Найти в Дзене

Голос деревни: Святославка

В деревне насчитывалось 180 дворов, 660 жителей. Единственная улица тянулась на три кило­метра и утопала в зелени тополей. Сейчас здесь, всё так же на одной улице, живут четыре семьи. Всего 14 человек, из них шестеро – дети. Держится деревня изо всех сил. Но с каждым днём острее чувствуется, как уходит с насиженного места... Судя по всему, появилась деревня в 19-м веке. Об этом говорят исторические сведения и воспоминания старожилов, собранные местными энтузиастами. – В 1920-е годы был, можно сказать, второй поток переселенцев на святославские земли. Первые белорусы попали сюда в конце 1800-х. Поставили дома на высоком красивом месте и назвали свою деревню Будачиха, как местную речку. У нас хранится копия свидетельства о рождении первого ребёнка – девочки Анны – 28 февраля 1898 года. Её родители – Иван Степанович и Зоя Павловна Лавор. Ещё есть свидетельство первой регистрации брака между Никифором Сушко и Екатериной Савчиц, датируемое 15 июля 1898 года, – рассказала жительница села Бес
Оглавление

Когда-то деревня Святославка была самой крупной на территории Бескозобовской сельской администрации.

В деревне насчитывалось 180 дворов, 660 жителей. Единственная улица тянулась на три кило­метра и утопала в зелени тополей. Сейчас здесь, всё так же на одной улице, живут четыре семьи. Всего 14 человек, из них шестеро – дети. Держится деревня изо всех сил. Но с каждым днём острее чувствуется, как уходит с насиженного места...

Наталья Глухарева провела для нас экскурсию по Святославке, где появляется всё больше нежилых домов
Наталья Глухарева провела для нас экскурсию по Святославке, где появляется всё больше нежилых домов

Судя по всему, появилась деревня в 19-м веке. Об этом говорят исторические сведения и воспоминания старожилов, собранные местными энтузиастами.

Святославские самоходы

– В 1920-е годы был, можно сказать, второй поток переселенцев на святославские земли. Первые белорусы попали сюда в конце 1800-х. Поставили дома на высоком красивом месте и назвали свою деревню Будачиха, как местную речку. У нас хранится копия свидетельства о рождении первого ребёнка – девочки Анны – 28 февраля 1898 года. Её родители – Иван Степанович и Зоя Павловна Лавор. Ещё есть свидетельство первой регистрации брака между Никифором Сушко и Екатериной Савчиц, датируемое 15 июля 1898 года, – рассказала жительница села Бескозобово Наталья Глухарева.

Лет 15 назад Наталья Валентиновна увлеклась краеведением. По крупицам она собирает истории исчезнувших и исчезающих деревень этой сельской территории, в том числе Святославки. Наталья считается приезжей, как здесь говорят, не родчей. Она попала в село Бескозобово по распределению в 1982 году. Наташе исполнилось 19 лет, когда её взяли бухгалтером в местный совхоз. Потом вышла замуж, ушла в декрет. А когда пришло время выходить, место было уже занято. Ну а без работы никак, поэтому на предложение стать библиотекарем согласилась без раздумий. И до самой пенсии, 33 года, была хранительницей «храма книг». В её голове много дат, имён, событий, связанных с этой сельской территорией.

Святославка, которая сегодня относится к разряду исчезающих деревень, стала Наталье Глухаревой родной по мужу. Его предки пришли сюда из Виленской губернии Вилейского уезда в конце 1920-х годов. Из рассказов своих родственников Наталья Валентиновна знает, что десятки переселенцев из Белоруссии пришли в Сибирь в поисках свободных земель с обозами, полными скарбом, гнали даже скот. Они облюбовали красивые места, богатые лесами, реками и озёрами.

Трудолюбивые белорусы заготавливали ягоды и грибы в больших количествах, готовили национальные яства. Если в семье были мужчины охотники и рыбаки, то жили сытно, никто не оставался без снеди – всего хватало вдоволь.

Раздольные пастбища близ деревни Святославки. Её жители всегда держали много скота
Раздольные пастбища близ деревни Святославки. Её жители всегда держали много скота

Современники предполагают, что улицу в Святославке с различных концов закладывали два разных человека.Потому что одну сторону называли Соколинкой – она тянулась «до ёлочек», а вторую – Боровлянкой. На длиннющей улице, идущей через всю деревню, было много домов. Она и сейчас такая же, только стоят на ней всего несколько домов. Всё больше по сторонам остовы разрушенных временем жилищ да заросли малины.

– Раньше возле каждого дома белорусы сажали тополя, – рассказывает коренная жительница Святославки На­талья Чапская. – Так у них было принято на Родине. Те деревья до сих пор стоят огромные и раскидистые, поражают своей мощью. Также шумят и напоминают о былой жизни сельчан. Вот идёте по деревне, видите тополь – значит здесь когда-то была усадьба.

