Найти в Дзене
МореАрти

Барокко: Искусство, которое не знало меры

Барокко — это художественный стиль XVII–XVIII веков, который означает «вычурный», «причудливый», «неправильный», происходит от португальского слова, обозначавшего жемчужину неправильной формы. Стиль характеризуется пышностью, избыточным декором, грандиозными композициями, театральностью и эмоциональной напряженностью, охватывает архитектуру, живопись, музыку и литературу. В паспорте художественных стилей в графе «особые приметы» барокко значилось: «Склонен к театральным жестам, избегает прямых линий, находится в розыске за чрезмерное украшательство». Возникло это явление в XVII веке, когда католическая церковь, оправившись от реформационного удара, решила, что с еретиками надо бороться их же оружием – эффектными зрелищами. «Раз протестанты предлагают аскезу и скучные проповеди, – рассудили в Ватикане, – мы дадим народу такое пиршество для глаз, чтобы он, ослеплённый золотом и мрамором, безропотно пал ниц». Так началась великая «строительная горячка», где главным подрядчиком выступил г

Барокко — это художественный стиль XVII–XVIII веков, который означает «вычурный», «причудливый», «неправильный», происходит от португальского слова, обозначавшего жемчужину неправильной формы. Стиль характеризуется пышностью, избыточным декором, грандиозными композициями, театральностью и эмоциональной напряженностью, охватывает архитектуру, живопись, музыку и литературу.

В паспорте художественных стилей в графе «особые приметы» барокко значилось: «Склонен к театральным жестам, избегает прямых линий, находится в розыске за чрезмерное украшательство». Возникло это явление в XVII веке, когда католическая церковь, оправившись от реформационного удара, решила, что с еретиками надо бороться их же оружием – эффектными зрелищами. «Раз протестанты предлагают аскезу и скучные проповеди, – рассудили в Ватикане, – мы дадим народу такое пиршество для глаз, чтобы он, ослеплённый золотом и мрамором, безропотно пал ниц». Так началась великая «строительная горячка», где главным подрядчиком выступил гений, а бригадирами – восторг и гипербола.

Справочник начинающего декоратора небесных сфер

Философия барокко проста: если предмет неподвижен, его надо заставить двигаться; если пространство пусто, его необходимо заполнить до отказа. Для реализации этой программы был разработан чёткий технический регламент:

  • Указ о светотени (статья «Драматическая»). Всё освещение — только софитное, направленное. Задача: выхватить из кромешной тьмы главное действующее лицо — будь то лик святого или кружевной воротник монарха. Тени должны быть густы, как чернила, а свет — ярок, как внезапное озарение. Метод был доведён до совершенства Караваджо, чьи святые выглядели так, будто только что вышли из соседней таверны, случайно попав под луч уличного фонаря.
  • Закон спирали и диагонали. Все горизонтали и вертикали Возрождения объявлялись вне закона за «унылое геометрическое однообразие». Отныне композиция должна была строиться по принципу вихря или падающей карточной колоды. Складки на одеждах обязаны бурлить, как морская пена, тела — извиваться, а облака — клубиться с угрожающей стремительностью.
  • Манифест обманных манёвров (Тромплёй). Честность в искусстве объявлялась признаком бедной фантазии. Потолок должен был «разверзаться», открывая прохожему небеса с парящими ангелами, скульптуры — делали попытки сбежать из своих ниш, а настенная роспись — убедительно изображать несуществующие колоннады. Зритель, введённый в благородный обман, считался высшей наградой для художника.
  • Регламент эмоциональной подачи. Спокойные, уравновешенные лица считались браком. Допускались только выражения крайних степеней: экстатического страдания, блаженного изнеможения или победоносного ликования. Скепсис и задумчивость передавались в ведение следующей эпохи.

Два заказчика, один безразмерный кошелёк

Движущей силой стиля стали две конкурирующие, но в данном случае единомышленные, организации:

  • Ватикан и орден иезуитов. Их девиз: «Верующий должен не понимать, а трепетать». Храмы превращались в многосерийные визуальные сериалы, где каждый капелла – новая серия со спецэффектами.
  • Королевские дворы Европы. Их лозунг: «Если Папа может, то Король-Солнце – и подавно». Искусство стало средством математического доказательства собственного величия. Версаль с его парками, уходящими за горизонт, был не просто дворцом, а наглядным чертежом вселенной, в центре которой пребывал Людовик XIV.

Экспорт пафоса и национальные поправки

Словно мода на кринолины, барокко, зародившись в Риме, покатилось по Европе, везде обзаводясь местными особенностями:

  • Итальянское (оригинальное). Самое пылкое и бесшабашное. Бернини ваял святых в момент такого сладкого мучения, что зрители смущённо краснели.
  • Фламандское (Рубенсовское). Здесь барокко набрало мышечную массу и здоровый румянец. Это был апофеоз плоти, плодородия и жизненной силы, где даже аллегории выглядели как счастливые, хорошо питающиеся дамы.
  • Голландское (бюргерское). Лишённое церковного заказа, барокко здесь сняло парик, надела домашний халат и занялось жанровыми сценами. Главным чудом стал не парящий святой, а луч света на глиняном кувшине или задумчивое лицо в потёртом бархате. Рембрандт превратил божественный свет в свет человеческой души.
  • Французское (придворное). Здесь неудержимый порыв был поставлен на службу строгому церемониалу. Бешенство форм укрощалось линейкой и циркулем, что в итоге и породило строгий классицизм.

