Найти в Дзене
у Техномага

Страницы истории. Как рождался компакт диск.

Эту статью можно рассматривать как продолжение рассказа о изобретателе компакт кассеты Лу Оттенсе, с одной стороны, а с другой - как самостоятельную заметку о том, как появился и утвердился на рынке хорошо известный нам компакт диск. История действительно занимательная и поучительная в том смысле, что мало сделать хороший продукт, надо еще правильно вывести его на рынок так, чтобы его приняли и изготовители и пользователи. Эта статья основана на воспоминаниях Франсиса Диркса (русское написание весьма условно, в оригинале François Dierckx ) бывшего в 70-х — 80-х годах директором департамента аудио компании Philips в городе Эйндховен (Eindhoven), Нидерланды. Итак, вот оно, начало. В 60-х Philips уже была многопрофильной компанией, одно из подразделений которой занималось оборудованием для образования. Глава этого подразделения Киис Волс (Kees Wols) обратился в возглавляемую Питером Крамером (Pieter Kramer) исследовательскую лабораторию систем аудио/образования с просьбой предоставить

Эту статью можно рассматривать как продолжение рассказа о изобретателе компакт кассеты Лу Оттенсе, с одной стороны, а с другой - как самостоятельную заметку о том, как появился и утвердился на рынке хорошо известный нам компакт диск.

История действительно занимательная и поучительная в том смысле, что мало сделать хороший продукт, надо еще правильно вывести его на рынок так, чтобы его приняли и изготовители и пользователи.

Эта статья основана на воспоминаниях Франсиса Диркса (русское написание весьма условно, в оригинале François Dierckx ) бывшего в 70-х — 80-х годах директором департамента аудио компании Philips в городе Эйндховен (Eindhoven), Нидерланды.

Итак, вот оно, начало.

В 60-х Philips уже была многопрофильной компанией, одно из подразделений которой занималось оборудованием для образования. Глава этого подразделения Киис Волс (Kees Wols) обратился в возглавляемую Питером Крамером (Pieter Kramer) исследовательскую лабораторию систем аудио/образования с просьбой предоставить более удобный, чем магнитная лента носитель.

Недостатком магнитных лент (для данного применения) было отсутствие прямого доступа к нужной информации. Т.е., для того, чтобы добраться до нужного в данный момент места требовалось перематывать всю ленту и тратить лишнее время.

Это ограничение сильно усложняло применение магнитных лент в контексте оборудования для образования и начался поиск более подходящего для этих целей носителя. Д-р Крамер с командой озадачились поиском способов считывания и распознавания информации с носителя с быстрым доступом к произвольным областям данных.

Так как компания Philips была экспертом в области освещения, то вполне логично было взять лампу (накаливания) в качестве источника света и просвечивать прозрачный носитель с содержащийся в нем информацией.

В то время и аудио и видео передавалось в аналоговой форме. Оцифровка и использование компьютеров было еще в зачаточном состоянии. Даже для создания простого калькулятора, котрый бы мог выполнять четыре арифметических действия требовалось огромное количество электронных компонентов и несколько кубических метров пространства.

Доктор Крамер, однако, был готов к работе. Имея пластиковый диск и огромное количество разного электронного оборудования, он ожидал, что записанный сигнал будет считан. Но эксперимент не принес ожидаемых результатов, да и просто ни каких. Кроме шума ничего считано не было. Это был удар. Несмотря на использование лучших ламп накаливания Philips и лучших доступных детекторов установка Крамера воспроизводила только шум. Светового потока от лампы накаливания оказалось недостаточно. Требовался более мощный источник света.

Очевидным выбором стал лазер. Компания Philips к тому времени уже выпускала лазеры, но устройства эти были очень дорогими, более 1000 евро (в пересчете на современную валюту). Вот тогда шумы пропали и на экране появилось четкое черно-белое изображение (строго говоря, монохромное).

В 1971 году команда продемонстрировала свое оборудование совету директоров и было принято решение, что технология имеет большой потенциал для развития и исследования надо продолжать.

