Найти в Дзене
Свободная Пресса

"Красная цена" Lada Granta - 500.000 рублей, но АвтоВАЗ придумал новую схему, чтобы и из бюджет субсидию получить, и с покупателя стянуть

В последние месяцы складывается ощущение, что российские автопроизводители, в частности «АвтоВАЗ», вместо реального движения вперёд предпочитают перекладывать заботы о сбыте своей продукции на плечи налогоплательщиков. Очередная идея, поступившая из Тольятти, звучит предельно просто: "давайте вы нам денег дадите, а мы за счёт этого скидки покупателям устроим". То есть субсидии - не на развитие, не на технологическую модернизацию, а просто чтобы продать уже готовые автомобили. Вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Громак заявил, что предприятие ведёт переговоры с Минпромторгом о новой мере поддержки: якобы прямые субсидии позволят автозаводу давать скидки клиентам без участия банков. Звучит красиво, но по сути это предложение - просто попытка сбросить цену за счёт бюджета, оставив рыночные механизмы в стороне. Чтобы оценить масштаб запрашиваемой помощи, достаточно взглянуть на цифры. В 2025 году на поддержку отрасли было предусмотрено 818,9 миллиарда рублей, из которых значительная часть до

В последние месяцы складывается ощущение, что российские автопроизводители, в частности «АвтоВАЗ», вместо реального движения вперёд предпочитают перекладывать заботы о сбыте своей продукции на плечи налогоплательщиков.

Очередная идея, поступившая из Тольятти, звучит предельно просто: "давайте вы нам денег дадите, а мы за счёт этого скидки покупателям устроим". То есть субсидии - не на развитие, не на технологическую модернизацию, а просто чтобы продать уже готовые автомобили.

Вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Громак заявил, что предприятие ведёт переговоры с Минпромторгом о новой мере поддержки: якобы прямые субсидии позволят автозаводу давать скидки клиентам без участия банков. Звучит красиво, но по сути это предложение - просто попытка сбросить цену за счёт бюджета, оставив рыночные механизмы в стороне.

Чтобы оценить масштаб запрашиваемой помощи, достаточно взглянуть на цифры. В 2025 году на поддержку отрасли было предусмотрено 818,9 миллиарда рублей, из которых значительная часть досталась как раз «АвтоВАЗу». На 2026-й и 2027-й запланированы ещё более внушительные суммы - 1,14 и 1,38 триллиона рублей соответственно. То есть субсидии не просто регулярны, а растут из года в год. И при этом, напомним, завод всё равно поднимает цены, ссылаясь на якобы возросшие издержки.

Что под капотом отечественного автопрома?

Недавно государственный институт НАМИ официально указал на проблему: доля российских компонентов в автомобилях «АвтоВАЗа» - менее 50%. То есть мы имеем дело с конструкторами из китайских деталей, собранными под отечественным брендом. Иными словами, импортное железо под отечественным флагом. Почему же тогда налогоплательщик должен оплачивать такую сборку?

Китай против Тольятти

При этом машины из КНР продолжают дешеветь и предлагают гораздо более достойный уровень оснащения, дизайна и даже надёжности. Их продукция в условиях свободного рынка быстро вытесняет «вазовские» модели. Покупатели просто выбирают более выгодный вариант. Даже с учётом недостатков китайских машин, они остаются привлекательнее.

На фоне глобальных скидок на иномарки, где дисконты доходят до сотен тысяч рублей, в шоу-румах «АвтоВАЗа» - тишина. Никаких громких акций или реальных скидок. Лишь так называемые льготные кредиты, условия которых мало кого радуют. Кажется, в компании уверены, что сам факт наличия автомобиля на складе - уже повод для гордости.

Как можно «рисовать» скидки за госсчёт

Допустим, завод получит из бюджета 100 миллиардов рублей. И как будут реализовываться эти деньги? Всё просто: цена автомобиля сначала поднимается, а потом с благословения субсидии - снижается. Покупателю это преподносят как щедрый подарок. Например, «Гранта» якобы стоит 1,1 млн рублей. Добавим 20% наценки - получится 1,32 млн. Потом применим «государственную скидку» в 30% - и вуаля, машина снова стоит 1 млн. Все довольны? Вряд ли.

Российские покупатели уже давно поняли, что отечественные машины в нынешнем виде не стоят запрашиваемых за них денег. За тот же миллион рублей можно найти куда более оснащённый автомобиль из Китая или с пробегом, но с реальной надёжностью. По оценкам экспертов, «жигули» тольяттинской сборки готовы брать только по цене в пределах 400–500 тысяч рублей, а это значит, что без резкого удешевления объём продаж не поднимется.

Что говорят эксперты

Специалисты указывают на полную непрозрачность схемы. Как именно завод будет снижать цену для конечного потребителя, как избежать махинаций с накрутками и двойным ценообразованием - вопросов больше, чем ответов. Пока что больше похоже на попытку вуалировать реальную стоимость продукта и переложить разницу на бюджет.

В «АвтоВАЗе» заявляют, что успех компании обеспечивается и за счёт финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Но реальность иная: никакого технологического скачка не происходит. Производство «Нивы» и «Шнивы» приостановлено, «Нива Спорт» провалилась, новая «Искра» выпускается в мизерных объёмах. Очевидно, что никакого технического прорыва не наблюдается.

А сколько бы вы готовы были заплатить за новую "Ладу Гранту"? Пишите в комментариях!