Сегодня мы расскажем историю, которая является примером того, как старый автомобиль может обрести новую жизнь. Гомельчанин Лёша Лайм взял ГАЗ-24-10 1989 года за $400 — фактически груду металла без салона и подвески — и превратил её в очень интересный проект.
Десяток доноров, двигатель Chrysler, новые детали и тысячи часов, проведённых за кропотливой работой в гараже, сделали из этой «Волги» машину‑эксперимент, где каждая кнопка и рычаг имеют свою историю. Сегодня делимся ею с вами!
История рождения
— В 2011 году я купил свою первую «Волгу». В те годы я был совершенно далёк от автомобильной темы: знакомые на СТО не работали, с отцом машины в гараже не крутил. Так что опыта в автоделе не было. Но машину хотелось! Я ничего не знал, ничего не умел, но однажды увидел объявление, в котором «Волга» выглядела ровной, красивой. Сразу решил: беру!
— Когда пригнал её к сварщику, он окинул машину недоумённым взглядом и сказал: «Что ты купил? Это проще сразу отправить на металлолом». Конечно, я словам специалиста не поверил: ведь сам в интернете видел, как люди меняют кузова, убирают ржавчину, меняют проводку… В общем, делают всё красиво. Но сварщик уверял: смысла в ремонте нет. Я не сдался! Пока кузов варили, что‑то постоянно переделывали. И так проект постепенно превратился в долгострой.
— Потом появилась другая «Волга», и я быстро переключился на неё. Ну а первая осталась стоять под навесом, вся переваренная. Позже я купил ещё универсал, и во вторую «Волгу» перестал вкладываться…
— Однако в голове прочно засела мысль: «Проект надо доделать!» Я приходил, смотрел на незаконченную работу, и снова накатывало желание заняться восстановлением. Брал в руки сварочный аппарат, начинал варить, а потом останавливался и думал: «Зачем? Это ерунда какая-то». Так и работал над машиной набегами: то начинал, то бросал. В то время уже появлялись детали — разварки. Они мне вроде и не нужны были, но человек позвонил, предложил купить, а я согласился...
«Мужицкая» «Волга»
— Затем обстоятельства сложились так, что нужно было переехать в Гомель. Машины отошли на второй план. Когда я уже обосновался здесь, то нашёл нужных людей, единомышленников. Мы начали двигаться вместе, и это стало настоящим вторым дыханием для проекта. Шёл 2019 год.
— Когда вокруг тебя ребята, которые тоже живут этой темой, всё меняется. На моё «у меня есть интересная идея», сразу предложение: «А почему не реализовал? Давай делать!» И это подталкивает к действиям. В общем, я поделился концепцией своей «Волги», и парни вокруг загорелись: «Вперёд, надо заканчивать этот проект!»
— К тому моменту салон был собран, кузов полностью выровнен, двери покрашены, покрытие Raptor нанесено. Позже ребята помогли с двигателем: он находился в другом городе, я его забрал, установил, но сам завести не мог. Вместе мы справились — мотор заработал! Да, что‑то внутри шумело, но главное — он ожил!
— Постепенно дорабатывал все мелкие нюансы: патрубки, детали салона — именно они крадут больше всего времени. Когда всё это было сделано, машина оказалась готова. Это случилось через год после встречи с единомышленниками. Наконец летом 2020-го я впервые выехал на своей «Волге».
— Покатался и понял: да, прикольно, но пора двигаться дальше — создавать более редкие, более детализированные проекты. Эта «Волга», с которой знакомлю сейчас, получилась… грубой по стилю, так сказать, «мужицкой». А мне уже хочется чего‑то другого!
— В самом начале работ я мечтал о «Волге» именно в таком виде. Но теперь стремлюсь строить красивые машины: с интересным цветом кузова, необычным салоном, множеством мелких деталей и индивидуальных заморочек.
Новый проект
— Сейчас я занимаюсь заниженной «Волгой» на пневмоподвеске, спицованных дисках, с кастомной покраской крыши. Кроме того, у меня есть первая серийная «Волга»-3102 с квадратными фарами. Машина редкая; раньше её называли обкомовской и генеральской. Её я тоже буду постепенно собирать!
— Есть другие заготовки (доноры и кузова) — родители постоянно ругаются, что во дворе на даче мои «Волги» мешают сажать деревья. Поэтому я подумал: может, вот эту брутальную «Волгу» продать?
— Разместил объявление — и сразу полетели сообщения. Люди писали: «Не планирую покупать, но респект тебе!», «Всю жизнь мечтал, у деда такая была…» и так далее. Начинались разговоры за жизнь: как я это сделал, что переделывал. В общем, одни сплошные респекты и позитив.