Доктор Крамер говорил, мы показали черно-белое изображение и обещали, что цветное будет через 3 месяца. Правление одобрило производство дисков и увеличило число разработчиков в команде. Разработка заняла еще 6 лет, по истечении которых мы смогли продемонстрировать цветную картинку и высококачественный звук.

Laservision и конкуренты.

Подразделение аудио не могло пропустить возможность создать доступный проигрыватель дисков. Проигрыватели видеодисков тогда представляли собой новый многообещающий сегмент рынка. И в 1978 году компания Philips присоединилась к этому рынку, представив прогрессивному человечеству свой новый продукт LaserVision, лазерный проигрыватель видеодисков.

-2

Это был блестящий аппарат, в который любители кино могли установить 30- сантиметровый оптический диск.

Частотно модулированный сигнал (FM) считывался лазерным лучом с поверхности диска. В то время диски все еще воспроизводили на аналоговых, а не цифровых системах. Для того чтобы новая система стала успешной киноизготовители должны были быть готовы перенести какое то количество фильмов (на самом деле чем больше — тем лучше для обеспечения успеха формата) но новый носитель. А это было главной трудностью, так как на один диск должен был умещаться фильм целиком. Решение было только одно: сделать диск двусторонним, что привело сильному усложнению и удорожанию процесса производства. Этот проект осуществлялся в Калифорнии, центре киноиндустрии.

В это же самое время видеоиндустрия изобретала формат видеолент, где на одной кассете можно было бы разместить видеопрограмму (фильм) целиком.
Все «серьезные ребята» из этой индустрии считали своим долгом выпустить свою систему.

Успех в этой гонке зависел от количества и разнообразия видеоконтента предлагаемого изготовителями на своих системах.

Друг с другом конкурировали следующие системы: VHS от JVC/Matsushita, Betamax от Sony и Video 2000 от Philips. Свою роль играло и присутствие каждой на глобальных рынках. Битва развернулась на трех континентах: Северная Америка (США), Азия (Япония) и Европа.

Успех новоявленной системы зависит от объема и характера доступного на ней контента, что иллюстрируется одним забавным аспектом. В начале десятилетия стало ясно, что публика (потребители контента) заинтересована в порнофильмах. Японские компании придерживались чисто прагматических позиций и при выпуске своей продукции не заморачивались морально-этическими нормами. Такой подход быстро принес свои результаты. Индустрия начала быстро набирать обороты, что, в свою очередь, позволило за счет увеличения объемов снизить стоимость продукции.

Однако Philips, особенно сама семья Philips, придерживаясь более строгих морально-этических норм, не допустила выпуска подобной продукции на своей системе. Результатом была победа японских систем и свертывание системы Video 2000.

В Японии уже был довольно успешный формат VHD (формат, похожий на CED), дисков продавалось по всему миру много, что позволило держать более низкие цены.

Формат LaserVision пока пребывал с младенчестве. Производство дисков, которые могли быть двусторонними и полностью вмещать в себя любой блокбастер , было делом сложным. Но это было то, чего хотела публика. Но из за высокой цены объемы продаж были небольшие, а сами цены и все менее конкурентные с VHD. Такая ситуация неизбежно должна была привести к закату формата (хоть и небыстро).

Поиски инновационной технологии.

В конце 70-х годов Philips объявил о намерении заменить винил меньшими по размеру оптическими дисками. Компания работала над этим еще с 50-х годов и теперь была близка к цели. В конце 70-х в подразделении аудио компании Philips был составлен документ, обозначивший будущую стратегию развития записи музыки. Франсис вспоминает, мы (в смысле они, департамент аудио) искренне верили, что новый носитель, способный вместить 60 минут музыки, предоставляющий прямой доступ к любой дорожке или блоку, не подверженный деградации от износа и загрязнения и предлагающий высокое качество воспроизведения, приведет к революции в практике прослушивания музыки.

