Найти в Дзене
Автовод со стажем

6 самых необычных модификаций "Оки": грузовичок, "электричка" и "Астро"

Оглавление

Мало кто знает, но ВАЗ-1111, или «Ока», «Окушка», проектировалась 40 лет назад, во многом подражая конструкции японского Daihatsu Cuore 1980 года. Точнее, скопировали всё, что было по силам сделать у себя в цеху.

Почему-то Министерство автомобильной промышленности во главе с министром Поляковым решило, что в стране очень нужен маленький микролитражный автомобиль, в первую очередь для лиц с ограниченными возможностями.

Удивительно, но никому и в голову не пришло, что можно выдавать обычные новенькие Жигули, просто дооборудованные и адаптированные соответствующим образом. Но тогда это звучало как явная крамола.

История создания

Как бы там ни было, Поляков активно навязывал идею «Оки» Волжскому автозаводу, и так сделали новую советскую микролитражку. Правда, особо не старались - просто перелицевали на свой лад внешность Daihatsu Cuore и, как могли, упростили конструкцию и перевели на агрегаты от ВАЗ-2108. За что им огромное спасибо.

Daihatsu
Daihatsu

Симпатичная «Ока» частично собиралась на ВАЗе, затем проект передали на КамАЗ и Серпуховской завод, где машина собиралась почти 20 лет в самых разных вариантах кузова. Помимо социальных автомобилей заводы сделали ещё с десяток версий с самыми разнообразными форматами кузова.

Нравилась «Ока» людям? Скорее да, чем нет. Для города, для молодой семьи это был идеальный вариант. Но была и критика, причём вполне обоснованная. Хотя тяга и динамика разгона у «Оки» была никакая. Прежде всего из-за двигателя.

По сути это была половинка «восьмачного» движка (1,3 л) на 0,649 л. Тогда казалось, что тридцать лошадок вполне хватает для поездок. Но когда это советские люди просто катались на машинах? Как только автомобильчик появился на дорогах, «Оку» сразу же запрягли в полноценную взрослую работу - возить грузы и людей.

Попытки улучшения

Позже в «Оку» попытались впихнуть половинку полуторалитрового мотора (0,749 л) на 31,7 л. с., и это тоже оказалось не слишком удачным решением. Добавка чуть больше одной лошадки почти ничего не решала. Нужно было срочно искать новое решение. И его нашли.

Во-первых, специалисты только ещё строящегося в Елабуге тракторного завода сделали трёхцилиндровый мотор на 40 л. с. Вполне рабочий двигатель отлично вписался в «Оку», но делать его, как и саму обновлённую микролитражку с индексом ЕлАЗ-1121, было негде.

Завод так и подвис в статусе недостроя вплоть до развала СССР. Ещё один двигатель для «Оки» сделали немецкие специалисты из компании Porsche, но и тут не срослось.

Необычные модификации

А в это время прежняя «Ока» стала осваивать новые специальности. Наиболее известная версия, и, возможно, самая удачная - это дизельный грузовичок, конкурент для грузовой Таврии. Машину с дизелем на 0,7 л выпускали в Набережных Челнах единичными экземплярами.

Тойма
Тойма

Затем появилась ещё более интересная версия машины - «Тойма», или ВАЗ-17013, это была мечта фермера или дачника. Правда, собрали машин слишком мало, чтобы можно было развернуть полноценную торговлю и серийное производство.

-3

Ещё было несколько довольно удачных моделей с доработанным кузовом и моторным отсеком под установку мотора от ЗАЗ-1102. Одна из них - Ока-Астро, вполне могла работать в городе если не такси, то в службе доставки или курьерской машиной.

Но проблема была в том, что производитель подобных моделей - «Камский автосборочный завод», влезал на рынок ВАЗ-2108, где царствовал Волжский автозавод. Соответственно, проект свернули.

Электрическая версия

Ещё один необычный автомобиль - электрическая «Ока», была построена ещё в 1994-1995 годах. Десяток машин на никелевых аккумуляторах отправили в Европу для участия в Монте-Карло и Швейцарию для участия в ралли и гонках по типу Solar Cup Denmark.

-4

Тогда модно было организовывать пробеги необычных машин на солнечных батарейках и электроаккумуляторах. В России машина понравилась, но воспринималась как забавный эксперимент, не более того.

Машину даже пытались продавать в США - всё-таки в этой стране народ любит экзотику, а электрическая Ока могла пробежать 40 км, причём с максимальной скоростью до 40 км/ч. И даже была попытка сделать из Оки гольфмобиль.

-5

Но эта ниша была плотно забита местными производителями, так что взлететь ВАЗ-1111 шансов не было никаких.

Последняя реинкарнация машины - это «Ока-2».

Также рекомендую к прочтению:

Кстати, если вам нравятся такие материалы - заходите в Мою группу ВКонтакте. Там я регулярно делюсь короткими постами и видео с интересными фактами об авто, свежими новостями и лайфхаками по обслуживанию машины. Всё по делу, без воды!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!