"До чего прекрасен мир! - сказала Зильке.
- Ага, - поддержал Отто. - Только вот люди в нём ни к чёрту."
Бен Элтон, "Два брата"
Я понимаю, что статьи о книгах ещё менее популярны, чем о выставках и спектаклях. БОльший интерес вызывают только бытовые и житейские события.
Но я не могу не читать. Это объёмная и важная часть моей жизни, часть её течения. К быту я отношусь как к необходимости. Но жить только им и достаточно однообразной суетой дней я не в силах. Мне нужна "пища" для размышлений и впечатлений.
Так что простите, сегодня напишу немного о книге "Два брата" современного английского автора Бена Элтона. История, написанная им, имеет отношение к его семье. Об этом автор рассказывает в послесловии.
Роман появился на книжных прилавках более десяти лет назад. Пару раз я начинала его читать в электронном варианте, но почему-то откладывала. А недавно прочла с большим интересом.
Действие книги происходит в Германии. 24 февраля 1920 года в Мюнхене была зарегистрирована партия нацистов - Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Этот же день ознаменовался в одной еврейской семье рождением близнецов, один из которых оказался нежизнеспособным.
В соседней палате случилась ещё одна трагедия. Во время родов умерла мама-немка только что родившегося малыша. Еврейская семья решила, не особо задумываясь, усыновить его.
Нам, читателям, какое-то время остается неизвестным, кто родной ребёнок еврейской крови, а кто приёмный чистокровного немецкого происхождения. Любят их и воспитывают, естественно, одинаково.
Выглядят мальчишки непохоже, да и по характеру совершенно разные. Один, Пауль, рассудительный стратег; другой, Отто, вспыльчивый тактик.
Отец "близнецов" Вольфганг - талантливый джазмен, который играл по клубам, зарабатывая на жизнь. Мама мальчиков Фрида - доктор широкой практики в больнице для малоимущих. Оба очень хорошие люди: думающие, любящие, заботящиеся, рефлексирующие.
Братья Пауль и Отто развиваются и взрослеют, конечно, вместе. Рядом с ними часто-часто бывает дочка помощницы по хозяйству Зильке и очаровательная еврейская девочка Дагмар из богатой семьи. С ней раз в неделю Вольфганг занимается музыкой. С годами образовывается союз четырёх, "субботний клуб". Конечно, братья прочно и надёжно влюблены в Дагмар. Зильке для них - просто "свой парень".
Жизнь переворачивается кувырком, когда в 1933 году к власти приходят нацисты. Происхождение проверяется до какого-то там колена, измеряются физиологические характеристики, провозглашается лозунг, что жизни достойны только арийцы.
Ещё вчера братья играли в одной футбольной команде с другими ребятами, а сегодня им уже кричат: "Смерть жидам!"
Как много людей подчинились этим неверным идеям...
Вольфгангу запретили играть в кафе и ресторанах. Фрида больше не могла заниматься лечением немцев, только евреев, и то с ограничениями. Настала жизнь, полная унижений и запретов.
Антифашист, преподобный Мартин Нимёллер написал такие строки:
"Когда нацисты пришли за коммунистами,
я молчал, ведь я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами,
я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями,
я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями,
я молчал, ведь я же не еврей.
А потом они пришли за мной,
и уже не было никого, кто мог бы протестовать."
Немецкая нацистская машина безжалостно крушила семьи, разбивала жизни, перемалывала судьбы. Каждому приходилось делать выбор: прятаться, таиться, притворяться, возмущаться, сопротивляться, сотрудничать, приспосабливаться... Кто-то проявлял стойкость и порядочность, другие нравственно опускались и теряли человечность.
Чем готовы пожертвовать люди ради выживания своего и близких? Где границы подлости, предательства, порядочности? И как трудно их осознать...
Как смириться с тем, что одни люди заставляют других вылизывать асфальт, потому что по праву рождения те принадлежат не к той нации? Почему нацистам дозволено выбивать евреям зубы ударом сапога, вынуждать прятаться, дрожать при виде собственной тени? Куда заводит человека страх? Где та черта, после которой наступает расчеловечивание во всей его чудовищности?