На этом фоне в 1977 году стартовал проект, имеющий целью, используя технологию лазерных дисков, создать устройство и носитель (диск) для высококачественного воспроизведения музыки. В исследовательском подразделении в Хасселе (Бельгия), главой которого был уже известный нам Лу Оттенс, была организована группа из трех инженеров с руководителем по имени Joop Sinjou. Этой группе были предоставлены необходимые средства и поддежка руководства.

Инженеры взялись за работу, взяв за основу все имеющиеся на тот момент в разных исследовательских лабораториях ноу-хау. На то время для передачи аудио были только аналоговые технологии.

Одним из требований к разрабатываемому диску была возможность записать на одной стороне всю (т. е. обе стороны) обычную виниловую пластинку.

Был сделан первый диск, но плотность и конфигурация аналоговых данных не позволяли получить диаметр меньше 17 см. Лу Оттенс, уже имевший контакт с Sony в процессе создания компакт кассеты, тогда встретился с разработчиками, которые занимались созданием новых цифровых систем для студийного применения. И это был успех, позволивший применить цифровые технологии к аудиозаписи.

В процессе создания нового диска произошел кардинальный поворот от аналоговой к цифровой технологии. Все эксперты в этой области были в США и для продолжения проекта их пришлось срочно вызывать в Европу.

В это же самое время японцы не «почивали на лаврах». Тем не менее, рассматривая лазерный диск, как действительно многообещающий формат, в основу взяли прежние аналоговые технологии и 30-сантиметровый диск.

Следовательно, команде Philips нужно было ускорить процесс разработки, зная, что цифровой сигнал позволяет получить 1 час звучания на одной стороне 11-см диска.

Потом однажды вечером в начале Мая 1979 года, в 6 часов, Франсису домой позвонил руководитель проекта Джуп (Joop Sinjou) и предложил приехать в лабораторию. Франсис вспоминает, «к моему изумлению он (Joop) сказал: «мы сделали это!».
Гордиться было чем, прослушивание музыкальных фрагментов с нового лазерного диска состоялось. После обсуждения с Лу Оттенсом и разработчиками было принято решение, что через пару месяцев надо провести демонстрацию своих достижений промышленникам в Японии. А пока предстояло много работы, чтобы избавиться от потрескивания при воспроизведении записи.

Стоимость прототипа была просто астрономической, это сделало дистрибуцию хоть в каком то масштабе невозможной. Поэтому обратились к Лу Оттенсу за помощью на предмет оптимизации цены и конструкции.

Г-н Оттенс попросил разработчиков предоставить ему подробную информацию обо всех ключевых компонентах, а также о размерах и весе каждого из них. Основываясь на своем опыте разработки компонентов, он составил вероятностную оценку изменения стоимости. Оценка для каждого компонента была сделана на основе его веса, размера и стоимости. Окончательный расчет предполагал, что цена снизится в 10 раз в течение следующих пяти лет. Как оказалось, долгосрочное снижение цен было гораздо более существенным. В то время аудиоиндустрия в США и Европе отказалась от производства аудио оборудования «дома». Производство было сосредоточено на Дальнем Востоке, в первую очередь в Японии. Поэтому для аудиоиндустрии было абсолютно необходимо достичь консенсуса по принятию единой системы и избежать запуска нескольких систем, как это произошло с форматами видеозаписи. Следовательно, была выбрана стратегия «открытой лицензии» для патентов, чтобы вся отрасль могла получить к ним доступ без необходимости платить непомерные сборы. Каждая отрасль имела доступ к лицензиям, принадлежащим Philips и Sony, при условии подписания контракта, который предусматривал сумму, подлежащую выплате за устройство. Комиссия была установлена в размере 2% от себестоимости. Для дисков это составило два цента США за диск.

Как убедить японцев.

С этими мыслями двумя месяцами позже в Японию отправилась целая делегация с двумя демонстрационными устройствами. Целью было посетить лидирующие японские компании (Sony, Matsushita, Sharp, Hitachi) и комитет DAD (Digital Audio Disc Committee), созданный японским министерством внешней торговли и промышленности (MITI), орган ответственный за промышленные стандарты в Японии. Идея этой поездки состояла в достижении консенсуса в принятии индустрией новой системы.

