не обывателем с учёными званиями и степенями, хорошим окладом и налаженным бытом).
Северянин и сложен, и прост, поскольку, в принципе, весь высказался в стихах. Он искренне предлагал:
«Позовите меня - // Я прочту вам себя, // Я прочту вам себя, // как никто не прочтет…».
И люди зовут, доставая с полки томики поэта, находят его стихи в интернете.
Ещё при жизни Северянин пророчествовал: « Меня положат в гроб фарфоровый» - ошибся. Похоронили в простом, в Таллине, на Александро-Невском кладбище (ныне Siselinna) по левой стороне Центральной аллеи недалеко от входа. На могиле установили простой деревянный крест. Литератор и поэт Валентин Рушкис в книге «На этом свете» опубликовал стихотворение, в котором описана могила Игоря-Северянина такой, какой он увидел ее в 1945 году:
«А на его могиле - низкий крест
со врубкой грубой плотничьей работы,
вполдерева».
В конце сороковых годов ХХ века крест был заменен на скромный надгробный камень – и на памятнике поэту начертали его знаменитые строки:
«Как хороши, как свежи будут розы,//Моей страной мне брошенные в гроб!».
В 1992 году Северянинское общество собрало деньги на памятник. Увы! Памятник был осквернен вандалами, похитившими бронзовые элементы с передней части нового надгробия и обломавшими руку у распятого Христа на тыльной стороне памятника. Позже была похищена и сама фигура Христа с обломанной рукой. В 2004 году на могилу вернули надгробный камень, установленный Рушкисом, который ныне заменяет украденные бронзовые детали передней части памятника.
Читающая страна «русского соловья» помнит. Вспомним сегодня и мы. Стихотворным «северянинским ударом» по графоманам:
Итак, его знаменитые «Собратья»:
Все — Пушкины, все — Гёте, все — Шекспиры.
Направо, влево, сзади, впереди…
Но большинство из лириков — без лиры,
И песни их звучат не из груди…
Все ремесло, безвкусие и фокус,
Ни острых рифм, ни дерзостных мазков!
И у меня на «фокус» рифма — «флокус»,
А стиль других — стиль штопаных носков.
Изношены, истрепаны, банальны
Теперь стихи, как авторы стихов.
Лубочно вдохновенны и подвальны
Их головы — без нужного голов.
Титаны — все, а вместе с тем — все крохи,
Швейцар, столяр, извозчик и купец —
Все, все поют, смеша, как скоморохи,
Гадливость вызывая, как скопец.
И хочется мне крикнуть миллионам
Бездарностей, взращенных в кабаке:
«Приличней быть в фуражке почтальоном,
Чем лириком в дурацком колпаке».
Северянин, как всякий классик, современен и в век «цифры».Вспомним сегодня и ещё одно его стихотворение -«Германия, не забывайся! ». Как говорят в таких случаях, всё ясно без комментариев! Итак:
«Германия, не забывайся! Ах, не тебя ли сделал Бисмарк?
Ах, не тебя ль Вильгельм Оратор могущественно укрепил?
Но это тяжкое величье солдату русскому на высморк!
Германия, не забывайся! — на твой расчет ответом — пыл!
Твое величье — в мирном росте; твоя политика к победам —
Германия, не забывайся! — не приведет тебя, а тут:
И наша доблестная Польша, и Прибалтийский край, соседом
К тебе придвинутый, под скипетр твоей державы не взойдут.
С твоей союзницею наглой, с Австро-Венгеркою, задирой,
Тебе ль греззркой быть, буржуйка трудолюбивая? тебе ль?!..
Германия, не забывайся! Дрожи перед моею лирой
И помни, что моя Россия твою качала колыбель!».
(Снимки из Интернета)