Еженедельная рубрика
#ЯНеСпалЯСмотрелКино
Жанна Моро родилась 23 января 1928 года в Париже. Карьера будущей звезды авторского кино началась в «Комеди Франсез». В возрасте девятнадцати лет Моро стала самой молодой актрисой за трёхсотлетнюю историю старейшего государственного репертуарного театра Франции.
Жанна Моро свободно переходила границы национальных кинематографий – работала с Лукино Висконти, Луисом Бунюэлем, Райнером Вернером Фассбиндером, Вимом Вендерсом, Орсоном Уэллсом и многими другими. Актриса начала сниматься в кино еще в конце 1940-х, однако широкую популярность получила в 1957 году благодаря главной роли в фильме Луи Маля «Лестница на эшафот». Картина известна нуарной атмосферой, кадрами ночного Парижа, отсутствием традиционного хэппи-энда и меланхоличным звуковым рядом в стиле кул-джаз.
В фильме «певца некоммуникабельности» Микеланджело Антониони «Ночь» (1961) Моро посредством тонкой, нюансированной актерской игры выражает экзистенциальную пустоту в душе своей героини Лидии. Антониони выстраивает архитектуру своего фильма, во многом опираясь на уникальный дуэт Жанны Моро и Марчелло Мастроянни.
Одной из самых ярких в карьере Моро стала картина Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» (1962). Катрин в исполнении актрисы – не просто элемент любовного треугольника, а его центр тяжести. Героиня, сыгранная Моро, изменчива и противоречива как само время : действие картины происходит накануне, во время и после Первой мировой войны. Знаменитая сцена с пробегом троицы друзей по мосту стала эмблематичной для истории всей французской «новой волны».
Героини, которых играла актриса часто сложны, противоречивы, порой жестоки – и именно этим они так близки к жизни. Жанна Моро разрушила традиционный образ кинодивы и в этом смысле оказала влияние не только на кинематограф, но и в целом на способ репрезентации женщины в искусстве.
Киновед Андрей Плахов писал об актрисе как о «прекрасной фурии, мятежнице и разрушительнице, ведомой сильным чувством или тоской по нему». Её взгляд по-прежнему смотрит на нас из темноты зала – спокойно, иронично и мудро. Во времена, когда кино всё чаще строится на сложности визуальных эффектов и стремится завлечь технологическим совершенством, актерская игра Моро напоминает об иной возможности «седьмого искусства» – быть пространством мысли и внутренней свободы.
Автор: Мири Скрипиль
Канал: https://t.me/Miriomire
#НеДиванныйКиновед
#НеДиванныйКультуролог