Делегация состояла из Генерального директора подразделения аудио (это Joop Van Tilburg ), технического директора подразделения аудио (это уже известный нам Lou Ottens) и директора департамента Hi-Fi и бренда Marantz (это наш главный герой (François Dierckx)). Еще их сопровождал руководитель прежнего проекта LaserVision и текущего проекта (Joop Sinjou).

Летели в Японию первым классом, кроме того еще два места в том же первом классе были заняты демонстрационным оборудованием из опасения, что перепады давления и температуры в багажном отделении повредят тонкую и нежную технику. Размер этого технического багажа довольно приличный, 50 х 80 см плюс контейнер с разного рода компонентами.

По прибытии в отель инженеры начали собирать и налаживать демо образцы. Перелет не прошел даром и эти работы заняли почти всю ночь. Утром все было налажено и настроено, можно было посещать выбранные компании.

Первой была Sony. По прибытии оказалось, что президент CBS Sony Records г-н Norio Ohga не может присутствовать на встрече, так как его вертолет попал в аварию, где погиб один из членов правления, но сам г-н Ohga не пострадал. Вместо него на встрече присутствовал один из основателей Sony г-н Akio Morita.

Франсис вспоминает, что Морита сидел рядом, слушал, как завороженный и при этом сетовал, что продукт этот создали не в его лабораториях.

После этого демонстрации были проведены в таких компаниях как JVC, Matsushita (Panasonic), Sharp, Toshiba, Pioneer, а также для групы инженеров в офисе DAD.

В штаб-квартире Matsushita их принял сам 90-летний основатель. Он почти потерял голос и чтобы его слышали вынужден был использовать микрофоны. Там они провели целый день, обсуждая будущее этого проекта и технологии LaserVision. Несмотря на свой возраст и слабость, г-н Мацусита оставался в курсе последних событий и был очень внимателен к обсуждаемому проекту, который он, очевидно, считал многообещающим, даже несмотря на то, что он конкурировал с проектами своих собственных лабораторий.

Когда они уходили после этих обсуждений, в коридоре снова столкнулись с мистером Моритой. Он явно разговаривал с Мацуситой о том, как индустрия в Японии должна реагировать на «бомбу», подложенную Philips. В Японии все крупные компании имеют штаб-квартиру в Токио, а это означает, что обмен информацией может осуществляться быстро и эффективно. В пятницу вечером делегация вернулись в Европу и узнали, что г-н Морита позвонил региональному менеджеру Philips в Японии, чтобы спросить, рассмотрит ли компания сотрудничество в развитии системы. Таким образом, стратегия Philips, которую назвали «шок и трепет», очевидно, сработала, и теперь был открыт путь для сотрудничества, к которому так стремились.

По возвращению в Эйндховен все результаты обсуждались с членом совета директоров и главой направления аудио Корнелисом Ван дер Клугтом (Cornelis Van der Klugt ), а также с руководством Polygram, ихнего лейбла звукозаписи. Все согласились с выбором Sony в качестве партнера, так как Sony была основным акционером CBS Sony, соответственно это давало доступ к впечатляющему каталогу, краеугольному камню рок и поп музыки по всему миру.

Четыре компании Philips, Sony, Polygram и CBS сформировали единый музыкальный каталог, необходимый для старта системы. Это было основано на выдающемся и разнообразном выборе музыки, охватывающей ведущих мировых исполнителей, которые обязательно удовлетворяли потребности первых пользователей системы.

Затем провели серию пресс-конференций по всему миру для всех СМИ, ежедневных газет, торговой прессы, производителей пластинок, критиков и владельцев музыкальных авторских прав, чтобы привлечь их к своей новой системе (напоминаю, названия Compact Discтогда еще не было, была просто новая система). Была поездка в Нью-Йорк, для того чтобы привлечь на свою сторону американцев, так как они держали большинство «карт» в музыкальной индустрии.

