Найти в Дзене

Летопись Стеченской школы. Ч.3. Сергей Трофимович Макеенко.

Они учили в нашей школе. Судьба это человека удивительна. Свою жизнь Сергей Трофимович посвятил ученикам, погиб во имя Победы. В Стеченской школе он проработал не так много, несколько лет, но стеченцы запомнили Макеенко, как одного из первых учителей. В газете «Вперёд» за 24 июля 2012 года была помещена статья «Как похожи судьбы наших родителей» заслуженного работника культуры России, члена Союза писателей, краеведа, внештатного корреспондента Леонида Ивановича Гришина. Содержание этой статьи без изменений предлагаю Вашему вниманию. Мы не были с ним знакомы. Это вполне понятно почему: мне шёл только четвёртый год, когда Сергея Трофимовича не стало. Но имя этого человека я знал с детства. Его жена Татьяна Семёновна бывала у нас в доме и в разговорах с моей матерью Варварой Яковлевной часто вспоминала мужа, называя его по имени и отчеству. Обе вдовы, им было о чём вспомнить, о чём поговорить. Татьяна Семёновна иногда ерошила мои волосы и говаривала: - До чего же похож на Ивана. И сутулы

Они учили в нашей школе.

Судьба это человека удивительна. Свою жизнь Сергей Трофимович посвятил ученикам, погиб во имя Победы. В Стеченской школе он проработал не так много, несколько лет, но стеченцы запомнили Макеенко, как одного из первых учителей.

В газете «Вперёд» за 24 июля 2012 года была помещена статья «Как похожи судьбы наших родителей» заслуженного работника культуры России, члена Союза писателей, краеведа, внештатного корреспондента Леонида Ивановича Гришина. Содержание этой статьи без изменений предлагаю Вашему вниманию.

Мы не были с ним знакомы. Это вполне понятно почему: мне шёл только четвёртый год, когда Сергея Трофимовича не стало. Но имя этого человека я знал с детства. Его жена Татьяна Семёновна бывала у нас в доме и в разговорах с моей матерью Варварой Яковлевной часто вспоминала мужа, называя его по имени и отчеству. Обе вдовы, им было о чём вспомнить, о чём поговорить. Татьяна Семёновна иногда ерошила мои волосы и говаривала:

- До чего же похож на Ивана. И сутулый такой будет.

- На батьку он действительно похож. А подрастёт, горбиться не станет, - отвечала соседке мать.

Взрослея, я всё больше узнавал и о батьке, и о Сергее Трофимовиче, и о других сельчанах, не вернувшихся с войны.

Судьба привела меня к проблемам создания в Юдинове музея. Нужно было всерьёз заниматься историей судеб многих моих односельчан. В том числе искать информацию о Сергее Трофимовиче Макеенко. Собирать живую историю – это совсем не то, что копаться в архивах и переписывать потом найденную информацию. По крупицам собирал я отрывки биографии этого, можно сказать, уникального человека. К счастью, многие люди помнили о нём, а больше о его знакомых. Именно таким образом узнал я, что в Чеховке живёт сестра, в этому времени уже умершей, Татьяны Семёновны. Мария Семёновна не только рассказала мне много важного из жизни бывшего зятя, но передала музею очень ценный экспонат: автопортрет Сергея Трофимовича вместе с женой. Автопортрет, написанный масляными красками, был свёрнут в рулон и хранился на дне обыкновенного крестьянского сундука под ворохом всяких одежд. Под их тяжестью рулон сплющился и образовавшиеся складки пришлось потом долго выпрямлять, восстанавливать потрескавшийся красочный слой. После моих примитивных реставрационных работ автопортрет приобрёл достаточно приличный вид и занял достойное место в зале Великой Отечественной войны нашего музея.

А поступающая информация постепенно складывалась, если не в биографию, то в интересные факты из жизни нашего односельчанина.

Благодаря жене Сергея Трофимовича, мы узнали изначальные факты его биографии. Родился С.Т. Макеенко в 1879 году в деревне Синин, в бедной крестьянской семье. Детство его проходило, как и у всех сельских мальчишек: рано пришлось познать тяжёлый крестьянский труд и нужду. Что отличало юного Сергея от других сверстников, так это страстное желание постигать грамоту. Он быстро выучился читать, писать, успешно окончил церковно-приходскую школу, а потом и Стародубское городское училище. Но найти работу, где можно было бы применить полученные знания, не удалось. Только после армейской службы он закончил Карастышевскую мужскую учительскую семинарию и получил право на преподавание в школах. С 1900 работал в Балте, Костюжанах, Левенке, Гринёве. Здесь он примкнул к подпольщикам – революционерам, участвовал в тайных встречах. В чём вскоре и был замечен властями и потому переведён на работу в Стеченскую школу. Здесь он проработал до 1918 года.

Интересна копия справки, переданная Татьяной Семёновной: «Дана настоящая учителю Макеенко Сергею Трофимовичу в том, что согласно аттестационному материалу, хранящемуся при управлении кадров Министерства просвещения РСФСР, значится, что он работал в Костюжанской начальной школе, одноклассной школе Могилёвского уезда, Подольской губернии;…» далее идёт перечисление по годам мест работы С.Т. Макеенко. Из этого списка видно, что в 1918 и в 1919 годах он работал заведующим Погарским УОНО (Примечание автора:Управление Отдела Народного Образования) Западной области. Далее он работал в Синине, Посудичах, Карбовке, посёлке Пролетарском. Справка заканчивается текстом: «Сведениями о работе учителя Макеенко С.Т. после прохождения аттестации Управление кадров Министерства просвещения РСФСР не располагает».

