Хотелось бы представить историю, сопоставимую с сюжетом фильма «Ford против Ferrari». Предлагаю вашему вниманию личный опыт тестирования двух автомобилей в необычных для белоруса горных локациях. Попутно расскажу о своих ошибках и журналистских наблюдениях, которые могут вам пригодиться в автопутешествиях.
Итак, это было путешествие по Италии и Испании – каждая часть по 9 дней – на арендованных автомобилях. Состоялось оно в ноябре уходящего года.
Горы умеют справляться с излишней самоуверенностью.
Райнхольд Месснер, итальянский альпинист, первым совершивший восхождения на все 14 «восьмитысячников» мира
Hyundai Tucson IV против Volkswagen Golf VIII: общие данные
В Италии у меня был кроссовер C-класса – прокатный гибридный дизельный Hyundai Tucson IV на механике:
- начальный пробег – 41 тысяча км;
- состояние – как новый;
- мой пробег – 1000–1100 км;
- средний расход топлива – 6,2 л/100 км;
- стоимость топлива – €1,629/1 л;
- топливный депозит – €100.
В Испании оседлал простой компактный автомобиль C-класса – бензиновый Volkswagen Golf VIII на механике:
- начальный пробег – 41 тысяча км;
- состояние – потрепанный жизнью салон, поцарапанный кузов;
- мой пробег – 1000–1100 км;
- средний расход топлива – 7,1 л/100 км;
- стоимость топлива – €1,199/1 л;
- топливный депозит – €200.
Когда Тейде заплачет, мир задрожит.
Испанский культурный маркер
Приключения начинаются…
Добираться до аэропорта Бергамо (Милан), хотя изначально планировался аэропорт Мальпенса (Милан), пришлось почти двое суток – то еще приключение, о котором можно написать отдельный рассказ. Машина была забронирована в Мальпенса, но Europcar пошел навстречу и без проблем перебронировал аналогичный автомобиль (Peugeot 208 II) в Бергамо. В прошлом году прокатчики этой фирмы предоставили мне в пользование Ford Puma, и для оформления договора было достаточно предъявленных мной белорусских водительских прав и паспорта. Но в Бергамо представители Europcar были непреклонны и требовали права международного образца (МВУ). У меня их не было. Я остался без машины от Europcar.
Но буквально в соседнем боксе, куда мне посоветовали обратиться, была испанская прокатная контора OK Mobility. И, о чудо, там работал русскоговорящий украинский парень Александр. Он внимательно меня выслушал, понял суть проблемы, уточнил мой преимущественно горный маршрут передвижения и выдал мне ключи на практически новый Hyundai Tucson IV. Плюс дал свой номер телефона для экстренной связи в случае необходимости. И просил прислать фото с дисплея о фактической заполненности бака, если не будет полным. После этого я с семьей направился к паркингу, куда от аэропорта регулярно ходит бесплатный автобус. От остановки автобуса пришлось идти 5 минут до машины. Но когда я ее увидел, был в полном восторге!
Автомобиль просто сиял на солнце. Внутри салона было комфортно и свободно. Плюс вместительный багажник, который мне сначала показался слишком большим. Но во время путешествия он заполнился разными нужными и ненужными вещами. Впереди были дисплей с отображением приборов, посередине большой сенсорный экран с мультимедийной системой. Задние пассажиры тоже были не обделены вниманием: индивидуальные воздуховоды климат-контроля с регулировкой, USB-порты, персональное освещение, широкий диван с откидным столиком посередине и подстаканниками, много места для ног, вещей, электропривод стекол, вместительные ниши в дверях…
Включение двигателя вызвало у меня небольшое затруднение. Необходимо было нажать две педали одновременно: сцепление и тормоз, а потом кнопку запуска двигателя. После этого я отправился в путь.
По мере движения выяснил, что работа Android Auto с компьютерной и мультимедийной системой автомобиля, мягко говоря, оказалась неустойчивой. Оказывается, эта болезнь ПО присуща многим автомобилям Hyundai. Несколько раз из-за этого пришлось останавливаться в неудобном месте и снова перезапускать приложение. В конечном итоге я отказался от использования Android Auto в этом автомобиле и осуществлял навигацию через смартфон с помощью приложения Organic Maps, где у меня заведомо были нанесены все точки моего маршрута. Встроенной навигацией в Hyundai Tucson IV я пользовался изредка, только для уточнения пути следования. Мне было лень копаться в ней, тратить время и наносить избранные мной места на еще одну карту в автомобиле, который мне не принадлежал.