Это вечные вопросы без ответа...
Братьев система разлучила, когда они стали подростками. Негоже немцу Отто воспитываться в еврейской семье. Ну, а далее идёт закрученный сюжет, пересказывать который не буду. Пауль придумал хитроумный план по спасению любимой Дагмар. В нём участвовали все члены "субботнего клуба".
В конце книги было неприятно, неловко и стыдно за действия Дагмар. Как оказалось, она прагматично строила свою судьбу, умело манипулировала любящими её братьями, выбирая то одного, то другого по мере того, как ей было выгоднее. То рассудительный Пауль был приближен, то импульсивный Отто. Столько лицемерия оказалось в ней! Особенно по сравнению с более цельной личностью Зильке, верной своим идеалам и готовой к риску ради других.
Но Дагмар ведь тоже показана жертвой многих и многих обстоятельств... Но выбор её оказался не близким мне лично.
Поступок Фриды, когда она на улице увидела грузовик маленьких детей, которых увозили на погибель, а они звали маму, - это уже на разрыв души.
"... дети ещё не умели заткнуться. Ещё не научились рабской покорности. И оттого звали маму. Фрида их услышала. Мама? Ведь это она. С двадцатого года так её звали."
И она решила быть с детками - утешала, обнимала, пела песенки... Была рядом до самого конца, после которого остаётся лишь жизнь на небесах. А могла бы пройти мимо...
"Любимая мама. До конца отважная. Жила и умерла маяком доброты в больном и страшном мире."
Советские воины в конце книги представлены без прикрас. Допускаю, что и такое было наравне с подвигами. И совершенно не понравилось наличие в тексте нецензурных слов.
Героям книги веришь, за них переживаешь. Роман будит эмоции: то охватывает радость, то горечь...
Нет плохих наций, есть плохие люди.
Желаю всем мира во всём мире!
***
Цитаты из Книги "Два брата" Б. Элтона
"Знаете, я придерживаюсь весьма полезного правила: без крайней необходимости своими соображениями не делиться."
"Для партии образование не важно. Главное - преданность."
"Если по приказу они со мной раздружились, значит, паршивые друзья. Нечего о них и думать."
"Неочевидность повода ещё не означает ненужности дела."
"Власть развращает. Да. И абсолютная власть развращает абсолютно."
"Они вышагивали, точно хозяева улицы... Маршировали и выступали, как будто это геройство - сколотить миллионную банду, которая изводила запуганных людей."
"Жестокость была их панцирем. Безусые юнцы толстой стеной отгородились от своей прогнившей совести. Стеной, которую их вожди называли "силой".
"Надо помнить, что привилегии накладывают ответственность."
"Господин" Гитлер. Так Фрида и все её друзья-евреи называли вождя, втайне надеясь, что цивилизованное обращение превратит его в цивилизованного человека."
"Слово "опустошение" не вмещает в себя убийства, разор и безграничную жестокость на захваченных нами землях... Я не преувеличиваю, говоря, что каратели СС озабочены одним - умерщвление людей идёт слишком медленно. Они ищут способы поставить убийства на поток. Слаб язык человеческий. Сам Гёте не нашёл бы слов, чтобы описать эту беспримерную, извращённую бойню."
"Сверхчеловеки творили, что хотели. А хотели они, похоже, убивать беззащитных."
"Грубость и хамство не имеют оправданий."
"Есть такая вещь, как традиция, и отказ от неё гибелен. Если из фундамента выбить все камни, дом непременно рухнет."
"Наши души загнали в гетто..."
***
Послесловие Бена Элтона к роману "Два брата" называется "Биографические отблески". Автор пишет, что текст романа придуман, но отчасти содержит факты истории его семьи.
Его отец вместе с родителями и старшим братом Готфридом бежали из нацистской Германии в Англию. Тётя и дядя Бена Элтона в своё время усыновили "чистокровного арийца". Его призвали в вермахт. Другой дядя автора воевал по другую сторону, в английской армии.
Книга напоминает, что забывать ужасы нацизма нельзя - ни разумом, ни сердцем. И надо помнить, что последствия своего выбора пути никогда и никого не оставят в покое.
Спасибо за внимание!