Вопросы видел, их много, будем обсуждать по мере готовности автора. Начнём с наиболее актуального для простого солдата и добрых людей в тылу:
Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU. «Система противовоздушной обороны будет усилена за счет нового сегмента с FPV-перехватчиками, заявил министр обороны РФ Андрей Белоусов.
«Начали развертывание качественно нового сегмента системы ПВО, основанного на FPV-перехватчиках. Их применение доказало свою эффективность. В первом полугодии 2026 года необходимо завершить формирование и оснащение расчетов этим видом оружия
Продолжим создание мобильных огневых групп, обеспечивая их самыми эффективными средствами поражения. Такими как ПЗРК «Верба», зенитными комплексами «Зубр» и «Цитадель».
О «качественно новом сегменте ПВО, основанном на FPV-перехватчиках» сказать автору почти нечего, с чем сталкивался лично или слышал от фронтовиков – гаражная кустарщина, частная инициатива, солдатская смекалка подразделений МТО, малые серии профессиональных специализированных групп «малого неба», имеющих собственный НИОКР, прямые связи с Минобороны. Пробуют, тестируют, собачатся на своём птичьем языке непонятными терминами, одним словом – процесс идёт.
О переносном ракетно-зенитном комплексе «Верба» тоже нет нужды много рассказывать, его с 2013-го отправляют в войска нарастающим темпом, ныне товарными количествами. Изделие прекрасно зарекомендовало себя в качестве средства противодействия воздушным целям на малых и сверхмалых высотах. Как и матушка евойная (ПЗРК «Игла»), «Верба» уверенно ссаживает на своей дальности любое искусственного происхождения пернатое на встречных и догонных курсах, а применяемая зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М336 является стопроцентным мировым лидером.
Ибо единственная, обладающая трёх-спектральной головкой самонаведения (ГСН), способностью видеть цели в ультрафиолетовом, ближнем и среднем инфракрасных диапазонах. Тем самым в разы повышая дальность, избирательность, чувствительность и точность зенитного припаса, его всепогодность и круглосуточное применение. Да, ЗУР 9М336 – самая помёхозащищённая в своём классе и выше, если сравнивать с импортными образцами. Уйти от «Вербы» натовскому вертолёту или даже «умной» крылатой ракете, оснащёнными средствами РЭБ и блоками постановки помех невозможно, тепловые ловушки тоже не помогут.
О проблеме
Слуховой аппарат людской, как известно, имеет разные настройки. Главное, что лично услышал из доклада министра обороны – это (ну, наконец-то!) «продолжим создание мобильных огневых групп, обеспечивая их самыми эффективными средствами поражения». Главное здесь «мобильные огневые группы» (МОГ), высокоподвижные подразделение ПВО ближнего действия. Весь прошедший год проходила усушка-утруска организационно-штатного расписания подобных подразделения, в конце лета добрым русским дядькам (до 64-х лет) начали предлагать полноценные контракты Минобороны.
Лично тёрся на полигонах, где ражие мужичины прыгали вокруг прицепов и грузовиков с монтированными там великолепными и надёжными спаренными зенитными установками ЗУ-23-2 калибра 23 мм., ностальгия аж щемила.
Мощь, страх и ужас всего низколетящего (и не только) с бородатых дедовых времён, а против бездушных поганцев нынешних времён – практически идеальное оружие. При условии слаженности, мужества обученного расчёта. Это и есть часть уравнения с вражескими дронами поля боя, пробирающимися в тыл «пердолётами» самолётного типа на мопедных движках.
Незаменимость МОГ обусловлена внезапностью их появления и быстром маневре, группы легко перебрасываются на угрожаемые участки, способны мгновенно там развёртываться, уничтожать малые цели или создавать завесы заградительного огня. Так же быстро ретироваться, дабы не собрать на бедовую головушку полный букет ответного огневого воздействия.
Лёгкой целью они не являются сами по себе, потому умные дроноводы противника предпочитают с МОГ не связываться. Если уж где-то появились расчёты или экипажи «малой ПВО», то ищи цель, которую они прикрывают. Это могут быть зенитно-ракетные комплексы выше рангом или средства наземной артиллерии, выдвинутые на огневые рубежи. Потому лучше не нарываться на почти гарантированное уничтожение ПЗРК или ЗУ, а собрать бездушных архаровцев до ансамбля-роя, попытаться обнаружить более ранговую и вкусную добычу. Такая вот обоюдная тактика.