Ещё в 1960-е годы в деревне проживали около 400 человек, согласно записям сельского совета. Потом всё пошло на спад, и в 2007-м осталось 10 дворов.

– Моя мама родилась и выросла в Святославке, – говорит Наталья Чапская. – Да и моя жизнь прошла здесь. Наш колхоз «Красный Урал», известный на всю страну, славился трудолюбивыми людьми и их достижениями. Стояли добротные птицефабрика, свино­ферма, коровник. Мне довелось трудиться на животно­водческой ферме, а муж работал трактористом. Сегодня уже всё не то, но так хочется дожить на родной улице. Я с годами чаще болею. Но выйду из дома подышать воздухом – и вроде всё проходит, появляются силы. Иногда смотрю вдаль, где когда-то стояли дома, соседи выходили поболтать, а теперь пустота – такая грусть охватывает.

Из воспоминаний Натальи ГЛУХАРЕВОЙ:

– Помню, народ здесь жил доброжелательный, открытый, приветливый. Что меня поразило в своё время, дома были построены на свой лад: огромный высокий фундамент и на входе в жильё, под лестницей, делали проход в подвал. Подполий в жилищах, как у местных, не было. Самыми старыми стояли дома 1900 года постройки Александра Артемь­ева и Аксиньи Лавор – моей свекрови. Места здесь красивые. В Сарафанкиной роще мы за считанные минуты набирали полные вёдра лесных ягод. Здесь её называли клубянкой или клубяникой. Даже когда мы пере­ехали в село Бескозобово, в ягодную и грибную пору ходили только в святославские леса.

Грунтовая дорога – большая проблема

Хозяева одного из подворий – Анатолий Чапский и Виктория Паздерина. Их дом – первый на въезде в малую деревню Святославку. Скота держат много, живут за счёт ЛПХ. В семье трое детей: Евгения, Артём и Антон. По словам мамы, у них дистант в школе начинается не как у всех, с началом сезонных заболеваний, а с весенней и осенней распутицами, ещё – с метелями.

-3

– Частенько звоню в Бескозобовскую администрацию и прошу о помощи. Если есть свободный УАЗик, то детей увезут в школу на центральную усадьбу – до неё от нашей деревни 10 километров. Если занята машина – сидят дома. Весной, бывало, и до двух месяцев не могли попасть в школу из-за размытой грунтовой дороги. А дома я чему их сама научу, не педагог же, – сетует Виктория. – Скорая помощь тоже добирает­ся до нашей деревни наудачу: если сухо – прибудет быстро. У супруга есть «Буран», зимой нам проще. Проблем в деревенской жизни немало, но всё равно здесь живём.

По словам руководителя Бескозобовской сельской администрации Александра Кляпышева, жителей деревни Свято­славки не бросают на произвол судьбы.

– Дорогу стараемся поддерживать в проезжем состоянии, но в сезон грязи грунтовка становится непролазной. Тогда в деревню можно проехать только на вездеходном транспорте. По хорошей погоде еженедельно, по четвергам, в Святославку ходит рейсовый автобус. В каждой семье есть свои автомобили. Три года назад отремонтировали дорогу на местное кладбище, а в этом – проблемные участки грунтовки. В рамках благоустройства выкашиваем траву на обочине дороги. Делаем опашку деревни, чтобы уберечь от пожаров. Все вопросы местных жителей решаем сразу по мере их поступления. Хлеб и продукты первой необходимости в Святославку завозим дважды в неделю. Это обязательство взяла на себя сельская администрация, – рассказал Александр Кляпышев.

Жительница Святославки Виктория Паздерина призналась, что, возможно, её семья и переехала бы из деревни, но слишком много препонов.

– У нас большое хозяйство. Его точно не бросим, ведь и в другой деревне нужно будет на что-то жить, – рассуждает Виктория. – Одно время нам предлагали переехать в село Бескозобово, даже обещали жильё, но это осталось на уровне разговоров. Строительство нового дома нам самим не осилить. Теперь хочется, чтобы дети выросли и устроились в другом месте, ближе к цивилизации.

Переселение одной семьи

В тогда ещё Голышмановском районе действительно существовала программа переселения жителей Святославки.

– Уже и добро на реализацию той программы получили на уровне правительства региона, но в связи со сложной экономической обстановкой её временно приостановили, – объяснял тогда глава района Александр Желтоухов.

По его словам, сначала собирались туда дорогу по­строить, но это по расчётам вышло дорого. Проще было переселить несколько семей на центральную усадьбу. Но и этому не суждено было случиться. Первый и, как оказалось впоследствии, последний шаг к переселению помог сделать партийный проект единороссов. По их замыслу, в каждом муниципалитете юга Тюменской области строились дома для благополучных многодетных семей. По этому проекту за несколько месяцев в селе Бескозобово возвели двухэтажный деревянный дом под ключ площадью 142 квадратных метра для Николая и Светланы Красновых – коренных жителей деревни Святославки, достойно воспитывающих семерых детей. Средства на строительство жилья вкладывали не только партийцы. Голышмановцы, желающие оказать посильную помощь землякам, внесли тогда в общий котёл свыше 600 тысяч рублей. Полная стоимость данного проекта – 3 миллиона 200 тысяч рублей.