Еще один минус, который выяснился позже – плохой звук. В автомобиле такого уровня я ожидал услышать более приятный и качественный звук. Совершенно не прослушивались басы и высокие частоты. К автомобилю претензий нет, но акустику можно было бы подобрать и установить получше. Даже в прокатный автомобиль.
Италия: от Гарды до Мадонна-ди-Кампильо и обратно к Изео
После получения автомобиля мы заехали в ближайший магазин Decathlon, чтобы купить специальную обувь для восхождения в горы. В прошлом году обычные кроссовки скользили на камнях, особенно при спуске, что было опасно и грозило получением травм. В этот раз мы решили не рисковать и взяли удобную обувь с особым покрытием подошвы, тем более что на нее была очень хорошая скидка. Затем отправились в Музей Alfa Romeo, который я мечтал посетить (репортаж оттуда читайте завтра на ABW!). К вечеру стемнело, сказывалась усталость, и я решил спокойно доехать до озера Гарда (Торболе) по платной автомагистрали. Решение, на мой взгляд, было оправданным, но в реальности мы попали в большой трафик. Был час пик. По магистрали, на которой можно ехать с разрешенной скоростью 130 км/ч, мы плелись максимум 50–60 км/ч. Плюс развязки, пункты оплаты.
На одном из пунктов при съезде на платную дорогу я перепутал свой проезд и оказался на желтом въезде. А он предназначен только для владельцев системы автоматической оплаты Telepass (устройство, заблаговременно установленное в машине). Мне нужно было ехать на синий. Попытался сдать назад, но сзади уже сигналили нетерпеливые водители. И тут шлагбаум открылся. Чертыхаясь, я продолжил путь. Но это ошибка. Через желтый проезд нельзя заезжать без Telepass, это может привести к серьезному штрафу. Выход один – при съезде с платного участка стать в правильные ворота и нажать красную кнопку Help. И ждать ответа оператора. Минута ожидания, и оператор был на связи. Высказал ему суть проблемы, он вздохнул, спросил от какого участка я еду. Дальше связь прервалась, но на табло высветилась сумма оплаты за пропущенную мной отсечку. Оплатил наличными через автомат, сохранил чек. И отправился дальше.
Если вовремя не решить вопрос, то прокат автомобиля получит предписание о выявлении нарушения и переложит вину на вас. Соответственно, на вас будет наложен штраф, к тому же вам придется покрыть понесенные издержки прокатчика, включая почтовую пересылку постановления о штрафе. В случае неоплаты штрафа (он может составлять до €1000) вам грозят разные неприятные последствия. Поэтому лучше не доводить дело до штрафа.
Добравшись до Торболе и потратив примерно столько же времени, если бы я ехал бесплатными дорогами, решил дальше по Италии перемещаться, избегая платных магистралей. Тем более что туристический сезон завершился и такого большого трафика на обычных дорогах нет. Мы приехали на озеро Гарда, чтобы принять участие в традиционном забеге – 23-м полумарафоне Гарда Трентино, в котором в этом году приняли участие (если верить цифрам, озвученными организаторами) около 600 белорусов. Больше было только немцев – более 800. Забег возле живописного озера Гарда – это не только бег, это еще выставка спортинвентаря, культурная программа и свободная дегустация местных продуктов, блюд и напитков, длящаяся почти 3 дня. До забега мы успели провести восхождение до известных достопримечательностей, спрятанных в горах, провести восхождение на несколько вершин и побывать в знаменитом курортном городке Мадонна-ди-Кампильо.
Этот известный горнолыжный курорт в Италии (его еще называют итальянским Куршевелем), один из самых престижных в Доломитовых Альпах. Известен он элитными ресторанами, дискотеками и прекрасными белоснежными трассами для катания на лыжах. А еще тесной связью с брендом Ferrari. Здесь в непринужденной атмосфере проводятся корпоративные и пресс-мероприятия команд Ferrari разных чемпионатов. Гонщики общаются с журналистами, дают интервью, обедают, а потом вместе катаются на лыжах.
Такие январские мероприятия Ferrari в Мадонна-ди-Кампильо в свое время очень полюбил Михаэль Шумахер, который с семьей приезжал сюда. Михаэль быстро освоил лыжный спуск и часами мог кататься на лыжах. Он с удовольствием позировал фотографам, раздавал интервью, охотно ставил автографы поклонникам «Формулы-1». В 2006 году в честь Михаэля Шумахера в Мадонна-ди-Кампильо был назван один из горнолыжных склонов.
В свое время в межсезонье «Формулы-1» я часто описывал эти мероприятия с участием Михаэля Шумахера, а также других пилотов команды Ferrari. Возможно, на склонах горнолыжных трасс в Мадонна-ди-Кампильо вскоре можно будет заметить Льюиса Хэмилтона и Шарля Леклера. В этих местах часто проводятся этапы Кубка мира по горнолыжному спорту, соревнования по сноуборду и фристайлу. В 2026 году неподалеку будут проходить спортивные мероприятия Зимних Олимпийских игр – 2026.