Наши юго-западные небратья имеют надёжные шаблоны «изоляции поля боя» на глубину до полутора десятков километров, гоняя на малых высотах стайки «Лелек», «Шарков», «Дартсов» под наблюдением габаритных PD-2. А под ними роятся кучи FPV-дроны десятков моделей, для стандартных средств ПВО являющихся жутким головняком. Их трудно захватить радаром по причине радиопрозрачности корпусов и низкой контрастности, они маневренны и ... поганцев банально много. БК не напасёшься.
Потому и появились мобильные зенитные группы. Как стихийная инициатива на местах. С дробовиками, пулемётными парами, стрелковыми группами. Бойцами-отчаюгами, увешанными средствами РЭБ, детекторами, тройным боекомплектом и верхом на самодвижущихся безумных повозках сумрачного гаражного гения. Долго ли коротко, но неумолимые жернова военной бюрократии провернулись, как только проблема получила научную, предельно доказанную и обоснованную точку зрения. О необходимости штатного наличия зенитно-пушечных групп или МОГ, кому как нравится.
В составе общевойсковых армий, а также в соединениях ВВС и ПВО. Это и есть Система. В качестве скорого эксперимента ... пусть будут зенитные установки ЗУ-23-2 на электронной системе управления, размещенные на грузовиках. Крупнокалиберные спарки пулеметов на пикапах, двойки-тройки бойцов с ПЗРК «Верба» или «Игла». Процесс пошёл, он становится упорядоченным, непрерывно добавляет в такие группы дополнительные средства защиты. Дымовые машины, группы «печников» с дымовыми шашками, операторов станций радиоэлектронной борьбы, мобильных радарных постов.
История вопроса
Как-то в одной восточной стране автор сталкивался с подобными вопросами, много умного выслушал от крайне учтивых и осведомлённых «советников», указывавших на невозможность скоропалительных решений с точки зрения строевого кирзового сапога. В нашем пехотном понимании, идеальное владение ЗУ-23-2 на подвижной платформе, грамотное размещение по позиции ЗСУ-23-4 «Шилка» (советская автоматическая зенитная самоходная установка), должное число ПЗРК – вот и всё решение обеспечения ПВО района, дабы там не шастала хотя бы вертикальная армейская авиация.
Вопрос отчасти решили ещё китайские добровольцы маршала Пэн Дэхуая во времена Корейской Войны! Отвадив американские F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» ходить по головам своих войск грамотно расставленными засадами полубатарей советских 61-К (37-мм зенитная пушка обр. 1939 года), а потом позиционными районами на их основе, дополненными разносортицей. Типа самурайских спаренных-строенных 25-мм установок «Тype 96» на повозках, 20-мм зенитных автоматов японского производства, 20-мм установок FlaK 30 (подарок китайцам тов. Сталина, наши трофеи), 12,7-мм пулемётов ДШК и так далее. Дело в системе и организации имеющихся средств.
Именно на основе таких зенитно-пушечных групп с приданными отделениями сапёров и «печников» (постановщиков дымовых завес) была решёна проблема страшных потерь китайских войск от американских истребителей и штурмовиков, в первые месяцы после октября 1950-го изрядно проредивших боевые порядки «добровольцев». А после принятия нужных организационных решений НОАК о прикрытии соединений в обороне и на марше, даже самые ковбойские янки, жаждущие медалей, ниже километра не снижались, отдав поле воздушное боя стратегическим бомбардировщиками.
Опыт китайских добровольцев маршала Пэн Дэхуая мгновенно передавался вьетнамским коммунистам, в 1949-ом году принявшим решение вышвырнуть из Индокитая французов. Поскольку галльские петухи героически просидели всю Вторую Мировую под подолами куртизанок, опыта боевого имели с воробьиный чих – партизаны Хо Ши Мина разнесли их «боевую авиацию» в первые же месяцы восстания. Используя именно мобильные огневые группы ПВО, штатно составленных из «тройки» 12,7-мм зенитных пулемётов ДШК вокруг одной дефицитной 37-мм 61-К, с кровью оторванными товарищем Мао от сердца. Для усиления данных немногочисленных МОГ практиковалось придание зенитчикам отделений метких стрелков с пулемётами.