— Чуть погодя тайные «воздыхатели» успокоились, но появились другие — перекупы! «За $750 заберу», «За $500 завтра. Выезжаю». Хотя изначально я поставил цену 3 000 долларов, потом снизил до $2 900, а в итоге решил: ставлю $2 500, чтобы в этом сезоне она точно уехала в хорошие руки.
— И вот пишет человек и спрашивает: «Какая последняя цена?» Я отвечаю: «Если завтра приезжаешь, отдаю за $2 100!» Он в ответ: «Да ей тысяча баксов край...» Таких покупателей было много, и, честно говоря, это сильно демотивировало.
< /p>
— Не сложно ведь узнать, сколько стоит покраска машины, работа по восстановлению… В этот проект я вложил 4 000—5 000 долларов. При этом всё делал сам: красил, перебирал подвеску, ремонтировал салон. Пусть по двигателю помогли ребята, но в остальном — всё своими руками! Если этими работами займётся СТО, то их стоимость будет просто неподъёмной для такой машины.
— После предложений перекупщиков было очень тяжело морально. Подумал: «Может, и правда цену загнул?» Но когда открыл объявления на av.by и посмотрел цены... Признаться, был в шоке.
— Раньше «Волги» продавались за $400—500, а сейчас их стоимость доходит до $6 000. Причём рядом с моей машиной за $2 500 стояли обычные «Волги»: без салона, без покраски…
— Прошёл месяц, и я задумался: а зачем продаю её? Ведь салон есть, руль стоит, двигатель работает. В конце концов, машина едет! Ну пусть продам я её, буду смотреть на эти $2 500 и вот тогда чётко осознаю: реализовать такой же проект за эти деньги уже не получится!
— Поговорил с супругой, и она сказала: «Это твои игрушки, создавай их и дальше. Сейчас нет необходимости в этих двух тысячах. Понадобятся — заработаем. Но у тебя нет десяти лет, чтобы построить такую машину заново». Это были нужные слова.
— В общем, последнему звонившему по объявлению я прямо сказал: «Не буду продавать!». Но человек спустя пару дней написал: «Алексей, всякое бывает, номер сохрани, деньги лежат». А я твёрдо решил: не продаю!
— Многие, когда узнают, что у меня несколько «Волг», говорят: «Ты больной? Зачем тебе столько хлама?» А в моём мире это одно увлечение, одно хобби. Нет разделения: «эта» «Волга», «та» «Волга». Для меня они все — часть одного большого дела: «волговодства».
«Волга» с бычьим черепом
— Эту «Волгу» делал в концепции старых классических тачек из американской глубинки: что‑то потрёпанное, собранное из запчастей, найденных на свалке, но в то же время быстрое и мощное, как у реднеков (реднек — прозвище фермеров с загоревшей от работы на солнце шеей. — Прим. авт.) из GTA V.
— На крыше у меня кровельная мастика и алмазная крошка. Хрома нет. Я устал от выставок, где два дня полируешь машину, натираешь хром, а потом всё равно видны пятна на фото. Здесь же ничего не надо натирать. Люди смотрят и удивляются: «Что это? Асфальт?» Да и мне нравится этот эффект!
— В качестве покрытия на кузове я использовал Raptor. Говорят, что это классная тема, все внедорожники им красят. Структура этой краски мне нравится, она как кожа жабы, с пупырышками. Пробовал её впервые, и через пару месяцев на солнце краска начала шелушиться. Не знаю, дело в материалах или в моих руках, но факт остаётся фактом. Вроде сделал всё правильно, хорошо загрунтовал, но всё равно столкнулся с шелушением. И решил пойти на эксперимент.
— Валиком раскатал поверх Raptor чёрную ПФ-эмаль — и увидел, что там, где Raptor был защищён, краска держится отлично. Потом добавил лак для алкидных красок. И всё — покрытие держится до сих пор, выглядит как новое. Мне понравилось красить машину валиком и работать с недорогими алкидными эмалями: ни пистолеты покрасочные не нужны, ни компрессоры
— Есть в этом что-то... Как у автолюбителей старой советской школы, когда применяются нестандартные методы и подходы из того, что доступно и не требует больших вложений. Попробовал этот метод на дачной, тестовой «Волге». Просто с большего подготовил кузов, покрыл грунтом ГФ-21 от MAV, потом по отработанной схеме «ПФ-эмаль + лак того же производителя». В итоге люди даже спрашивали: «Это Raptor?» Я отвечал, что да. Хотя ни о каком Raptor уже речь не шла. Эксперимент удался.
