Вы когда-нибудь задумывались о том, что в действительности означают сигналы светофора при выезде на перекресток с круговым движением? А к чему призывает дополнительная секция, где одновременно горят красное кольцо и зеленая стрелка? И бывают ли персональные светофоры? Мы так привыкли к организации движения на наших дорогах, что уже не замечаем странностей. Но странности есть, и даже более того — их становится больше. Про некоторые не рассказывают в автошколах, и в ПДД объяснения не найти, что странно уже само по себе. Такие странности мы и будем разбирать сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению.
Персональный светофор
Начнем со светофора, который во многом уникален для большого города. Дело в том, что это в некотором смысле персональный светофор. Внимание на него обратил телеграм-канал «Минск и минчанин». Формально светофор этот расположен за пределами столицы, сразу за ее административной границей, на въезде в «Новую Боровую».
Итак, перекресток улиц Авиационная и Леонардо да Винчи. На всех картах он выглядит как бы классическим Т-образным перекрестком. Но дело в том, что по длинной его стороне есть въезд в домовладение: 8 метров асфальта и въездные ворота на участок. Но эти 8 метров асфальта выводят аккурат на перекресток двух больших дорог. И перекресток становится пусть не пропорциональным, но и не Т-образным — направления-то четыре. Короче, работает светофорный объект, и светофоры — основные и дублирующие — как полагается, установлены на всех направлениях. В том числе на этом 8-метровом участке, ведущем в обыкновенно запертые ворота. Светофор добросовестно светит в стену домовладения и с той стороны регулирует движение, по сути, одного-единственного автомобиля — который из этих ворот время от времени выезжает.
— На самом деле это очень круто! — восхищается ведущий рубрики. — Персональный подход к решению проблемы — исключены любые непредвиденные ситуации. Можно было, конечно, установить только знак «Уступить дорогу». Хотя дублирующий светофор для автомобилей, выезжающих с улицы Леонардо да Винчи, здесь все равно пришлось бы ставить. Ну и потом: у нас же регулируемый перекресток, а кто-то на него выезжает по знаку как на нерегулируемый. Да, ситуация неоднозначная: нерегулируемый перекресток оказался внутри регулируемого. Поэтому организаторам движения и пришлось выдумывать что-то уникальное, подходящее не под стандартную схему, а под реальную, которая сложилась только в этом конкретном месте.
Подход к соблюдению ПДД, впрочем, здесь тоже нужен уникальный. Взять хотя бы регулируемый пешеходный переход, который организован через этот подъезд к воротам домового участка: думаете, кто-то останавливается здесь на красный? Или даже так: вы бы стали останавливаться здесь на красный, зная, что машина (именно в единственном числе) тут почти никогда не появляется?
— Думаю, здесь на нарушения пешеходов можно смотреть снисходительно с учетом их малозначительности, — улыбается инструктор.
Но не все так просто...
Рассказывает молодой папа из «Новой Боровой»:
— Этот пешеходный переход — какое-то наказание! Да, есть светофор, да, на него никто не смотрит — все привыкли, все нормально. Но у тебя же есть маленький ребенок, который уже знает, что переходить дорогу нужно на зеленый — ты же три года бился, прививая ему этот навык, шел к успеху. И пришел: теперь твой дисциплинированный ребенок следит за тем, чтобы ты не смел идти через этот переход на красный.
Бежишь в детский сад, сам в мыле, на руках ребенок, сумка со сменкой — торопишься. И тут тебе: «Папа, а почему мы пошли на красный?» А ты там в жизни не подумал бы останавливаться, у тебя это не записано на подкорку. А у ребенка записано: красный, и все! Ты же не объяснял, что в жизни не все однозначно и бывают моменты, когда нужно быть гибким. Учил по-простому: зеленый — иди, красный — стой. И тут такая непоследовательность!
Вот и стоишь один со всего района на красный, как часовой. И всякий раз отвечаешь на одни и те же вопросы своего ребенка: «Папа, а эта тетя почему пошла на красный свет? А вот тот дядя? Ох какие они невоспитанные!»
— Но иначе тоже нельзя, — говорит преподаватель. — Представьте, что из ворот будет выезжать машина. Ей горит зеленый свет, а у пешеходов светофора нет: водитель едет, а тут люди. Да, он должен их пропускать, но он видит светофор. Увидит он в этот момент пешеходов или мыслями будет уже на перекрестке?
Соглашаемся: не увидит. Водители трамваев в похожих ситуациях не видят, что уж говорить о пешеходах.
— Или обратная ситуация: он едет на зеленый в ворота, а тут пешеходы. Он останавливается, чтобы их пропустить, и остается поперек дороги — так тоже неправильно, — добавляет Краснов.
