Найти в Дзене
КП Донецк

«Оставил память детям на века»: В Донецке отреставрировали комнату сказок, расписанную легендарным художником Евгением Грейлихом

Комнаты сказок начали появляться еще в СССР и до наших дней в стране таких сохранилось всего пять. Одна из них – в Донецком республиканском Дворце детского и юношеского творчества (бывший Дом пионеров), что в историческом центре города. В 50-60-е годы здесь сидела бабушка Арина и рассказывала детям сказки. Мероприятие так и называлось «Сказки бабушки Арины». Однако, со временем волшебный терем, с любовью расписанный по мотивам русских народных сказок и произведений Александра Пушкина (а няню великого поэта звали Ариной Родионовной) донецким художником Евгением Грейлихом, потерял свое предназначение. Здесь уже были другие кружки. И вот – монументальные настенные росписи заиграли прежними красками. Комната сказок – это своего рода древнерусский терем. Спустившись по нескольким деревянным ступеням, посетители оказываются в сказочном мире. Иван – крестьянский сын – рубит головы чудовищу Чудо-Юдо, которое угрожает русской земле. Кот ученый ходит по златой цепи в пушкинском Лукоморье. Каких
Оглавление
   Комната сказок – новое место притяжения для ребятишек Роман ПОБЕРЕЖНЮК
Комната сказок – новое место притяжения для ребятишек Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Комнаты сказок начали появляться еще в СССР и до наших дней в стране таких сохранилось всего пять. Одна из них – в Донецком республиканском Дворце детского и юношеского творчества (бывший Дом пионеров), что в историческом центре города. В 50-60-е годы здесь сидела бабушка Арина и рассказывала детям сказки. Мероприятие так и называлось «Сказки бабушки Арины».

Однако, со временем волшебный терем, с любовью расписанный по мотивам русских народных сказок и произведений Александра Пушкина (а няню великого поэта звали Ариной Родионовной) донецким художником Евгением Грейлихом, потерял свое предназначение. Здесь уже были другие кружки.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

И вот – монументальные настенные росписи заиграли прежними красками. Комната сказок – это своего рода древнерусский терем. Спустившись по нескольким деревянным ступеням, посетители оказываются в сказочном мире. Иван – крестьянский сын – рубит головы чудовищу Чудо-Юдо, которое угрожает русской земле. Кот ученый ходит по златой цепи в пушкинском Лукоморье. Каких былинно-сказочных сюжетов здесь только нет!

Вторую жизнь в комнату сказок вдохнула именитая художник-реставратор из Вологды Ольга Соколова. Ольга Александровна – эксперт Министерства культуры России по сохранению объектов культурного наследия. Была удостоена благодарности Президента РФ Владимира Путина. Соколова спасала уникальные фрески великого Дионисия в Ферапонтовом монастыре, основанном в 14 веке. Всего она отреставрировала больше двухсот икон, находящихся в музеях Москвы, Великого Новгорода, Вологодской и Костромской областей.

- Комната сказок в здании бывшего Юзовского отделения Петербургского международного коммерческого банка 1899 года постройки - объект культурного наследия. Сама по себе настенная живопись – памятник культуры, который теперь стал более износостойким, - сказала «КП Донецк» Ольга Соколова.

ВНИМАНИЕ К КАЖДОЙ ДЕТАЛИ

За более чем 70 лет уникальная живопись здесь поблекла и обветшала. Где-то остались следы от забитых гвоздей, где-то появились потертости и даже надписи. Поэтому реставрации предшествовали кропотливые подготовительные работы. В них участвовали двадцать студентов Донбасской национальной академии строительства и архитектуры в рамках школы реставрации, организованной Союзом реставраторов России.

- Ольга Александровна давала им что-то очистить, зачистить. А основной объем реставрации выполняла сама. Это великий человек. Я в жизни не видела, чтобы люди так вдохновенно трудились. Она в 6 утра была уже в комнате сказок и в 12 ночи уходила с работы, - рассказывает директор Донецкого республиканского дворца детского и юношеского творчества Наталья Кащаева.

Используя собственную научную методику, менее чем за полгода Ольга Соколова укрепила авторские слои краски, реконструировала утраченные части, а также раскрыла подлинную цветовую гамму росписей. Потертости и другие дефекты мастер закрасила краской по составу идентичной той, которую использовали в СССР.

В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ

Эксперт Минкульта России отметила профессионализм Грейлиха. Его умение, сочетая сюжеты, умело изображать их на разных планах. Сглаживание углов – еще одна грань таланта легенды Донбасса.

Ольга Соколова еще вернется в донецкую комнату сказок. Она намерена восстановить первоначальные росписи самого теремка. Его колонны возле деревянных ступеней в 90-е годы были окрашены.

– Под этими остатками красками есть живопись и я ее в следующий раз восстановлю, – говорит она. – Теремок станет таким, каким он был в первоначальном виде.

Уже сейчас комната сказок – место притяжения детворы.

– Здесь будут проходить викторины и познавательные квесты. Сейчас дети мало читают книжек, а у нас есть опыт семейных чтений. Теперь будем это делать здесь. Будем показывать комнату сказок, знакомить с ее уникальностью, проводить те же конкурсы чтецов. Евгений Грейлих оставил память детям на века, – сказала Наталья Кащаева.

У дончан появилась возможность побывать в гостях у сказки. Доброй и всегда со счастливым концом.

СПРАВКА «КП»

Евгений Грейлих – легендарный донецкий художник. Родился в Москве в 1907 году. Евгений Евгеньевич окончил художественный институт в Киеве. Также получил образование в монументальной мастерской при Московском художественном институте имени Сурикова. Евгений Грейлих работал в жанре станковой живописи (портрет, пейзаж, натюрморт) и монументального искусства, книжной графики. Среди основных произведений Грейлиха - «Балерина в голубом» (1941), «Стоматолог А. Сыроватская» (1945), «Дружина» (1947), «Дочь» (1948), «И. Грейлих (Моряк)» (1949), «Комсомольцы 20-х годов» (1968), «Натюрморт с виноградом» (1973), «Новый Донецк» (1969–1970); роспись «Комната сказок» (Дворец пионеров в Донецке, 1951).

Во время Великой Отечественной войны, когда Сталинская картинная галерея при отступлении Красной армии в октябре 1941 года оказалась брошенной на произвол судьбы, Евгений Евгеньевич, рискуя своей жизнью, спас от уничтожения 11 картин известных русских художников. Эти произведения, в частности, картина Константина Маковского «Чарка меду», работа Алексея Корина «Окно», картина Александра Варнека «Портрет молодого художника» и другие сегодня находятся в фондах Донецкого республиканского художественного музея.

Евгений Грейлих умер в 1998 году. Его дочь Наталья рассказала подробности, как удалось сохранить спасенные картины.

- Отец снял их с подрамников, скрутил в рулоны и спрятал в водосточную трубу, куда не попадал дождь. Часть полотен мама зашивала в одеяльца, которыми меня укрывала. Можно сказать, я спала под шедеврами, – поведала Наталья Лебедь.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru