Прежде, чем приступить непосредственно к сегодняшней теме, хочу напомнить, что кроме этого канала, у нас есть еще канал ВК Видео похожей направленности (называется "Хвойные для России"), но с совершенно оригинальным содержанием. На сегодняшний день там уже не много и не мало, а 162 ролика. В том числе, больше 20 из экспедиции 2025 г. на Дальний Восток. На тот случай, если это кому-то вдруг покажется интересным, даю ссылку - https://vkvideo.ru/@sadikconifers.
Тайга – это такая природная зона, где в растительных сообществах доминируют бореальные хвойные виды. К северу от таежной зоны они сначала перестают доминировать, а потом и вовсе исчезают, из-за слишком холодного климата, к югу - из-за слишком теплого и/или сухого. В том и другом случае биом тайги кончается, начинаются другие, соседние биомы. Переход происходит через некие ЭКОТОНЫ: так в науке называют переходные зоны. На севере это всегда лесотундра. На юге возможны три варианта: дождевые леса умеренного пояса (на крайнем западе), хвойно-широколиственные леса (на среднем западе и на востоке), лесостепь (в центре северных континентов). Про южных соседей тайги у нас будут отдельные статьи, а вот про лесотундру – вряд ли. Придется здесь сказать о ней несколько слов.
Лесотундра по другой терминологии называется «предтундровые редколесья». Последний термин лучше характеризует ее «физиономию». Здесь чередуются участки с таежными деревьями и без оных, причем, на «лесных» участках леса-то и нет: есть лишь отдельные деревья, довольно далеко отстоящие друг от друга. Сюда доходят не все таежные хвойные «породы». Пихта, например, не доходит: ни в Евразии, ни в Северной Америке.
Ссылка на источник фотографии.
Деревья и их небольшие группы перемежаются с низкорослыми кустарниками и кустарничками, в напочвенном покрове доминируют мхи и лишайники, травянистых растений совсем мало. Хвойные, за одним лишь исключением, представлены таежными видами. В Европе это ель и сосна, в Западной Сибири – ель, кедр и лиственница, в Восточной Сибири – одна лишь лиственница, на Дальнем Востоке – лиственница + то самое исключение, чисто субарктический кедровый стланик.
Ссылка на источник фотографии.
В относительно теплых областях, где все северные биомы не очень развиты, например, в Европе, ширина лесотундры обычно не превышает 50 км. В относительно холодных регионах, например, на крайнем северо-востоке Евразии, она может быть в 10 раз больше: до 500 км. Средняя температура июля в лесотундре 10-14 градусов, лето совсем короткое: 1,5-2 месяца. Поэтому хвойные тут растут очень медленно, выглядят замученными.
Ссылка на источник фотографии.
Осадков в лесотундре выпадает совсем мало, 200-300 мм. Но из-за низкой температуры испарение вполовину меньше. Поэтому воды очень много. Одни только озера занимают от 10 до 60% площади. Болот и того больше. Поэтому дефицит дренажа для деревьев лесотундры не менее важный негативный фактор, чем низкие температуры.
Ссылка на источник фотографии.
Для всей лесотундры, кроме крайнего запада материков, характерна вечная мерзлота. Это также сильно ограничивает развитие деревьев. Мерзлоты мало или нет вовсе в долинах более или менее крупных рек. А рек в лесотундре много. В долинах значительно теплей, чем на водоразделах, тем более, что реки текут, в основном, с юга. Опять же в долинах не такие сильные зимние ветра. По долинам в лесотундру далеко на север проникают относительно сомкнутые леса.
Ссылка на источник фотографии.
Оставим лесотундру, перейдем к собственно тайге. В российской лесной и геоботанической традиции тайгу принято делить на северную, среднюю и южную.
Интуитивно понятно, чем они отличаются. В пределах таежной зоны по направлению с севера на юг климат существенно меняется: температура увеличивается (июльская от 14 до 20 градусов), безморозный период тоже (от 75 до 120 дней), степень увлажнения снижается (от избыточной до едва достаточной). С изменением условий меняется и тайга: растет сомкнутость, продуктивность, биологическое разнообразие. Разумеется, до некоего климатического оптимума. При дальнейшем движении на юг все это начинает снижаться, т.к. появляется и увеличивается дефицит влаги. В континентальных регионах, например, в Сибири, идет на убыль весь лесной (древесный) компонент экосистемы: лесная зона сменяется лесостепной, а затем и степной. В регионах с океаническим климатом сомкнутость древесного полога, продуктивность и разнообразие лесного компонента, наоборот, растет при переходе от таежной зоны к более южным биомам. Снижаются они лишь для собственно таежных видов деревьев: в этих условиях они уже не могут успешно конкурировать с более теплолюбивыми лиственными или (на западе Северной Америки) хвойными видами.