Уже в марте 1950-го колониальные французы со своими трофейными японскими Ki-21, Ki-46, Ki-51, Ki-54 и бомбардировщиками J-52 и С-47 «Skytrain» (немецкие транспортники, полученные от американцев) умылись кровью. Не помогли и срочно переданные Вашингтоном истребители Р-63С «Kingkobra», их сбивали или превращали в продырявленный аэродромный хлам на разборку грамотно расставленные посты ПВО «дикарей».
Дело чуть поправили полученные от США палубные истребители F6F-5 «Hellcat», прикрытые от зенитного огня на встречных курсах увесистым звездообразным мотором воздушного охлаждения и вооружённые умопомрачительным по мощности арсеналом на борту, но даже эти «кошки» вскоре начали летать на очень больших высотах, как и двухмоторные фронтовые бомбардировщики янки В-26 «Invader».
Способные выкашивать просеки в джунглях восьмью 12,7-мм пулемётами, сбрасывая бочки с напалмом и кассеты авиабомб. Для вразумления колонизаторов хватило нескольких стойких вьетнамских расчётов «малой ПВО» из 37-мм зенитных автоматов, принявших неравный бой на господствующих высотах у границы, чтобы навсегда отвадить галлов от полётов на высотах ниже 3 000 метров. А потом случилась катастрофа у Дьен Бьен Фу подле Лаоса.
Повстанцы позволили французам построить образцовую военно-воздушную базу с несколькими укрепрайонами вокруг, завезти туда примерно 15 тысяч гарнизона с кучей МТО и боевых самолётов ... а после атаковали. Под прикрытием собранных отовсюду двухсот пятидесяти 37-мм зенитных орудий и 12,7-мм пулемётов. Военные публицисты обожают рассказывать эпичные историки, как на плечах вьетконговцев были перенесены целые гаубичные парки для истребления захватчиков у Тропы Хо Ши Мина, но мало кто обращает внимание на стратегический замысел операции.
Во-первых, вьетнамские ДРГ уничтожили на двух авиабазах французов восемьдесят боевых и транспортных самолётов в самом начале операции, а попытки снабжения блокированного гарнизона пресекали грамотно организованным зенитным огнём. После нескольких попыток очистить от проклятых зениток подступы к аэродрому, галлы начали сбрасывать снабжение парашютами, более половины грузов досталось атакующим. А всего в ходе осады Дьен Бьен Фу мобильными огневыми группами ПВО было сбито 62 боевых и транспортных самолета, повреждено ещё 167.
Американцы из соединений тактической и армейской а тоже хлебнули лиха от вьетнамских МОГ, построенных следующим образом: центром «опорной позиции ПВО» выступали единичные 57-мм зенитные автоматы С-60 с радиолокационным наведением, поддерживали её 14,5-мм одинарные, спаренные и счетверённые зенитные пулемётные установки.
Именно огнём ЗУ-2, ЗПУ-2 и ЗПУ-4 вьетконговцы отвадили штурмовики и вертолёты янки на бреющем выискивать и атаковать свои базы, переправы, расположения войск, заставив их подняться на 1200-1500 метров. А когда появились советские 14,5 мм автоматы на БТР-40А (ЗПТУ-2) и французские 40-мм автоматы Bofors L/60 на на шасси грузовиков GMC в окружении пары вспомогательных 12,7-мм ЗПУ, смонтированных на всяком автомобильном хламе – вьетнамские товарищи создали почти непроницаемое «малое ПВО» от шастающих туда-сюда аэромобильных «кавалерийских» групп янки, заставив агрессоров ходить ножками по джунглям.
Выводы
Времена другие настали и пока вражьи армады бездушных поганцев не атакуют «истребительные полки» краснозвёздных дронов-перехватчиков – действовать придётся в логике вьетнамских товарищей, практически не обладавших господством в воздухе и берегущих бесценные ЗРК.
Работая по воздушному агрессору с земли. Мобильной малой ПВО. Создавая вокруг важных объектов и подвижной линии соприкосновения в джунглях и горах несколько эшелонов защиты. Такой же принцип проецируется и сегодня на русские МОГ с поправкой на появившиеся средства РЭБ. А всё прочее осталось неизменным. Постановщики дымов (ныне это машины, а не группы прикрытия, навьюченные шашками), сеть наблюдателей по всем азимутам, ныне вполне заменяемые собственными БпЛА с мощной оптикой.