У меня была мечта увидеть курорт Мадонна-ди-Кампильо своими глазами, и я осуществил ее с помощью Hyundai Tucson IV. Машина в горной местности на узких и петляющих дорогах по управляемости показала себя с самой лучшей стороны. У нее есть три режима: «Эко», «Нормаль» и «Спорт». Провел эксперимент на всех трех – и вот что могу сказать. Экорежим для гор не годится. Жмешь на педаль газа до упора, а машина не едет, а замедляется. Понижаешь передачу, ситуация становится чуть лучше, но перегревается двигатель. Такой режим больше подходит для ровных участков, автомагистралей, где едешь с постоянной скоростью и заботишься об окружающей среде. Режим «Нормаль» в горах показал себя гораздо лучше. Автомобиль резво поднимается в гору по серпантину, хорошо откликается на работу педалью газа. Можно спокойно ехать на 2-й, 3-й и даже на отдельных ровных участках на 4-й передаче. Но больше всего мне понравился режим «Спорт». Рычащее звучание двигателя из-под капота – это музыка для ушей поклонника «Формулы-1». Машина в этом режиме ничего не боится, уверенно берет любые подъемы, шутя вписывается в повороты. Единственный минус – средний расход топлива сразу подпрыгивает до 7 л на 100 км. Поэтому этим режимом пользовался нечасто.
За рулем Hyundai Tucson IV чувствовал себя уверенно и очень комфортно. Отличное сиденье с хорошей боковой поддержкой, электрорегулировками и поясничным подпором. При длительных поездках не испытывал никаких болезненных ощущений в спине. Хорошая боковая поддержка и профиль сиденья помогают удерживать спину водителя в правильном положении. Ловил себя на мысли, что на прямых участках был настолько уверен в машине, что ехал в расслабленном состоянии и получал настоящее удовольствие от управления.
А вот дороги к горам вокруг озера Гарда, особенно с восточной стороны, иногда таили в себе сюрпризы. Несколько раз пришлось обгонять на узких дорогах большие трактора с прицепами, стоять под серьезным уклоном на светофоре для одностороннего проезда на участках, где шел ремонт дорожного полотна. Однажды на таком участке с временным светофором за мной выстроилась небольшая очередь из легковых машин, к которой подкатила груженая фура. Водитель не мог долго держать многотонную махину на тормозах под таким углом. Это было опасно для всех участников движения. Он подал сигнал, и рабочие спешно переключили светофор на зеленый, чтобы наша колонна проехала этот участок.
Еще был непростой для меня момент, когда я ехал по серпантину вверх, но тоже нарвался на ремонт дороги. Всю проезжую часть перегородили самосвалы, работал экскаватор. Рабочий, который наблюдал за движением на этом участке, очень удивился, увидев меня. Уклон дороги около 40 градусов, покрытие влажное и грязное из-за земляных и погрузочных работ. Он жестом остановил меня. Если честно, на этом участке я никогда не решился бы остановиться в обычной дорожной ситуации. Но проезда не было. И выбирать не приходилось. Я остановился и что есть силы дернул ручник. Видя, что я побледнел, оценивая ситуацию, он спросил: «Сеньор, какие-то проблемы?» Я молча указал на грузовики и непривычный мне уклон, с которого мне предстояло стартовать и продолжить восхождение. Рабочий улыбнулся в ответ, сказал: «Нет проблем!» – и махнул водителям самосвалов. Они, как могли, освободили путь и прижались к скале.
Мне оставалась для проезда узкая полоска между ними и обрывом. Высадил семью из машины и попросил их пройти вперед – так было спокойнее. Стартовал с небольшой пробуксовкой колес, поработал рулем, но все-таки уверенно проехал этот участок, не задев самосвалы. Про себя отметил, что местные жители катаются здесь каждый день. Им привычно, а для меня это был мощный выплеск адреналина в кровь. Но тоже очень хороший опыт.
Возвращались мы через несколько часов этой же дорогой, работы продолжались. Но на спуске мы помахали рабочим, а они нам в ответ – как хорошим знакомым.
Максимально на Hyundai Tucson IV в Италии мы поднялись в горы до отметки 1600–1700 м над уровнем моря. На ходовых и динамических характеристиках автомобиля это никак не отразилось. Дальше в горы мы пошли пешком. И своим ходом добрались до вершин с отметкой около 2000 м.