2017 год. Ключи от нового дома в селе Бескозобово семье Красновых из деревни Святославки вручили в торжественной обстановке и с участием почётных гостей. Среди них – глава Голышмановского района Александр Желтоухов, депутат Государственной Думы Иван Квитка и депутат Тюменской облдумы Виктор Рейн
2017 год. Ключи от нового дома в селе Бескозобово семье Красновых из деревни Святославки вручили в торжественной обстановке и с участием почётных гостей. Среди них – глава Голышмановского района Александр Желтоухов, депутат Государственной Думы Иван Квитка и депутат Тюменской облдумы Виктор Рейн

Дом для счастливой семьи Красновых сдали в эксплуатацию в 2017 году, но они не сразу переехали туда. Долго ещё не могли расстаться с родной Святославкой. Сейчас живут в селе Бескозобово. Глава семьи Николай – работник по благоустройству, Светлана – санитарка в местном ФАПе. В родительском деревенском домишке ютится их старший сын Юрий со своей семьёй.

Так Красновы попали в летопись о жизни Святославки.

Хранят историю малой родины

В библиотеке села Бескозобово есть альбомы с рассказами и фотографиями об истории деревень, созданные экс-библиотекарем Натальей Глухаревой и односельчанами. Они разработали и реализовали программу «Мой дом, моё село, мой край, моя Отчизна», которая была рассчитана на 2014–2018 годы. Наталья Валентиновна открыла при сельской библиотеке краеведческую комнату «Здесь самый близкий сердцу уголок». Исследовательская работа на этом не прекращается. Сейчас её продолжает молодой библио­текарь Екатерина Другова. Интернет и соцсети помогают людям общаться, делиться воспоминаниями, которые обогащают музейный материал. Сейчас особенно важно не позволить утратить связь поколений, сохранить историю малой родины, считают бескозобовские краеведы. Они совместно с сельской администрацией проводят дни деревень. На один из таких праздников собирались бывшие жители Святославки с детьми и внуками из городов Омска, Ишима, Тюмени, Екатеринбурга, Ижевска. Некоторые не виделись больше 40 лет. Как писала в газетной заметке гостья мероприятия Нина Лавор, живущая сейчас в посёлке Голышманово, прежние мальчишки и девчонки не узнавали друг друга, а узнав, обнимались, словно с родными после долгой разлуки.

Бескозобовские краеведы, собираясь на мероприятиях в библиотеке, пересматривают летописи о малых деревнях и делятся воспоминаниями. Журналистам тоже рассказали много интересного
Бескозобовские краеведы, собираясь на мероприятиях в библиотеке, пересматривают летописи о малых деревнях и делятся воспоминаниями. Журналистам тоже рассказали много интересного

– В Святославке и мои корни, – рассказывает она. – Отец – Павел Ефимович Мушавец, мать – Мария Григорьевна Сильванович. Помню деревню многолюдной, в каждом доме было полно детворы. В уборочную страду женщины вручную копали картошку на колхозном поле, а ночью на зерно­складе грузили зерно по машинам для отправки на Голышмановский элеватор. Так было до поздней осени. Выходной день у родителей случался редко, мы его считали за праздник. С мамой шли в лес по ягоды. Летом организовывали ясли-сад, туда принимали детей от года и до школьного возраста. Размещались в доме-пятистеннике. В одной комнате была столовая, во второй – спальня, спали прямо на полу. Нянечкой была Нина Исаева. Она училась в школе, а на летних каникулах работала в яслях. Теперь наша бывшая нянечка живёт в селе Малышенка. В начале 1960-х годов создали бригаду из местных жителей для строительства нового клуба в Святославке. Мужчины клали стены из кирпича, женщины мешали раствор вручную. Участвовали и мои сверстники – мальчишки подносили кирпичи, работа спорилась. Затем начали строить жильё для рабочих, семьи росли, приезжали на жительство из других мест. Переселенцы работали механизаторами, доярками, скотниками. Ветврачами были Валя Защеринская, Вера Лавор, скотником – Толя Батурин. Почтальоном работала Наташа Чапская. Доярками на ферме – Тася Тарасова, Нина Андресюк, телятницами – Анна Скрипкина, Валя Шитик, Валя Исаева. В 1978 году в Святославке создали комплексное механизированное звено по выращиванию зерновых и кормовых культур. Оно на протяжении многих лет было передовым и славилось в Голышмановском районе. Святославка для тех, кто здесь вырос и разлетелся по стране, как мать родная.

Не часто, но бывшие жители Святославки собираются все вместе. Потом долго живут воспоминаниями о счастливом детстве и юности, пересматривают фотографии, пишут друг другу письма.

Оксана ТИТЕНКО.
Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ и из личных архивов.