Ссылка на источник фотографии.
В средней тайге леса настоящие, типичные, сомкнутость крон до 80%. Климат теплей, средняя температура июля 16–18°. Безморозный период увеличивается до 100–105 дней. Почвы получше, гумуса побольше. Преобладают зеленомошные типы хвойных лесов. У них выше сомкнутость и продуктивность по сравнению с северной тайгой.
Ссылка на источник фотографии.
Ссылка на источник фотографии.
Южная тайга в виде сплошной полосы хорошо развита только на Русской равнине и в Западной Сибири (потому что восточнее располагаются горы Южной Сибири с высотной поясностью).
Ссылка на источник фотографии.
Лето в южной тайге становится умеренно теплым, средняя температура июля 18–19°, безморозный период 105–120 дней. Степень заболоченности ниже, а продуктивность хвойных лесов выше, чем в типичной тайге.
Ссылка на источник фотографии.
Если это не Сибирь, то в благоприятных условиях, например, в долинах рек или на южных склонах, в подлеске и во втором ярусе появляются широколиственные породы: липа, вяз, клён, дуб. В кустарниковом и травяном ярусах также появляются виды, свойственные широколиственному лесу, а в сосновых борах заметны признаки остепнения.
Большая часть населения таежной зоны сосредоточена, конечно, в южной тайге. Притом в самой южной ее части. Поэтому здесь особенно заметно антропогенное влияние: вырубки, пожары, инфраструктура. Но именно здесь также сосредоточена основная часть лесопромышленного потенциала — древесины. Крупные площади в подзоне находятся под березово-осиновыми лесами вторичного (после рубок или пожаров) происхождения.
Южную тайгу даже у нас в России, бывает, вообще не относят к собственно бореальным лесам. Относят к бореально-неморальным (в англоязычной науке hemiboreal = полубореальные). Главным образом, потому, что в ней есть широколиственные виды деревьев, правда, на вторых-третьих ролях (под пологом, т.е. как бы под защитой бореальных хвойных видов).
В лесоведении важнейшим понятием является так называемый класс бонитета (от латинского bonitas = доброкачественность). Его предложил и разработал русский профессор-лесовод Михаил Михайлович Орлов, дело было в 1911 г. Класс бонитета характеризует продуктивность (качество) насаждения. На практике определяется по средней высоте преобладающей древесной «породы» в определенном возрасте. Исходная шкала включала 5 классов, потом с каждой стороны добавили еще по два. Обычно это представляют в форме таблицы, но я для наглядности покажу на рисунке:
Что определяет класс бонитета? Природные условия, в которых развивается насаждение. Если речь идет про насаждения из одного региона, то это, в основном, почвенно-гидрологические условия. Если из разных, то еще и климат. Когда климатические условия максимально благоприятны, разнообразие классов бонитета максимальное: от 1б до 5б. Почему так? Потому что даже в самом лучшем по климату регионе есть любые почвенно-гидрологические условия, в том числе, совсем неподходящие для леса, например, верховые болота. В худшем по климату регионе диапазон разнообразия сужается до минимума, естественно, за счет верхнего предела. Если говорить про бореальные лесные виды, то диапазоны их разнообразия по классам бонитета в разных широтных зонах занимаемой ими территории будут выглядеть примерно так (с севера на юг):
Лесотундра – от 5а до 5б,
Северная тайга – от 4 до 5б,
Средняя тайга – от 3 до 5б,
Южная тайга – от 1-2 до 5б,
Смешанные хвойно-широколиственные леса – от 1б до 5б.
Разнообразие таежных лесов связано не только с широтой, но и с долготой. Тайга в океаническом и континентальном климате – это две большие разницы. В следующих статьях мы постепенно рассмотрим это разнообразие: сначала на примере нашего континента, а потом, глядишь, доберемся и до Америки.