Последний рубеж – это разнообразные зенитные средства, от пулемётов и спаренных 23-мм пушек. На новом техническом уровне оснащённые системами управления огнем (СУО), снаряжённые современными боеприпасами. Вроде бы вся материальная часть есть (в разрозненном облике), но кажущаяся простота решения «соберём в кучу наличие средств и передадим МОГ» здесь, увы, не работает. Поскольку ... упрел повторять, дело в Системе.
Помимо легких беспилотных поганцев, на поле боя присутствуют разнообразные тактические ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, а над самой землей тучей мошкары висят «рои БпЛА». Потому Комплексы ПВО ближнего действия (КПВО БД) обязаны отражать воздушные налеты/ударов высокой плотности. Сегодня супостатом организуемым комбинированным манером, с одновременным и/или последовательным участием нескольких типов средств воздушного нападения.
Именно потому самым популярным средством поля боя у нас являются артиллерийско-ракетные КПВО БД (зенитные ракетно-пушечные комплексы малой дальности на гусеничном/колёсном шасси типа «Панцирь-С1»). Подобный универсализм «два в одном» позволяет применять разнотипные средства поражения (ЗУР и пушку), но появление обилие целей очень скоро приводит к снижению огневой производительности. По причине истощения боекомплекта. Вот почему началось формирования смешанных подразделений ПВО, дополненных мобильными огневыми группами.
Повторюсь – «дополненными». Поскольку строящаяся сегодня Система включает в себя: зенитные артиллерийские комплексы; зенитные ракетные комплексы; комплексы лазерного оружия, комплексы СВЧ-оружия; комплексы радиоэлектронного подавления; комплексы противодействия БпЛА, основанные на различных способах перехвата (от дронов-перехватчиков до носимых образцов оружия, «стреляющих» сетями).
А что до озвученных названий министром обороны, то сказать здесь особо нечего. А что хочется из перехватов «солдатского телеграфа» – наверное, нельзя. До официальной демонстрации. О «Зубре» известно, что это дистанционно управляемый комплекс «малой ПВО». Состоит он компактной маломощной радиолокационной станции с дальностью обнаружения до полутора километров, огневое средство поражение целей – спарки ПКТ или ГШГ-7,62. На каком шасси – неизвестно, какая СУО – тоже.
Как и принцип организации совместной работы нового комплекса с прочими средствами, входящими в состав КПВО БД разных категорий. Под пеленой тумана остается вопрос координации ведения огня. С единого пункта управления или предназначен для самостоятельного ведения боевых действий? Кто осуществляет выбор целей, их селекцию, каков порядок огневого взаимодействия? Ответов пока нет.
О таинственной «Цитадели» из доклада министра Белоусова мог пару слов сказать, но предпочту молчать. По причинам возможной недостоверности данных остерегусь. А в качестве более-менее правдоподобной версии предположу: закончились полигонные испытания нового комплекса от корпорации «Ростех». Состоящей из локатора 3D ПКЛ и анти-дроновых систем «СЕРП» различного назначения. Под «Цитадель», как обозначение неприступной твердыни, вполне подходит.
Речь о «радиоэлектронной крепости» вокруг объектов инфраструктуры, эшелонированной, многоконтурной, слоёной (в зависимости от комплектации) надёжно прикрывающей от всех известных типов беспилотья. Кроме оптоволоконных поганцев, конечно. Принцип работы ростеховского комплекса такой: пассивный сверхчувствительный локатор обнаружения и сопровождения 3D ПКЛ ведёт несколько десятков целей на дальности в несколько километров, оператор при помощи ИИ проводит селекцию объектов. Если БпЛА управляемый, комплекс перехватывает видеопоток с камер дронов.
Остальная аппаратура (системы «СЕРП») проводит тотальное глушение каналов управления, навигации и связи. Дополнительным эшелоном защиты являются специальные носимые/возимые компактные станции, классифицирующие источники радиоизлучения вокруг назначенных к охране объектов. «СЕРПы» уже появляются вокруг стратегических объектов, например, мостов. Компактные, мощные, уверенно давят всё: каналы управления БпЛА, сигналы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС, Galileo и BeiDou»). Бают сплетники ... скоро к ним приклепают и пулемётные, полностью автономные турели на ИИ. Но об этом потом, ждём официоз.