Найти в Дзене
Сочиняка

Ответы на вопросы по произведению Бунина "Антоновские яблоки"

Этот рассказ — лирическая поэма в прозе, где сюжет заменяется чередой воспоминаний и картин уходящей дворянской жизни.​ Рассказ делится на четыре главы, каждая из которых охватывает определенный этап жизни и истории: Природа у Бунина — полноправный герой, отражающий состояние души рассказчика.​ Бунин противопоставляет и одновременно объединяет два мира: мужицкий и дворянский. Главный образ-символ — Антоновские яблоки.​ Герой взрослеет вместе с развитием сюжета, хотя повествование ведется от лица взрослого человека, вспоминающего прошлое:​ Настроение меняется от света к тьме, от жизни к увяданию:​
Оглавление

Этот рассказ — лирическая поэма в прозе, где сюжет заменяется чередой воспоминаний и картин уходящей дворянской жизни.​

1. Основные темы каждой части

Рассказ делится на четыре главы, каждая из которых охватывает определенный этап жизни и истории:

  • Часть I: Изобилие и «Золотой век». Тема урожая, богатства природы и крепости крестьянского быта. Здесь царит ощущение праздника, здоровья и материального благополучия («шалаш», ярмарка у шалаша, мещане-садовники).​
  • Часть II: Усадебная старина. Тема патриархального дворянского уюта. Описывается жизнь в усадьбе тетушки Анны Герасимовны. Это мир традиций, сохраняющихся в мелочах быта, старинной мебели и преданиях о предках.​
  • Часть III: Охота и угасание. Тема дворянской удали и начала запустения. Описывается охота в усадьбе Арсения Семеныча. Здесь уже звучат мотивы уходящей эпохи: дом пустеет, но еще жив дух старинной, буйной жизни.​
  • Часть IV: Оскудение. Тема финала, разорения «дворянских гнезд». Описывается жизнь мелкопоместных дворян, которые бедствуют, сближаются с крестьянами, но сохраняют ностальгию. Это прощание с прошлым.​

2. Основные образы природы

Природа у Бунина — полноправный герой, отражающий состояние души рассказчика.​

  • Сад: В начале он «золотой», полный жизни и света. К концу рассказа сад становится голым, черным, пустым, символизируя смерть старого уклада.​
  • Небо и звезды: От бирюзового неба ранней осени образ меняется к темному, холодному зимнему небу с яркими звездами (Стожары, Млечный Путь), подчеркивающими одиночество и вечность.​
  • Запахи: Это ключевой элемент пейзажа. Запах антоновских яблок, меда, опавшей листвы, грибной сырости, дегтя, дыма от костров.​
  • Ветер и дождь: В поздних частях появляются образы холодной, «свинцовой» непогоды, превращающей сад в неуютное место.​

3. Изображения людей

Бунин противопоставляет и одновременно объединяет два мира: мужицкий и дворянский.

  • Крестьяне (Мужики): В первой части изображены как богатые, достойные, «барственные» люди. Старики-долгожители (например, Панкрат) олицетворяют здоровье и связь с землей. Они живут в гармонии с природными циклами.​
  • Дворяне:
    Тетушка Анна Герасимовна — хранительница традиций, добрая старушка, живущая прошлым.​
    Арсений Семеныч — воплощение дворянской удали, страстный охотник, энергичный, но одинокий в своем пустеющем доме.​
    Мелкопоместные соседи — обедневшие, простые, близкие к народу, но тоскующие люди.​

4. Образ-символ

Главный образ-символ — Антоновские яблоки.​

  • Это символ Родины и уходящей дворянской России.
  • Символ достатка, плодородия и здоровья («ядреная антоновка — к веселому году»).
  • Запах яблок — это «код» памяти, который мгновенно переносит героя в счастливое прошлое. Как только исчезает этот запах, исчезает и сама эпоха.

5. Возраст героя

Герой взрослеет вместе с развитием сюжета, хотя повествование ведется от лица взрослого человека, вспоминающего прошлое:​

  • 1 часть: Ребенок / Подросток. Он воспринимает мир свежо и радостно, бегает по саду, наслаждается свободой.
  • 2 часть: Юноша. Он уже способен оценить эстетику старины, чувствует поэзию усадебного быта, его посещения тетушки окрашены юношеским восприятием.
  • 3 часть: Молодой мужчина. Он участвует в охоте наравне со взрослыми, чувствует азарт, мужскую силу и «упоение» скачкой.
  • 4 часть: Зрелый человек. Он наблюдает за угасанием жизни, осознает невозвратность потерь, его взгляд становится философским и печальным.

6. Каким настроением проникнута каждая часть

Настроение меняется от света к тьме, от жизни к увяданию:​

  1. Бодрое, праздничное, жизнеутверждающее. Ощущение полноты бытия, света, радости от богатого урожая.
  2. Умиротворенное, ностальгическое. Тихая грусть, уют, тепло старого дома, но уже с привкусом тлена (разговоры о смерти, наследстве).
  3. Тревожное, возбужденное, суровое. Романтика охоты смешивается с ощущением холода, одиночества и дикости запустения.
  4. Грустное, элегическое, меланхоличное. Ощущение пустоты, конца истории. Даже веселье здесь выглядит как «безнадежная удаль» перед лицом неизбежного конца.