В отеле Plaza на знаменитой Пятой авеню провели серию демонстраций в течение трех дней, разослав приглашения множеству заинтересованных сторон, желающих узнать больше об этом новом продукте. Многочисленные музыкальные индустрии и медиа-игроки подписались на участие. Все прошло гладко до третьего дня, когда коллеги-техники Philips начали нервничать. Оказалось, что очень высокий уровень влажности в Нью-Йорке в разгар лета повредил диски, и у коллег осталось только два, которые все еще работают. Несмотря на это, демонстрация прошла успешно, и все вздохнули с огромным облегчением. Только после последней демонстрации, которая прошла как часы, коллеги рассказали Франсису о заминке, которая могла стоить очень дорого. Эти диски - прототипы выпускались в очень небольших количествах (да и технология производства еще не была как следует отработана) и их порча от влажности была совершенно неожиданной. После всех этих демонстраций присутствующие высоко оценили этот новый продукт в различных американских СМИ.

Соглашение с Sony.

Решено было работать с Sony, так как эта компания ближе к западной культуре и имеет огромный опыт.
Г-ну Ван дер Клугту было поручено провести переговоры по потенциальному соглашению с Sony в качестве привилегированного партнера и, в частности, с президентом компании Акио Моритой.
М-р Ван дер Клугт (Van der Klugt) был только что назначен в совет директоров Philips, отставив должность топ менеджера в Бразилии. Это был, как говорят, человек из народа и хорошо знал всех лидеров отрасли в Бразилии.
Однако, поскольку он еще не был знаком с японским менеджментом, он организовал встречу с г-ном Моритой, чтобы договориться о сотрудничестве.
На этот раз европейская компания имела значительный преимущество над японскими конкурентами, и г-н Ван дер Клугт не хотел терять его терять, совершая какие-либо тактические ошибки. Например, звонок мистеру Морите был бы роковой ошибкой. Чтобы ближе познакомиться с японцами, он начал изучать философию дзэн. Вместо того, чтобы позвонить г-ну Морите напрямую, он использовал умную уловку, чтобы встретиться с мистером Морита, но не быть в обороне и не идти на уступки. Он организовал встречу в Нью-Йорке.

Г-н Ван дер Клугт вспоминает: "Мы организовали почти случайную встречу в Нью-Йорке. Акио Морита до сих пор этого не знает, но мы с моими коллегами решили связаться с Sony, и мне было поручено вести переговоры. Если бы я сделал прямое предложение и попросил что-то взамен, я бы открыл все свои карты сразу. Как только я покажу, что мне что-то нужно, это будет стоить мне денег. Поэтому я должен был показать, что я ничего не прошу. Однажды в пятницу утром мой менеджер в Нью-Йорке позвонил мне, чтобы спросить, готов ли я. Акио Морита собирался попить с ним кофе в следующий понедельник. Поэтому я прилетел в Нью-Йорк и в понедельник утром я разговаривал с моим менеджером, когда мистер Морита вошел в комнату. Мы начали разговор сразу, как он объявил:

- «Я измотан - я только что вернулся из Бразилии».

- «Что ты там делал?» - спросил я.

- «Ну, я посещал свои фабрики и играл в гольф с одним из моих друзей в клубе Сан-Паулу, где я являюсь членом».

- «Ах, это, должно быть, был Манубу Мабе», - сказал я.

Это позволило г-ну Ван дер Клугту избежать почти обязательного «трения» с президентом Sony и сломать лед, прежде чем приступить к обсуждению стандартизации компакт-диска .

Г-н Ван дер Клугт и г-н Морита встречались в последующие месяцы по разным поводам, но эта первая встреча оказалась очень важной, поскольку Philips затем смогла отправить техническую делегацию в Японию, чтобы представить свою новую технологию и искать партнерство.

Как получить одобрение стандарта всей отраслью.

