Найти в Дзене
Российское фото

Фотошоп был всегда: как обманывали мир фотографы прошлого

Сейчас очень много жалоб на фейковые фото. Неудивительно – возможности современных программ обработки просто потрясают воображение. Но подделки, как жанр, появились задолго до Photoshop. Началось все с ножниц, кистей и темноты фотолабораторий. Мастера пленки умели менять реальность так тонко, что зрители даже не подозревали подвоха. Но, как они это делали без компьютеров? Представьте: вы щелкаете затвором, пленка фиксирует изображение, но… вы не протягиваете механизм дальше. Снимаете второй кадр. Прямо поверх первого. И в темноте камеры два мира накладываются друг на друга. Так появлялись призраки, ангелы, «двойники», фигуры из тумана - кадры выглядели настолько убедительно, что люди верили им безоговорочно. Так «работал» Уильям Мамлер в 1860-е в Америке. Его «спиритические портреты» потрясли страну: на снимках за плечами живых людей стояли «духи», которые, вероятно и были вторыми экспозициями. Позже Уильяма попытались разоблачить, но очередь клиентов не иссякала месяцами. Эта техника
Оглавление

Сейчас очень много жалоб на фейковые фото. Неудивительно – возможности современных программ обработки просто потрясают воображение.

Но подделки, как жанр, появились задолго до Photoshop. Началось все с ножниц, кистей и темноты фотолабораторий.

Мастера пленки умели менять реальность так тонко, что зрители даже не подозревали подвоха. Но, как они это делали без компьютеров?

1. Двойная экспозиция - когда пленка становится мистикой

Представьте: вы щелкаете затвором, пленка фиксирует изображение, но… вы не протягиваете механизм дальше. Снимаете второй кадр. Прямо поверх первого. И в темноте камеры два мира накладываются друг на друга.

Так появлялись призраки, ангелы, «двойники», фигуры из тумана - кадры выглядели настолько убедительно, что люди верили им безоговорочно.

Так «работал» Уильям Мамлер в 1860-е в Америке.

Классическая работа Ульяма Мамлера
Классическая работа Ульяма Мамлера

Его «спиритические портреты» потрясли страну: на снимках за плечами живых людей стояли «духи», которые, вероятно и были вторыми экспозициями. Позже Уильяма попытались разоблачить, но очередь клиентов не иссякала месяцами.

2. Склейка негативов - аналоговый монтаж, который менял историю

Эта техника была куда менее «романтичной», но куда более политичной. В темной комнате фотограф вырезал ножницами фрагменты нескольких негативов и склеивал их в один. Аккуратно, по тонкой линии, чтобы шов не был заметен.

Если композиция требовала «добавить человека» - его добавляли. Если нужно было убрать - вырезали.

Так, политические манипуляции со снимками в СССР шли в том же темпе, в котором исчезали «провинившиеся».

Найдите отличие
Найдите отличие
-3

Троцкий, Каменев, Зиновьев, Ежов - их просто вырезали из снимков. Негативы перепечатывались заново, новая версия становилась «официальной».

А некоторые фотографии превращались в задания – «найди отличие».

3. Рисованная ретушь - когда лица делали «совершенными» прямо на негативе

В большой портретной ретуши использовали тушь, графит, специальные карандаши. На негатив наносили тончайшие штрихи. Морщины мягко «затирали», мешки под глазами подправляли, блики корректировали. На отпечатке человек выглядел свежим, молодым и «правильным».

Это была почти хирургия - только по пленке.

Свадебные портреты ретушировали всю дорогу. В женских портретах сглаживали подбородок, убирали складки на шее - популярный тренд 1910-х.
В СССР 30–40-х ретушеры «улучшали» партийных работников: делали лицо «решительнее», поднимали линию бровей, усиливали скулы.

Регулярно ретушировали и признанных красавиц. Например, Мэрилин Монро.

Берт Стерн, серия The Last Sitting
Берт Стерн, серия The Last Sitting

Более того в своей знаменитой серии съемок для Vogue, за шесть недель до смерти актрисы, фотограф Берт Стёрн прямо указывал на снимки «impossible to print without retouch» («невозможно напечатать без ретуши»).

-5
Четко видимый шрам после операции
Четко видимый шрам после операции

Позже в широком доступе появились и неретушированные снимки. Там был заметен и шрам после вырезания желчного пузыря, который обычно тщательно замазывали.

4. Доджинг и бёрнинг - рисование светом в темной комнате

Когда негатив помещали в увеличитель, фотограф буквально управлял светом руками.
— Хотите осветлить лицо? Прикрываете остальное картонкой.
— Хотите затемнить небо? Двигаете ладонью над областью, задерживая экспозицию.

Движения должны быть мягкими, круговыми - иначе появятся резкие границы.

Знаменитый пример: Ансел Адамс, «Moonrise, Hernandez» (1941).

Ансел Адамс, до и после
Ансел Адамс, до и после

Оригинальная печать снимка тусклая, без драмы.
Но Адамс настолько агрессивно «выжигал» небо и «вытягивал» кресты кладбища, что финальный кадр стал шедевром. Он сам говорил:
«Это не снимок - это моя интерпретация реальности».

По сути - аналоговый Lightroom.

5. Комбинированный отпечаток - фотошоп до фотошопа

Это одна из самых эффектных, сложных и трудоемких техник.

Фотобумагу экспонировали последовательно через разные негативы:
— отдельный негатив неба,
— отдельный - моря,
— отдельный - фигур или кораблей.

Требовалась ювелирная точность: передержишь экспозицию хоть на секунду - все смазано.

Классический пример: Густав Ле Гре, 1850-е.

Густав Ле Гре
Густав Ле Гре
Густав Ле Гре
Густав Ле Гре

Его морские пейзажи - это склейка двух негативов.
На одном было идеально прорисованное небо, на другом было море.
Французская академия считала такие работы «почти сверхъестественными», настолько они были выразительны.

Так что, даже физическая пленка вовсе не так правдива, как может казаться нам в эпоху цифровых технологий.