— Этим методом покрасил ещё «Волгу» товарищу. А поскольку уже немного набил руку — понимал, какие валики взять, какой слой должен быть и каким образом всё наносить, — получилось вообще замечательно. Неподготовленный человек никогда не скажет, что она валиком покрашена. На сегодня покрытие держится уже второй год при повседневной эксплуатации, что вполне неплохо для старой «Волги».
— И ещё один плюс: если где‑то появилась царапина, можно просто взять кисточку, подмазать — и всё, следов не видно! Не нужно платить сотни долларов за покраску одного элемента, как на обычных машинах. Здесь всё просто: валик, кисточка — и вуаля. Конечно, для обычных машин такое решение не подойдёт, но для подобных «лютых» проектов, «рабочих лошадок» или «стритух» — метод действенный.
— На твоих фото в объявлениях был бычий череп на капоте...
— Ага! Но череп — это больше для антуража. Я использовал его на выставках, в съёмках, в рилсах. Не спрашивайте, как он у меня появился. Некоторое время череп действительно стоял на машине. Реакция была неоднозначной: кто‑то восхищался, другие крестились при виде машины на светофоре, думая, что за рулём сатанист, — улыбается Алексей. — Но для меня это просто элемент стиля, без всякой философии.
— Колючая проволока — ещё одна деталь декора. Вроде как побег с пастбища: будто бы бычок прорвался, и проволока намоталась... Это символ «эскейпа», свободы. Минимум деталей создаёт нужный эффект, а перебор легко превращает стиль в проигрыш. Поэтому колючек и черепа достаточно, чтобы машина выглядела ярко и запоминалась, — говорит мужчина.
Новая «Волга» — космический корабль
— На разных этапах сборки этой машины возникали свои сложности. Но если говорить о сегодняшнем опыте, то я понимаю: в самих машинах ничего сложного нет. Самое трудное — победить себя, заставить пойти в гараж и работать.
— В техническом плане для меня труднее всего двигатели. Я в этом плане замороченный: откручиваю, вижу люфт или выработку — и начинаю сомневаться: нормальный он или нет.
— Кстати, тот двигатель, который я купил за $1 000, оказался с дефектом. Когда мы его завели и залили антифриз, оказалось, что в блоке трещина. Пришлось менять. Тогда я очень переживал, а сегодня вспоминаю как поучительный момент.
— Расскажи, что у тебя есть в салоне.
— Начнём с ключа: тот, что стоит в замке зажигания, вообще им не является. Я его поворачиваю — ничего не происходит. По сути, это просто держатель для остальных ключей: от дверей, от лючка бензобака. Он нужен только для того, чтобы руль не блокировался, как противоугон.
— Дальше идут мои ручки. Включаю кнопку — «мозги» начинают работать. Есть кнопки, которые пока никуда не выведены, но я планирую подключить к ним электроусилитель руля. Это будет мощная система, поэтому они заведены на мощные реле.
— Остальное — стандартное: вентилятор, обогрев, противотуманки. Передние ПТФ готовы, можно хоть сейчас лампочки поставить. Есть двойная кнопка — можно включить что‑то дополнительное, например балку или светодиодные фары. Задняя противотуманка работает. Одна кнопка осталась от старой консоли — никуда не выведена, просто «заглушка».
— Электростеклоподъёмники функционируют. Ещё есть кнопка, которая включает своеобразную подсветку: её не видно, но в темноте она освещает салон и ноги.
— Все кнопки в основном зелёные. Есть маленькая кнопка (её почти не видно) — она должна открывать багажник. Всё уже выведено, но пока недоработано, поэтому открываю вручную — тросиком.
— Сзади — обычный диван. С комфортом можно положить руку, есть прикольная панель сверху, где все крутилки работают как в самолёте. И ещё один момент: потолок с накладками. В таком исполнении это достаточно редкая деталь, которую не так просто встретить. Но в целом я за минимализм.
— Мне ничего лишнего не нужно. Даже предлагали поставить кондиционер: был комплект именно под эту машину. Я подумал: зачем? Здесь спартанские условия, и это нормально. В старой «Волге» из «приколов» была только выдвижная антенна, прикуриватель и магнитофон. Всё. Есть рычаг переключения передач, педали и руль — поехал. То, что я здесь вывел, по меркам «Волги» — уже космический корабль.
Десяток доноров и кузов за $400
— За эту «Волгу» отдал всего $400. Салона не было, только два сиденья, руль, старый двигатель ЗМЗ-402 и фары. Подвеска тоже никакая. То есть это была не машина, а заготовка.
