В мире высокого искусства, где царит лесть и церемонии, даже великие гении иногда позволяют себе весьма язвительные шутки. Яркий пример тому — закулисная история, связанная с написанием оперы «Так поступают все» и одним из её исполнителей.
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт получил заказ на написание оперы для императорского двора. В состав труппы была включена примадонна Адриана Феррарезе дель Бене — певица с прекрасным сопрано, но с одной особенностью, которая раздражала композитора до глубины души. Из-за своей специфической манеры исполнения на высоких нотах она театрально задирала голову, а на низких — так же комично опускала её вниз.
Она словно курица на насесте, а не оперная дива! — якобы жаловался Моцарт своим друзьям, передразнивая певицу.
Эта привычка настолько ему не нравилась, что вместо того, чтобы игнорировать её, он решил превратить недостаток в главную особенность. Для Адрианы Феррарезе, которой предназначалась роль Фьордилиджи, Моцарт сочинил виртуозную арию «Come scoglio» («Как скала»). Партия была выстроена хитроумно: за бравурными высокими нотами, заставлявшими певицу высоко вскидывать голову, немедленно следовали низкие, глубокие пассажи, вынуждавшие её резко опускать подбородок.
Таким образом, Моцарт не просто «встряхнул» её манеру, а блестяще её высмеял, буквально встроив насмешку в саму музыку. Во время исполнения движения певицы стали резкими и прерывистыми, из-за чего со стороны она выглядела в точности как курица, клюющая зерно.
На премьерном показе внимательная публика быстро раскусила этот музыкальный розыгрыш. Зрители не могли сдержать смех, наблюдая, как надменная и величественная героиня на сцене беспрестанно кланяется и задирает голову под издевательски точные музыкальные пассажи.
Говорят, что сам Моцарт, дирижировавший оркестром, был в полном восторге от своего остроумного и едкого розыгрыша. Так личный каприз и профессиональная неприязнь гения навсегда остались зашифрованы в нотах одной из величайших его опер.
Эта история о том, что даже в возвышенной музыке можно найти место для язвительной шутки, если её автор — неподражаемый Моцарт.