Сейчас очень много жалоб на фейковые фото. Неудивительно – возможности современных программ обработки просто потрясают воображение. Но подделки, как жанр, появились задолго до Photoshop. Началось все с ножниц, кистей и темноты фотолабораторий. Мастера пленки умели менять реальность так тонко, что зрители даже не подозревали подвоха. Но, как они это делали без компьютеров? Представьте: вы щелкаете затвором, пленка фиксирует изображение, но… вы не протягиваете механизм дальше. Снимаете второй кадр. Прямо поверх первого. И в темноте камеры два мира накладываются друг на друга. Так появлялись призраки, ангелы, «двойники», фигуры из тумана - кадры выглядели настолько убедительно, что люди верили им безоговорочно. Так «работал» Уильям Мамлер в 1860-е в Америке. Его «спиритические портреты» потрясли страну: на снимках за плечами живых людей стояли «духи», которые, вероятно и были вторыми экспозициями. Позже Уильяма попытались разоблачить, но очередь клиентов не иссякала месяцами. Эта техника