Возвращать автомобиль мы должны были в миланском аэропорту Мальпенса. Поэтому обогнули озеро Гарда с севера и поехали к Изео. Это еще одно большое живописное ледниковое озеро на севере Италии, в регионе Ломбардия, между Бергамо и Брешиа, известное своей спокойной атмосферой и самым большим в Европе обитаемым островом Монте-Изола. Мы целенаправленно ехали в Дарфо-Боарио-Терме, чтобы по наводке друзей остановиться в отеле у известного на всю округу шеф-повара Алессандро, потомственного владельца трехзвездочной гостиницы Hotel Sorriso. К Алессандро приходит позавтракать, пообедать и поужинать половина населения города. Во всяком случае у меня сложилось такое впечатление. Запах кухни божественный. Мы смогли поужинать и позавтракать у него. Алессандро лично знакомится с гостями при заселении в гостиницу, жмет руку. Также он лично приветствует каждого посетителя ресторана и проводит его до столика.
Блюда подаются традиционные итальянские, только что приготовленные. Все очень вкусно и сытно, по-домашнему. Первое, второе, десерт. В зале витал запах вкусной еды, приглушенно играла живая музыка, все улыбались друг другу, городской энергичный ритм замер до утра. В фойе мы заметили много сувениров и забавных безделушек, которые Алессандро подарили гости отеля. А среди них – неубиваемую детскую швейную машинку с надписью Made in USSR. Помните такую? Она даже могла шить по-настоящему. Мы тоже подарили шеф-повару презент из Беларуси: льняную лошадку с украшением из национального орнамента. Пусть у Алессандро 2026 год сложится удачно. Он был так растроган и счастлив!
Итальянские дорожные заметки
В Италии много чего можно увидеть в дороге и вдоль нее. С парковками даже осенью, когда туристов здесь не так много, в городках бывает довольно напряженно. Поэтому, перемещаясь по Италии, выбирал отели с бесплатной парковкой.
В городке Рива-дель-Гарда увидел, например, как плотно умеют парковаться итальянцы. Поцелуй машин разных марок запечатлел на фото.
В Италии за год стало заметно больше электромобилей. В дороге встречал «электрички» европейских марок, но однажды попался целый BYD. Проникновение китайского автопрома в Италию началось!
И это несмотря на «запретительные» пошлины со стороны ЕС. Конечно, электромобили попадались преимущественно на равнине, в городах, где есть инфраструктура быстрых зарядных станций. Приятно был удивлен, увидев на экране одной из стоянок с зарядкой в списке языков русский. Электротранспорт не знает границ!
В Италии много деревьев хурмы. И как раз наступил сбор урожая. Дерево хурмы по осени напоминает наши яблони, густо усеянные плодами. Увидел собственными глазами, как итальянские бабушка с дедушкой собирали хурму в корзины, заботливо снимая их с ветки с помощью нехитрого приспособления. Все как у нас, в Беларуси.
В местном фермерском магазине увидел много разнообразных продуктов, но мое внимание привлекла сувенирная бутылка в виде исторического болида «Формулы-1» с бренди. Итальянцы – большие поклонники скорости и автоспорта. И такой презент к новогоднему столу поклоннику «Формулы-1» явно понравился бы.
Еще раз отмечу, что итальянцы очень аккуратно водят. Ведут себя за рулем спокойно, размеренно, соблюдают дистанцию, их поведение на дороге предсказуемо. В отличие от испанцев. (Но об этом чуть ниже.) Повороты на круговых развязках по-прежнему практически никто не показывает. Это у них так принято. Зато почти нет перекрестков и светофоров, а только круги.
Видел одного очень пожилого гражданина, который степенно и медленно катил на парковку тележку с продуктами, тщательно и неспеша укладывал покупки в багажник, медленно садился в свою машину, пристегивался, осматривался, а потом лихо выехал с парковки и резво умчался в сторону гор. Приятно было видеть бабушек 80+, которые очень модно одеваются, красят волосы, со спины выглядят значительно моложе своих лет, живо общаются со своими ровесницами в торговых центрах. Они полны энергии, улыбаются окружающим и наслаждаются жизнью. Все-таки воздух и постоянные прогулки вверх-вниз по горам творят чудеса. Как правило, итальянки водят небольшие юркие машинки. Что снимает для них множество проблем с парковкой и перемещением на узких улочках городов.
Мои выводы о Hyundai Tucson IV: комфорт, мощь, сила, динамика, уверенность в дороге, отличная управляемость, экономичность, высокий клиренс, образцовая вместительность. Минусы: никудышная базовая акустика, ПО.
Продолжение следует… Во второй части читайте про путешествие по Испании на Volkswagen Golf VIII.
]]>