📍Франция
Julien Michel Leiris (1901-1990) – французский писатель-сюрреалист и этнограф.
Сначала Мишель Лейрис получил степень бакалавра философии, после решил изучать химию, но вдруг у него появился интерес к джазу и поэзии. К 1920 г. он завел важные знакомства, в частности с художником André Masson, который вскоре стал его наставником.
Благодаря Массону Лейрис стал членом сюрреалистического движения, опубликовал свой роман и внес вклад в «Сюрреалистическую революцию».
В 1926 г. он женился на Louise Godon, падчерице арт-дилера Пикассо Даниэля-Генри Канвейлера, и отправился в путешествие по Египту и Греции.
После размолвки с лидером сюрреалистов Андре Бретоном в 1929 г. Лейрис опубликовал эссе в антибретонской брошюре и присоединился к «другой» команде.
Он писал много рецензий о художниках, варился в этом мире, но все же устал от Парижа. Когда Лейрис покинул Европу, ему не хватало никакого этнографического опыта; миссия была его первым шагом к ее приобретению, что в конечном итоге сделало его этнологом.
Речь идет о 1931 г., когда он отправился в качестве секретаря-архивариуса в амбициозную этнографическую экспедицию Марселя Гриоля.
Как участник экспедиции Дакар-Джибути, он должен был вести подробные записи и задокументировал деятельность миссии, которая включала в себя сбор тысяч культурных артефактов для Музея Этнографии Трокадеро в Париже.
Суммарно Лейрис пробыл в Африке около 2-х лет, но из них большую часть времени (с апреля 1932 по январь 33) в Абиссинии, особенно в Гондаре, где он изучал верования и практику местного «культа джиннов zar».
Он даже увлекся дочерью вождя племени…: «Я предпочел бы сам быть одержимым, чем изучать одержимых людей, и я предпочел бы плотское познание о zarine, чем научное познание ее подноготной. Абстрактное знание никогда не будет для меня ничем иным, как последним средством». Впрочем, ничего серьезного из этой истории не вышло.
Все это время Лейрис вел подробный личный дневник своего опыта, который позже был опубликован как влиятельная книга L'Afrique fantôme (Призрачная Африка) 1934 г.
Она сочетала в себе как этнографическое исследование, так и автобиографический проект.
Он нарушил традиционный этнографический стиль Гриоля, он вообще легко использовал ругательства или довольно откровенные описания (не забываем, что перед нами именно писатель, который прекрасно знает, чем и как увлечь читателя), но все же отметился как яркий специалист и наблюдатель.
По возвращении Мишель начал свою практику в качестве этнографа в Музее человека, где проработал до 1971 г.
Далее он стал сильно вовлекаться в политику и колониальные вопросы.
В 1961 г. Лейрис был назначен руководителем этнографических исследований в C.N.R.S. (Национальный центр научных исследований).
Публиковал множество критических статей о художниках, которыми он восхищался, но и научные труды, в частности, La Langue secrète des Dogons de Saga (1948) и Race et civilisation (1951). Вообще у него был широкий круг интересов.
В 1986 г. Лейрис вместе с Жаном Джамином основал журнал Gradhiva, посвященный антропологии.
В настоящее время этот журнал является журналом антропологии и музееведения Музея на набережной Бранли.
#африка #коллекция #коллекционер #франция #этнограф #гриоль