Барокко — это художественный стиль XVII–XVIII веков, который означает «вычурный», «причудливый», «неправильный», происходит от португальского слова, обозначавшего жемчужину неправильной формы. Стиль характеризуется пышностью, избыточным декором, грандиозными композициями, театральностью и эмоциональной напряженностью, охватывает архитектуру, живопись, музыку и литературу.
В паспорте художественных стилей в графе «особые приметы» барокко значилось: «Склонен к театральным жестам, избегает прямых линий, находится в розыске за чрезмерное украшательство». Возникло это явление в XVII веке, когда католическая церковь, оправившись от реформационного удара, решила, что с еретиками надо бороться их же оружием – эффектными зрелищами. «Раз протестанты предлагают аскезу и скучные проповеди, – рассудили в Ватикане, – мы дадим народу такое пиршество для глаз, чтобы он, ослеплённый золотом и мрамором, безропотно пал ниц». Так началась великая «строительная горячка», где главным подрядчиком выступил гений, а бригадирами – восторг и гипербола.
Справочник начинающего декоратора небесных сфер
Философия барокко проста: если предмет неподвижен, его надо заставить двигаться; если пространство пусто, его необходимо заполнить до отказа. Для реализации этой программы был разработан чёткий технический регламент:
- Указ о светотени (статья «Драматическая»). Всё освещение — только софитное, направленное. Задача: выхватить из кромешной тьмы главное действующее лицо — будь то лик святого или кружевной воротник монарха. Тени должны быть густы, как чернила, а свет — ярок, как внезапное озарение. Метод был доведён до совершенства Караваджо, чьи святые выглядели так, будто только что вышли из соседней таверны, случайно попав под луч уличного фонаря.
- Закон спирали и диагонали. Все горизонтали и вертикали Возрождения объявлялись вне закона за «унылое геометрическое однообразие». Отныне композиция должна была строиться по принципу вихря или падающей карточной колоды. Складки на одеждах обязаны бурлить, как морская пена, тела — извиваться, а облака — клубиться с угрожающей стремительностью.
- Манифест обманных манёвров (Тромплёй). Честность в искусстве объявлялась признаком бедной фантазии. Потолок должен был «разверзаться», открывая прохожему небеса с парящими ангелами, скульптуры — делали попытки сбежать из своих ниш, а настенная роспись — убедительно изображать несуществующие колоннады. Зритель, введённый в благородный обман, считался высшей наградой для художника.
- Регламент эмоциональной подачи. Спокойные, уравновешенные лица считались браком. Допускались только выражения крайних степеней: экстатического страдания, блаженного изнеможения или победоносного ликования. Скепсис и задумчивость передавались в ведение следующей эпохи.
Два заказчика, один безразмерный кошелёк
Движущей силой стиля стали две конкурирующие, но в данном случае единомышленные, организации:
- Ватикан и орден иезуитов. Их девиз: «Верующий должен не понимать, а трепетать». Храмы превращались в многосерийные визуальные сериалы, где каждый капелла – новая серия со спецэффектами.
- Королевские дворы Европы. Их лозунг: «Если Папа может, то Король-Солнце – и подавно». Искусство стало средством математического доказательства собственного величия. Версаль с его парками, уходящими за горизонт, был не просто дворцом, а наглядным чертежом вселенной, в центре которой пребывал Людовик XIV.
Экспорт пафоса и национальные поправки
Словно мода на кринолины, барокко, зародившись в Риме, покатилось по Европе, везде обзаводясь местными особенностями:
- Итальянское (оригинальное). Самое пылкое и бесшабашное. Бернини ваял святых в момент такого сладкого мучения, что зрители смущённо краснели.
- Фламандское (Рубенсовское). Здесь барокко набрало мышечную массу и здоровый румянец. Это был апофеоз плоти, плодородия и жизненной силы, где даже аллегории выглядели как счастливые, хорошо питающиеся дамы.
- Голландское (бюргерское). Лишённое церковного заказа, барокко здесь сняло парик, надела домашний халат и занялось жанровыми сценами. Главным чудом стал не парящий святой, а луч света на глиняном кувшине или задумчивое лицо в потёртом бархате. Рембрандт превратил божественный свет в свет человеческой души.
