Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Слон и Моська: необычные советские карикатуры с героями басни Крылова

Мог ли представить баснописец Иван Андреевич Крылов (1969-1844), что его произведения станут бессмертной классикой для будущих поколений россиян? Вполне возможно. Все-таки с помощью шутливых сюжетов и поэтической строки он обнажал проблемы и пороки, которые извечны не только в российском, но и вообще, в человеческом обществе. Подпись к рисунку: - Знать, она сильна… Так «Ворона и лисица» заставляет читателя задуматься, как противны и опасны лесть и подхалимаж. «Стрекоза и муравей» обличает праздную жизнь. А «Квартет» высмеивает различных дилетантов, возомнивших себя гениями. Сегодня в эпоху засилья разного рода инфоцыган, о смысле этой басни все почему-то забыли. Как позабыли уже и мораль басни «Слон и Моська», которую дети изучает в третьем классе. Подпись к рисунку: - Ай, Моська! «По улице Слона водили…» - так начинается это литературное произведение, написанное еще в 1808 году. По сюжету величественное животное водят на потеху публики по городу, а некая дворняга бегает вокруг и лает

Мог ли представить баснописец Иван Андреевич Крылов (1969-1844), что его произведения станут бессмертной классикой для будущих поколений россиян?

Вполне возможно. Все-таки с помощью шутливых сюжетов и поэтической строки он обнажал проблемы и пороки, которые извечны не только в российском, но и вообще, в человеческом обществе.

Художник Г. Караваева. Журнал «Крокодил» 1979 №32
Художник Г. Караваева. Журнал «Крокодил» 1979 №32

Подпись к рисунку:

- Знать, она сильна…

Так «Ворона и лисица» заставляет читателя задуматься, как противны и опасны лесть и подхалимаж. «Стрекоза и муравей» обличает праздную жизнь. А «Квартет» высмеивает различных дилетантов, возомнивших себя гениями. Сегодня в эпоху засилья разного рода инфоцыган, о смысле этой басни все почему-то забыли.

Как позабыли уже и мораль басни «Слон и Моська», которую дети изучает в третьем классе.

Художник И. Сычев. Журнал «Крокодил» 1982 №2
Художник И. Сычев. Журнал «Крокодил» 1982 №2

Подпись к рисунку:

- Ай, Моська!

«По улице Слона водили…» - так начинается это литературное произведение, написанное еще в 1808 году. По сюжету величественное животное водят на потеху публики по городу, а некая дворняга бегает вокруг и лает на слона. Причем делает она это специально, чтобы окружающие потом говорили:

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!».

Мораль у басни двойная.

Художник В. Зелинский. Журнал «Перець» 1970 №15
Художник В. Зелинский. Журнал «Перець» 1970 №15

Подпись к рисунку:

- Знакомься, это та самая Моська!
- А! Ну, как же, читал, читал…

Во-первых, на примере Слона, читатель убеждается, что уверенность в себе и в своей правоте поможет противостоять разного рода завистникам, хулителям и прочим моськам»…

Во-вторых, на примере Моськи, мы понимаем, что любое ничтожество всегда будет самоутверждаться не собственными поступками, а за счет более сильной и умной личности. Прикрываясь чьим-то именем и чужими заслугами. Рассказывая о победах и достижениях, которые не совершал и не совершит.

Художники Г. и В. Караваевы. Журнал «Крокодил» 1968 №12
Художники Г. и В. Караваевы. Журнал «Крокодил» 1968 №12

Подпись к рисунку:

- Вот, закончила работу над мемурами!

Советские сатирики пошли еще дальше. «Слон и Моська» стали сюжетами для многочисленных и порой необычных карикатур, которые публиковались и в «Крокодиле», и в аналогичных изданиях на национальных языках. В нашей подборке также представлены журналы «Перець» (Украинская ССР) и «Чаян» (Татарская АССР)

Время действия рисунков с 1968 по 1990 гг.

Художник Т. Фаизов. Журнал «Чаян» 1987 №9
Художник Т. Фаизов. Журнал «Чаян» 1987 №9

Подпись к рисунку:

Моська:
- На зиму должно хватить!

Условно все советские карикатуры по мотивам басни Крылова «Слон и Моська» можно разделить на три большие группы.

Первая группа, а все предыдущие карикатуры оттуда, это как бы «расширенная версия» классического сюжета. Моська все лает и лает…

Художник Е. Хитрова. Журнал «Чаян» 1985 №2
Художник Е. Хитрова. Журнал «Чаян» 1985 №2

Подпись к рисунку:

СОВРЕМЕННАЯ МОСЬКА

Вторая группа – это карикатуры, в которых Моська победила! Не только самоутвердилась, но и довела Слона.

Художник В. Чижиков. Журнал «Крокодил» 1988 №22
Художник В. Чижиков. Журнал «Крокодил» 1988 №22

Подпись к рисунку:

- Моя работа!

И действительно сколько подобных «мосек» было в нашей истории, хоть в царской, хоть в советской, хоть в российской? Чрез сколько павших «слонов» перешагнули эти «моськи»?

Художник В. Сафонов. Журнал «Крокодил» 1986 №13
Художник В. Сафонов. Журнал «Крокодил» 1986 №13

И, наконец, третья группа карикатур по мотивам басни, вообще не касалась морали, заложенной Иваном Андреевичем Крыловым. Но об этом мы расскажем в отдельной подборке в скором времени, так что не забывайте подписываться и ставить лайк, чтобы вам показали эту публикацию.

И в завершение еще один украинский рисунок из условного «второго» типа карикатур про Слона и Моську. Слово «геть» нам знакомо, оно означает «прочь», «вон». И появился этот лозунг на митингах в Советской Украине, как раз в те годы, когда и вышла эта карикатура:

Художник А. Арутюнянц. Журнал «Перець» 1990 №12
Художник А. Арутюнянц. Журнал «Перець» 1990 №12

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: