Найти в Дзене
ARTПатруль

Топ-10 картин Третьяковской галереи

Портрет Марии Лопухиной – одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого. Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь. Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских д
Оглавление

Государственная Третьяковская галерея — сердце русской художественной истории. Здесь собраны шедевры от древнерусской иконописи до современного авангарда, которые отражают дух времени и характер страны на протяжении веков. Прогуливаясь по залам, вы переживёте путешествие во времени: от лирических портретов к экспериментам и новым формам выразительности. Галерея — не только хранитель наследия, но и площадка для диалога: обновляющиеся выставки, образовательные программы и вечерние программы делают искусство близким каждому.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797

Портрет Марии Лопухиной – одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.

Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827

Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.

На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов. Всадница. 1832
Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.

Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Иван Крамской. Неизвестная. 1883

Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворениюАлександра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

«Грачи прилетели» — один из самых известных пейзажей Алексея Саврасова. Художник создал его в 1871 году. Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в одном из сел Костромской губернии. Там же он запечатлел и старинную церковь XVII века, которая видна на заднем плане картины.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887

Василий Суриков известен как автор полотен на исторические сюжеты. Одна из таких работ — картина «Боярыня Морозова». На ней изображена сцена времен церковного раскола XVII столетия: боярыню Феодосию Морозову, которая поддерживала старую веру, сослали в Чудов монастырь. Суриков запечатлел момент, когда Морозова, проезжая на санях мимо монастыря, вскидывает руку в двуперстном крестном знамении, которое принято было у раскольников.

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900

На картине «Царевна-Лебедь» Врубель изобразил героиню пушкинской «Сказки о царе Салтане». На этот образ художника вдохновила его жена — певица и актриса Надежда Забела: она играла Царевну-Лебедь в опере Николая Римского-Корсакова по мотивам произведения Пушкина. Врубель запечатлел жену в сценическом костюме, эскизы для которого создал сам.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909

Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909
Зинаида Серебрякова. За туалетом. 1909

Художница Зинаида Серебрякова написала свой автопортрет как отражение в зеркале: по краям холста она изобразила деревянную раму трюмо, на переднем плане — шкатулки, флаконы с духами, украшения и другие дамские принадлежности. Сама Серебрякова вспоминала, что она жила в то время в имении Нескучное, зима выдалась ранней и очень холодной, и художница, сидя дома, развлекалась тем, что «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887

На картине «Девочка с персиками» Валентин Серов изобразил дочь Саввы Мамонтова — 11-летнюю Веру. В то время художник гостил у Мамонтовых в имении Абрамцево и однажды набросал портрет Веры, когда она ела персик за столом. Постепенно он дорабатывал этот эскиз, пока тот не перерос в полноценную картину. Работа над полотном заняла несколько месяцев: Серов заканчивал его уже в сентябре. Поэтому на нем летние персики соседствуют с пожелтевшими осенними листьями. Веру Мамонтову художник намеренно изобразил в повседневной одежде и не просил ее переодеваться для позирования в парадное платье: ему хотелось запечатлеть спонтанность и естественность момента.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, какая картина представленной подборки понравилась больше всего!