Это ладно. А как вам выход из калитки прямо на проезжую часть да еще со светофором? Это как расценивать по ПДД? В общем, непростая ситуация требует особого подхода.
— Я знаю похожее место: улица Якуба Коласа, перекресток с улицей Дорошевича. Там выезжаешь со стороны дома №9 и попадаешь на перекресток. И вот там нет светофора, только знак «Уступить дорогу». То есть выезд расположен внутри регулируемого перекрестка, что тоже своего рода нонсенс, — рассказывает ведущий рубрики.
Нонсенс на круговых перекрестках
А теперь давайте вспомним почти любой большой перекресток с круговым движением в Минске. Все привыкли, что круг — это главная дорога. Поэтому водители, выезжая на этот круг, во все глаза смотрят влево: кому там нужно уступить дорогу? Да и светофор на выезде на круг — основной красный со стрелкой допсекции — недвусмысленно намекает. А вот здесь и кроется занятный нюанс.
— При выезде на круг мы привыкли видеть основной красный свет и горящую зеленым дополнительную секцию, — поясняет инструктор. — Но если мы выезжаем на круг (то есть на перекресток) по сигналу светофора, то это значит, что у машин, которые движутся по кругу, тоже должны быть светофоры, как это сделано на площади Бангалор и на площади Богушевича. Но чаще всего этих светофоров нет.
Тогда вопрос: на каком основании водители на кругу так смело едут, полагая, что им должны уступать выезжающие туда? Потому что круг — главная? Но светофор отменяет знаки приоритета.
Да, тот, кто выезжает на круг, обязан уступать там дорогу, так как выезжает на стрелку с основным красным. Но тот, кто движется по кругу, тоже должен уступать — по помехе справа на нерегулируемом перекрестке. Это если строго придерживаться формулировок в ПДД.
Забавно, правда? И ведь мы каждый день проезжаем круги даже не задумываясь об этом. При чем здесь вообще светофор?
— В том-то и дело, что светофор как бы ни при чем. Такой светофор относится к регулируемому пешеходному переходу, который расположен перед выездом на перекресток, — объясняет преподаватель. — И по-правильному должно быть так: сначала мы видим переход с обычным светофором без допсекции; уступили пешеходам, едем дальше — там круговой перекресток, знаки приоритета, никаких светофоров. И никаких казусов. Но из-за того что пешеходный переход, по сути, расположен вплотную к перекрестку, некоторые водители стали воспринимать светофор как относящийся к этому перекрестку.
И тут возникают риски. Потому что как у нас принято, если светофор перед перекрестком начинает моргать? Водители ускоряются, чтобы проскочить. А там пешеходы смело пойдут на свой зеленый. И чтобы осадить таких водителей, светофор пешеходного перехода оснастили допсекцией. Горит основной красный — водитель уже понимает, что нужно будет уступать, он более сосредоточен. По той же логике устанавливают стрелку с красным на пешеходном переходе.
— Проблема в том, что этот светофор размещен, как правило, сразу под знаками приоритета, на той же опоре. То есть работающий светофор отменяет действие этих знаков. Горит стрелка — можно ехать, но при этом горит основной красный — нужно уступать. И кто докажет, что светофор с допсекцией относится только к регулируемому переходу, а к перекрестку не имеет отношения? — задается вопросом Краснов.
Круг — главная, говорите? С чего вы это взяли?
— Все привыкли, и обычно курьезных ситуаций не происходит. Вот только привыкли все не потому, что так предусмотрено в ПДД. Это...
— Обычаи?
— Да, точно, это обычаи. Все просто привыкли — и делают. Но чисто теоретически всегда сохраняется вероятность того, что после очередного ДТП найдется юрист, который скажет, мол, подождите, а на каком основании у тех, кто на кругу, есть преимущество? Один должен уступать по помехе справа, а другой — по сигналу светофора.
Получается регулируемо-нерегулируемый перекресток. По ПДД такого быть не может, но у нас есть.
Вот так все сложно, хотя со стороны кажется, что просто.
Интересно, что в той же «Новой Боровой», которая славится своими круговыми перекрестками, мы увидели сразу все варианты.
— Подъезжаем к кругу, а светофор не работает. Это даже хорошо, по крайней мере теперь все по ПДД. Я выезжаю на круг, выполняя требования знаков. У меня «Уступить дорогу», круг — главная, никаких вопросов. А вот когда светофор включается — все не так. В этом случае возникает вопрос: на каком основании водитель на кругу имеет преимущество? Он его не имеет, — отмечает наш водитель.
И на следующем кругу мы это как раз наблюдаем: горит светофор, но все уступают тем, кто на перекрестке. Обычай работает.
— Правовой прецедент — все знают, что так принято. Но люди разные, есть приезжие. Для них подобное может быть в диковинку, — обращает внимание ведущий рубрики.
Кстати, вы знали, что бывают круговые перекрестки, где выезды организованы по-разному? К примеру, на одном выезде будет светофор, а на трех других — нет. Выходит, один выезд как бы регулируемый, а все прочие — обозначенные.
Кольцо со стрелкой
И наконец то, о чем нас уже несколько раз спрашивали читатели. На автодороге Колодищи — Заславль уже не первый месяц несколько светофоров работают в странном режиме. Когда дополнительная секция на них не активирована, там горит красное кольцо. Затем загорается зеленая стрелка, но красное кольцо не гаснет — как это понимать?
— Когда я впервые увидел это на повороте на витебскую трассу, то решил, что светофор попросту неисправен. Там еще кольцо горит так блекло... Ну точно что-то замкнуло, — говорит инструктор. — Потом я стал замечать другие светофоры с такой же особенностью. Затем увидел такой светофор на перекрестке у автосалонов, где выезд на МКАД, — там кольцо горит как надо, в полную силу, одновременно с зеленой стрелкой. И тогда я понял, что это замысел.
— Не баг, а фича. А зачем?
— Вот это самый главный вопрос! Ведь обычно как: красное кольцо нужно, чтобы обозначить, что у светофора есть дополнительная секция и она не горит — на этом акцентируют внимание водителей. Это важно, например, в темное время суток, когда дополнительную секцию можно и не заметить. Но когда она загорается, кольцо гаснет. Или оно может моргать желтым, предупреждая о возможной опасности — когда при повороте водитель обязан уступать дорогу пешеходам. Иногда еще в таких случаях вешают отдельный белый сигнал, хотя водитель и так должен знать, что обязан уступить при повороте. Но чтобы зеленая стрелка горела одновременно с красным кольцом — такого раньше не было.
И ведь в ПДД о таком ни слова. Есть еще техрегламент, в котором прописаны случаи, когда и какой сигнал должен срабатывать на светофоре. Насколько сочетание зеленой стрелки и красного кольца с этим вяжется? Впрочем, у ГАИ есть возможность внедрять экспериментальную схему организации дорожного движения.
— Возможно, к дополнительной секции хотят привлечь еще большее внимание — другой версии у меня нет. Дескать, водитель будет еще осторожнее ехать и еще сильнее всем уступать дорогу на такой сигнал светофора. Но если это так, то кольцо должно быть не красным, а желтым. И все бы тогда понимали: красный цвет — секция не горит, красное гаснет — секция включается. А сейчас как-то очень противоречиво, — считает Краснов.
Примечательно, что в рискованных ситуациях стараются максимально привлечь внимание водителей к тонким моментам. То есть вы должны соблюдать ПДД, но если вдруг забыли, то вам напомнят. Даже если немного вразрез с этими самыми ПДД.
— В природе человека — стремиться к рациональности, — пожимает плечами преподаватель. — И задача организации дорожного движения — повысить безопасность на дорогах. Вот ее и повышают всеми доступными методами. Благие намерения. Впрочем, сугубо мое мнение заключается в том, что однообразие — залог безопасности. Если ничего не меняется, то водители, поколение за поколением, привыкают к тому, как организовано движение, а не раздумывают над тем, что же означает очередное нововведение.
Мы изучили светофоры на трассе Колодищи — Заславль, но так и не пришли к пониманию того, по какому принципу какой формат используется. Где-то кольцо гаснет, когда загорается стрелка, где-то горит желтым, где-то горит красным тускло, а где-то — ярко. Причем на одном перекрестке могут сочетаться разные варианты, вплоть до того, что на основном светофоре будет так, а на дублере — эдак.
— Ну не знаю. Это как с желтыми моргающими сигналами, которые уже несколько лет экспериментально используют в некоторых местах Минска, — комментирует ведущий рубрики. — Меня спрашивают и курсанты, и даже преподаватели и инструкторы автошкол: что это и для чего? Ведь каждый знает, что при повороте налево нужно уступать дорогу встречным, — это основа. Зачем еще раз акцентировать на этом внимание, отвлекая водителя от контроля за этими самыми встречными авто?
В конце концов мы совсем запутались, увидев горящее на допсекции кольцо в сочетании со стрелкой и основным зеленым сигналом.
Тусклое свечение кольца бывает даже трудно зафиксировать фотоаппаратом, хотя глаз его хорошо различает
— А это зачем? Ведь стрелка с основным зеленым — никому уступать не нужно. Для чего кольцо, к чему тут привлекают внимание? Теперь мне вообще ничего не понятно! — Краснов беспомощно развел руками. — Иногда лучшее — враг хорошего. Может, просто обмотаем светофоры гирляндами? Будут мигать всеми цветами, привлекать внимание. Никто ничего не поймет, но хотя бы выглядеть будет по-праздничному.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by