Барокко — это не просто стиль. Это масштабная культурная акция по переустройству реальности по принципу «чем больше, тем лучше». Его историческая миссия — доказать, что истина кроется не в балансе, а в излишестве, не в тихом созерцании, а в громком, хорошо поставленном восторге. После его заката Европа долго приходила в себя, украдкой смахивая со лба испарину, вызванную буйством когда-то увиденных форм, и с облегчением перешла к более спокойным интерьерам.

Барокко: ключевые факты

Период

  • Возникновение: Около 1600 года в Риме, как выражение идей Контрреформации и утверждения абсолютизма.
  • Период расцвета: XVII — первая половина XVIII века.
  • Закат: Середина XVIII века. Стиль эволюционирует в более легкомысленное рококо, после чего сменяется рационалистичным неоклассицизмом, отвергавшим его излишества.

Разновидности

  • Церковное барокко: Монументальная живопись (плафоны, алтарные картины), скульптура и архитектура, создававшие эмоционально насыщенное пространство для богослужения.
  • Дворцовое (светское) барокко: Архитектурно-парковые ансамбли, парадные портреты и аллегорические композиции, прославлявшие власть монарха.
  • Бюргерское барокко (Голландия): Камерная жанровая живопись, натюрморт (vanitas), групповой и индивидуальный портрет, ориентированные на вкусы зажиточных горожан.
  • Барочный классицизм: Более сдержанное и упорядоченное направление, особенно во Франции, сочетавшее барочный пафос с логикой классических форм.

Мастера

  • Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) — центральная фигура эпохи, архитектор и скульптор, воплотивший в своих работах синтез искусств, драматизм и мистическую экзальтацию («Экстаз Святой Терезы»).
  • Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) — основоположник реалистической живописной традиции в барокко, мастер резкой светотени (кьяроскуро) и внесения религиозного сюжета в современную бытовую среду.
  • Питер Пауль Рубенс (1577-1640) — глава фламандской школы, чьё творчество символизирует торжество жизненной силы, цвета и сложной динамичной композиции.
  • Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669) — величайший представитель золотого века голландской живописи, доведший технику светотени до беспрецедентной психологической и философской глубины.
  • Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес (1599-1660) — придворный живописец испанского короля, виртуоз портрета и мастер тональной живописи, достигший иллюзии сложного пространства.
  • Ян (Йоханнис) Верме́ер (1632-1675)

Произведения

  • Д.Л. Бернини. «Экстаз Святой Терезы». 1645—1652 гг. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория. Рим.
  • М.М. Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599—1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези. Рим.
  • П.П. Рубенс. «Воздвижение Креста». 1612 г. Собор Антверпенской Богоматери. Антверпен.
  • Х.Р. Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмюзеум. Амстердам.
  • Д.Р. Вела́скес. «Менины». 1656 г. Музей Прадо. Мадрид.
  • Я. Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой». 1665 г. Маурицхёйс. Гаага.
  • Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. 1634—1680гг. Рим.

Где посмотреть

  • Италия, Рим: Площадь и собор Святого Петра, церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (Бернини) и Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Борромини), галереи Боргезе и Дориа-Памфили.
  • Франция, Версаль: Дворцово-парковый ансамбль — апофеоз абсолютистского барокко и классицизма.
  • Нидерланды, Амстердам: Рейксмюзеум (коллекция Рембрандта, Вермеера).
  • Испания, Мадрид: Музей Прадо (собрание работ Веласкеса, Рубенса).
  • Россия, Санкт-Петербург и пригороды: Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергоф.

Литература

  • Вельфлин Г. «Ренессанс и барокко».
  • Дасса Ф. «Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись».
  • Тананаева Л.И. «Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI-XVII веков».
  • Перрюшо А. Серия биографий художников («Жизнь Рубенса» и др.).
  • Каталоги постоянных коллекций Музея истории искусств (Вена), Музея Прадо (Мадрид), Лувра (Париж).
Д.Л. Бернини. «Экстаз Святой Терезы». 1645—1652 гг. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория. Рим.
Д.Л. Бернини. «Экстаз Святой Терезы». 1645—1652 гг. Церковь Санта-Мария-делла-Виттория. Рим.
М.М. Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599—1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези. Рим.
М.М. Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599—1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези. Рим.
П.П. Рубенс. «Воздвижение Креста». 1612 г. Собор Антверпенской Богоматери. Антверпен.
П.П. Рубенс. «Воздвижение Креста». 1612 г. Собор Антверпенской Богоматери. Антверпен.
Х.Р. Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмюзеум. Амстердам.
Х.Р. Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмюзеум. Амстердам.
Д.Р. Вела́скес. «Менины». 1656  г. Музей Прадо. Мадрид.
Д.Р. Вела́скес. «Менины». 1656 г. Музей Прадо. Мадрид.
Я. Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой». 1665 г. Маурицхёйс. Гаага.
Я. Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой». 1665 г. Маурицхёйс. Гаага.
Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. 1634—1680гг. Рим.
Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. 1634—1680гг. Рим.
Большой Версальский дворец (Зеркальная галерея). 1661 г. Версаль.
Большой Версальский дворец (Зеркальная галерея). 1661 г. Версаль.