- Французское (придворное). Здесь неудержимый порыв был поставлен на службу строгому церемониалу. Бешенство форм укрощалось линейкой и циркулем, что в итоге и породило строгий классицизм.
Барокко — это не просто стиль. Это масштабная культурная акция по переустройству реальности по принципу «чем больше, тем лучше». Его историческая миссия — доказать, что истина кроется не в балансе, а в излишестве, не в тихом созерцании, а в громком, хорошо поставленном восторге. После его заката Европа долго приходила в себя, украдкой смахивая со лба испарину, вызванную буйством когда-то увиденных форм, и с облегчением перешла к более спокойным интерьерам.
Барокко: ключевые факты
Период
- Возникновение: Около 1600 года в Риме, как выражение идей Контрреформации и утверждения абсолютизма.
- Период расцвета: XVII — первая половина XVIII века.
- Закат: Середина XVIII века. Стиль эволюционирует в более легкомысленное рококо, после чего сменяется рационалистичным неоклассицизмом, отвергавшим его излишества.
Разновидности
- Церковное барокко: Монументальная живопись (плафоны, алтарные картины), скульптура и архитектура, создававшие эмоционально насыщенное пространство для богослужения.
- Дворцовое (светское) барокко: Архитектурно-парковые ансамбли, парадные портреты и аллегорические композиции, прославлявшие власть монарха.
- Бюргерское барокко (Голландия): Камерная жанровая живопись, натюрморт (vanitas), групповой и индивидуальный портрет, ориентированные на вкусы зажиточных горожан.
- Барочный классицизм: Более сдержанное и упорядоченное направление, особенно во Франции, сочетавшее барочный пафос с логикой классических форм.
Мастера
- Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) — центральная фигура эпохи, архитектор и скульптор, воплотивший в своих работах синтез искусств, драматизм и мистическую экзальтацию («Экстаз Святой Терезы»).
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) — основоположник реалистической живописной традиции в барокко, мастер резкой светотени (кьяроскуро) и внесения религиозного сюжета в современную бытовую среду.
- Питер Пауль Рубенс (1577-1640) — глава фламандской школы, чьё творчество символизирует торжество жизненной силы, цвета и сложной динамичной композиции.
- Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669) — величайший представитель золотого века голландской живописи, доведший технику светотени до беспрецедентной психологической и философской глубины.
- Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (1599-1660) — придворный живописец испанского короля, виртуоз портрета и мастер тональной живописи, достигший иллюзии сложного пространства.
- Ян (Йоханнис) Верме́ер (1632-1675)
Произведения
- Д.Л. Бернини. «Экстаз Святой Терезы». 1645—1652 гг. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория. Рим.
- М.М. Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599—1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези. Рим.
- П.П. Рубенс. «Воздвижение Креста». 1612 г. Собор Антверпенской Богоматери. Антверпен.
- Х.Р. Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмюзеум. Амстердам.
- Д.Р. Вела́скес. «Менины». 1656 г. Музей Прадо. Мадрид.
- Я. Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой». 1665 г. Маурицхёйс. Гаага.
- Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. 1634—1680гг. Рим.
Где посмотреть
- Италия, Рим: Площадь и собор Святого Петра, церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (Бернини) и Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Борромини), галереи Боргезе и Дориа-Памфили.
- Франция, Версаль: Дворцово-парковый ансамбль — апофеоз абсолютистского барокко и классицизма.
- Нидерланды, Амстердам: Рейксмюзеум (коллекция Рембрандта, Вермеера).
- Испания, Мадрид: Музей Прадо (собрание работ Веласкеса, Рубенса).
- Россия, Санкт-Петербург и пригороды: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергоф.
Литература
- Вельфлин Г. «Ренессанс и барокко».
- Дасса Ф. «Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись».
- Тананаева Л.И. «Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI-XVII веков».
- Перрюшо А. Серия биографий художников («Жизнь Рубенса» и др.).
- Каталоги постоянных коллекций Музея истории искусств (Вена), Музея Прадо (Мадрид), Лувра (Париж).