Затем началась гонка на время, когда команда Philips работала с инженерами Sony, Polygram и CBS Sony, чтобы утвердить различные особенности новой системы. Такие свойства, как дизайн диска, количество битов для форматирования, воспроизведение диска от центра до края, количество битов, используемых для музыки, и количество битов, используемых для дополнительной информации, как названия, тексты, используемые в буклетах, количество оборотов в минуту и так далее должны были быть согласованы с различными группами инженеров.

В ходе обсуждений по инициативе Sony была изменена глубина дискретизации с первоначальных 14 бит, предлагаемых Philips на 16 бит. Кто то из инженеров Philips высказывал по этому поводу предположение, что японцы просто хотят несколько затянуть процесс и выпустить свое устройство раньше других.

Есть еще одно мнение, что у японцев уже был 16-битный ЦАП, а у Philips был только 14-битный.

Так это ли нет — я, честно говоря не знаю, но то, что плеер от Sony появился раньше на рынке, чем от Philips – исторический факт.

Но технические аспекты (это не менее интересно) находятся вне данного материала.

Также был разработан фиксированный график чередования обмена данными между различными лабораториями, в Японии и в Эйндховене, а регулярные отчеты о ходе работы должны были представляться в DAD в Токио.

В группе DAD рассматривались три конкурирующие системы: компакт диск от Philips и Sony, Teldec от Telefunken, и система от JVC.

Для того, чтобы решение DAD было вынесено в пользу Philips/Sony нужно было каким то образом уговорить JVC отказаться от своей системы. Поэтому м-р Ван Тилбург (Van Tilburg) предоставил Matsushita/JVC бесплатный доступ к системе (без уплаты лицензионных сборов).

После того как компания Matsushita перешла на сторону Philips/Sony процесс окончательного выбора системы экспертной группой DAD сильно упростился и выбор этот был сделан в пользу системы Philips/Sony.

Франсис далее вспоминает, встречи с президентом CBS Sony Records м-ром Охга (Ohga) проводились регулярно. На одной из таких встреч он показал небольшое портативное компактное устройство, которое использовал для прослушивания музыки в самолетах.

Мистер Охга был настоящим меломаном. По просьбе г-на Мориты Охга учился Германии и там он женился на ведущей пианистке. Именно во время своего пребывания там он подружился с Гербертом фон Караяном, который позже сделает так много для продвижения новой системы компакт-дисков среди артистов.

Маленькая машинка в багаже мистера Огхи было первым плеером Walkman.

Первый Walkman
Первый Walkman

До появления кассетного плеера Walkman он брал с собой в самолет более габаритный и тяжелый TC-D5.

Вообще, история появления класса оборудования Walkman интересна сама по себе.

Г-н Охга много путешествовал и хотел слушать любимую музыку в самолете. Когда в лабораториях было 50 000 единиц Dictaphone, которые просто нельзя было продать, он попросил своих разработчиков превратить один из них в кассетный плеер с длительным временем автономной работы, чтобы иметь возможность слушать музыку во время своих полетов. Будучи президентом CBS Sony в Японии, ему нужно было регулярно ездить в Соединенные Штаты, чтобы посещать CBS в Нью-Йорке, а это означает, что он много путешествовал. Это обстоятельство и стало причиной изобретения плеера Walkman. Вот это устройство президент CBS Sony и продемонстрировал на одной встреч с Philips.

Франсис позвонил одному из коллег, который отвечал за портативные аудиоустройства. Тот выслушал его, но, узнав, что устройство будет стоить 450 голландских гульденов (около 200 долларов), вынес вердикт, что такое устройство продавать оптом будет невозможно. Конечно, последующие события доказали, что он был совершенно неправ. Всякий раз, при встрече г-н Охга с гордостью говорил , что производство Walkman растет со скоростью 10 000 единиц в месяц, первоначально до 25 000, а затем до 50 000 - ошеломляющий успех.