В 1918 году по направлению Погарского УОНО С.Т. Макеенко был направлен в Москву, чтобы получить дальнейшие указания по проблемам развития школ района. Учитель старался максимально использовать свою командировку в столицу. Кроме просветительских кабинетов он активно изучал столицу, её политическую жизнь в конце августа он не случайно попал на завод Михельсона, где В.И. Ленин выступал на митинге трудящихся. То, что он видел и слушал вождя революции, Сергей Трофимович считал главным событием своей жизни. Ему довелось стать свидетелем покушения на В.И. Ленина, о чём потом подробно рассказывал своим ученикам.

Представляют интерес воспоминания о своём первом учителе бывшей его ученицы, а затем преподавателя литературы Юдиновской школы Евгении Ивановны Булдиной. «В 1939 – 1940-х годах я училась в четвёртом классе. Помню, как впервые в наш класс вошёл старичок низкого роста, щуплый и очень подвижный. С первых же уроков он покорил нас своими знаниями, умением красиво и доступно рассказывать. Особенно мы любили его уроки пения, когда он играл на скрипке. Вообще, он был человеком разносторонне одарённым. Он великолепно рисовал, читал нам стихи. Об учителе Сергее Трофимовиче я всю жизнь храню светлую память».

Когда началась Великая Отечественная война, Сергею Трофимовичу было 62 года. В действующую армию он не попал, в партизаны уйти не успел. Но быть сторонним наблюдателем за происходящими событиями он не мог. Вскоре представилась возможность по мере сил стать полезным для Родины. Однажды поздним вечером в дверь дома Макеенко тихонько постучали. Не зажигая ни масляного фитилька, ни спички, Сергей Трофимович спросил через дверь:

- Кто там?

- Я солдат. Я ранен. Прошу помочь… Пустите в хату…

Уже в хате солдат рассказал, что недалеко от Клинцов их взвод натолкнулся на засаду немцев, где он о получил ранение в плечо, что уже третьи сутки идёт в поиске своих. Заблудился. Сергей Трофимович, не утруждая солдата другими расспросами, накинул френч и отправился к Антонине Васильевне Хомяковой. По улицам оккупированного села ходить было опасно. К тому же неизвестно, как отнесётся к его визиту врач больницы. Но всё прошло благополучно: врач пришла к нему домой, оказала помощь солдату.

С этого дня ничем не приметная хата старого учителя почему – то стала привлекать нуждающихся в помощи. Всё было довольно просто – соседи знали доброту этой семьи и направляли случайных ночных посетителей к ним. Здесь никому не было отказано в помощи. Раненые партизаны, солдаты, отставшие от своих частей, получали помощь и поддержку в этом маленьком крестьянском доме.

Но однажды случилось то, чего всегда опасались и Сергей Трофимович, и Татьяна Семёновна. Рано утром, едва они успели проводить очередного молоденького солдатика, получившего медицинскую помощь, в дом ворвался полицай и увёл хозяина. Как оказалось, навсегда. Сосед, проживавший напротив хаты Макеенко, решил выслужиться перед новыми властями и донёс обо всём, что знал о подпольной деятельности соседей.

Через три дня Сергея Трофимовича расстреляли в Погаре. Похоронен он в братской могиле, что недалеко от бывшего пенькового завода. Память же о нём увековечена в Юдиновском музее. Здесь в зале Великой Отечественной войны посетителей встречает портрет супругов Макеенко Татьяны Семёновны и Сергея Трофимовича, который он сам когда – то нарисовал.

Немного об авторе этой статьи, заслуженном работнике культуры России, члене Союза писателей Л. И. Гришине.

Леонид Иванович создал одну из самых интересных достопримечательностей Брянской области, настоящую культурную жемчужину — Юдиновский музей «Палеолит». Над созданием музея Гришин трудился тринадцать лет, а с 1986 года работал заведующим этого уникального культурного учреждения.

Родился Леонид Иванович в 1939 году в селе Юдиново. Окончил местную среднюю школу. Затем работал счетоводом в больнице, потом директором Дома культуры. Учился заочно на режиссёра театральной самодеятельности, ставил спектакли, писал стихи. Также был внештатным корреспондентом районной газеты «Вперёд».

Какое-то время учился в Горьковской высшей партийной школе, работал учителем истории в Юдиновской средней школе, режиссёром народного театра, секретарём парткома колхоза «Победа» и председателем исполкома сельского Совета. Умер Леонид Иванович Гришин в 2018 году.

Благодаря кропотливой работе этого замечательного человека, в селе Юдиново Погарского района сегодня действуют три музея: музей-заповедник «Палеолит», краеведческий музей и художественная галерея. Эти учреждения входят в состав Историко-археологического филиала Брянского государственного краеведческого музея.

Памятью об этом человеке остался замечательный музей, который сегодня носит имя своего создателя.