— Я тогда не умел варить, поэтому отдал её мастеру. Сварщик насчитал около $700. Для меня это были огромные деньги. Но я оправдал их тем, что учился у него сварке.
Потом я захотел поставить двигатель Chrysler с коробкой. В 2013‑м такие моторы ещё были «в теме», почти новые. Отдал за него с комплектом проводки около $1 000, может, даже больше. А за новую шаровую подвеску от свежих «Волг» — примерно $300 по тем временам.
— Дальше — новый бак от «Газели» под топливный модуль, переделанный под эту машину. Двери я покупал ещё давно, у дедушки, по хорошей цене. Они ровные, целые — советское качество… Сейчас такие не делают — и тут тоже повезло.
— Если всё сложить, то бешеных денег я не потратил. Вложения оказались доступными, но нужно было крутиться: искать варианты, учиться делать самому. Ведь если бы я отдал машину на покраску, вышло бы $2 000 минимум — разобрать двери, дефектовать, выровнять, шпаклевать, грунтовать, собрать обратно. Огромная работа с советским автопромом, за которую не каждый возьмётся.
— Много было доноров для твоего автопарка?
— Всего за свою жизнь я «порезал» примерно десять «Волг». Машины попадались разные, каждая со своей судьбой. Иногда казалось, что всё в хлам, всё поломано, но вдруг находилась какая‑то редкая деталь — ручка или кусок хрома в идеальном состоянии, — и я понимал, что не зря взял донора.
— Часто такие машины доставались за копейки — 100—200 BYN. Уже при покупке было видно, что толку мало, но я знал: сниму одно живое крыло, ручку, кармашек, и это пригодится.
— При этом у меня нет хобби «потрошить» доноров ради процесса. Это всегда случай. Иногда звонят: «Есть „Волга“, везут на металл, цена такая-то». Я думаю: занят сегодня, занят завтра — и отвечаю: «Пусть везут». А иногда кто‑то рядом на даче говорит: «У меня „Волга“ стоит, хочешь — забери». Я приезжаю, смотрю, договариваемся — и машина оказывается у меня.
— Однако на разборку тратится много времени. Думаешь: «Сейчас быстро разберу и избавлюсь». А на деле выходит иначе. Вот у родителей на даче стоит донор уже четвёртый или пятый год. Так и появляются эти машины: случайно, просто как источник деталей.
— Эта «Волга» достаточно шустрая. Когда я первый раз сел за руль и поехал, я был приятно удивлён — ожидал худшего. На «Волгах» с 402‑м или 406‑м двигателем ездил и раньше. Большие машины, но без особых амбиций: едешь спокойно, не торопишься. А тут завели, выехали — и я сразу сказал: «Вау, едет здорово!»
— Конечно, нюансы есть. Сзади стоят широкие шины — вместо стандартных R15 195/65 здесь R15 255/60. Так вот, чтобы всё было идеально, нужно поставить главную пару в мосту 4.1, а сейчас стоит 3.9. Но даже так на трассе сотню она держит легко: чуть нажал газ — и уже едешь быстрее, чем кажется.
— Комфорт ощущается. На других советских авто немного страшнее ехать на высокой скорости, а эта «Волга» 120 км/ч держит уверенно.
**
— Если кто‑то хочет заняться восстановлением своей машины, то мой совет такой: найдите единомышленников. В обществе всегда будут люди, которые скажут: «У тебя не получится, зачем ты это делаешь?» Но рядом должны быть те, кто поддержит: «Дружище, это интересно. Пробуй!» Такие люди облегчают путь — и в плане помощи, и в плане настроения.
— Если единомышленников нет — тоже не страшно, но придётся полагаться только на свои силы и веру в себя. Меня мотивирует история моего друга, который так хотел закончить свой проект, что его не останавливало ни отсутствие гаража, ни отсутствие инструмента. Как говорится, желание ищет возможность, нежелание — оправдание.
— И, конечно, не опускайте руки и не унывайте. Что‑то не получилось? Ничего страшного, получится в другой раз. Главное — закончить хотя бы в каком‑то виде, чтобы можно было сказать в первую очередь себе: «У меня получилось, я молодец!» Лично для меня это важно — не бросить, а довести начатое дело до конца.
У вас есть редкий или необычный автомобиль, и вы хотите поделиться его историей? Пишите нам на news@av.by — расскажите о модели, годе выпуска, двигателе и о любых интересных деталях. Если машина выставлена на продажу, добавьте ссылку на объявление в каталоге av.by. Мы будем рады вашему письму!
Фото: Дмитрий Степанец, личный архив героя