Учитывая прогресс проекта CD и необходимость полного контроля Philips над Polygram, г-н Ван дер Клугт решил встряхнуть ситуацию в Polygram, приобретя 50% акций компании у Siemens. В то время Polygram испытывал реальные трудности и имел только 6% акций, оставшихся в собственности. В результате было сильное сопротивление любым инвестициям в новые системы, такие как Compact Disc. Для того чтобы иметь свободу действий в этом отношении, Г-н Ван дер Клугт и решил приобрести пакет акций у Siemens, чтобы взять под контроль инвестиции, тогда все необходимые средства могли быть направлены на развитие компакт-диска и завода в Ганновере, где и должны были производиться эти диски. Этот шаг не стоил огромных денег, потому что компания, как и остальная часть музыкальной индустрии, находилась в тяжелом финансовом положении, а это означало, что Philips смогла приобрести всю организацию за очень недорого. Наличие этого лейбла под полным контролем Philips означало, что г-н Ван дер Клугт мог реструктурировать деятельность Polygram, и дать компании необходимый импульс.

Франсис заменил руководство Polygram, сделав руководителем Яна Тиммера (Jan Timmer ), который позже станет генеральным директором Philips.

В то время как группа, отвечающая за разработку стандарта, набирала обороты, в 1980 году, г-н Ван дер Клугт уже думал о следующем этапе внедрения новой системы. Если бы Philips не удалось убедить звукозаписывающие компании принять новый компакт-диск, ни один диск не нашел бы свой путь на оптический сканер, и о нем вскоре забыли бы. Тем не менее, казалось невозможным убедить пять крупнейших компаний в этом секторе, CBS, Warner, WEA, RCA и EMI. Звукозаписывающая индустрия сама по себе достаточно инертна и не сильно заинтересована в изменениях, а в начале 1980-х годов такого интереса было и того меньше.. В то время вся индустрия оказалась в опасной нисходящей спирали.

Однажды в субботу утром, когда г-н Ван дер Клугт готовился играть в гольф, ему позвонил встревоженный г-н Морита из Токио. Он услышал от Уолтера Йетникоффа, президента CBS Records, который продюсировал записи в Японии по соглашению с Sony, о встрече, запланированной в Нью-Йорке на следующей неделе, и на которой соберутся боссы всех крупных звукозаписывающих лейблов США. Вопрос заключался не в том, собирались ли они обсуждать компакт-диск, а в том, собирались ли они, чтобы им вообще не приходилось говорить об этом. Г-н Морита, который на этом этапе вложил огромные суммы в проект, был обеспокоен тем, что все это «ставится на лед», и опасался, что после достижения неформального соглашения звукозаписывающие компании позволят потерять эту сложную технологию из-за какой нибудь простой небрежности.

Первый проигрыватель компакт дисков Sony CDP 100 появился в 1982 году 1 Октября
Первый проигрыватель компакт дисков Sony CDP 100 появился в 1982 году 1 Октября

Первый проигрыватель компакт дисков Philips CD 100 появился в Марте 1983 года.
Первый проигрыватель компакт дисков Philips CD 100 появился в Марте 1983 года.

Сейчас то мы знаем, что формат компакт диска действительно был принят музыкальной индустрией и стал отраслевым стандартом. Но тогда такой уверенности не было и судьба новой технологии порой действительно, как говорят, висела на волоске и зависела от множества совершенно неочевидных факторов и условий.

Совершенно недостаточно придумать новую технологию, какой бы хорошей она не была, нужно еще суметь «дать ей жизнь».

И в заключение (опять же на основании воспоминаний участников процесса). Название Compact Disc было выбрано не случайно. Это название указывает на преемственность форматов от Compact Cassette к Compact Disk.
Это два события (изобретения Компакт Кассеты и изобретение Компакт Диска) стали важными вехами в развитии музыкальной индустрии.

Известно, что изобретатель Компакт Кассеты Лу Оттенс сразу стал абсолютным сторонником Компакт Дисков и уже тогда назвал Компакт Кассету устаревшим форматом.