Найти в Дзене
Марсель Македонский

Гипс снимают, кино запрещают. Всё пропало?

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Недавно вышла новость о том, что до 15 января 2026 года крупнейшие российские кинотеатры не будут показывать зарубежные фильмы, в том числе неофициальные релизы. Это решение было принято Ассоциацией владельцев кинотеатров. В организации отметили, что в каникулы в стране выйдут кассовые российские премьеры («Чебурашка 2», «Буратино», «Простоквашино», новые «Три богатыря» и т. д.). По этому поводу в некоторых изданиях началась истерия появились негативные комментарии: · Любовь к кино не формируется запретами, она формируется качеством. · Зритель голосует деньгами: при отсутствии интереса он просто не идёт в кино. · Административное вытеснение конкурентов не повышает уровень продукта. · Государственное финансирование без жёсткой ответственности снижает мотивацию делать сильное кино. Я решил вставить свои пять семь копеек. – я считаю, что если человек хочет посмотреть условную третью часть "Аватара", он её посмотрит. Пусть не на январских праздниках, а чуть
Оглавление

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Недавно вышла новость о том, что до 15 января 2026 года крупнейшие российские кинотеатры не будут показывать зарубежные фильмы, в том числе неофициальные релизы. Это решение было принято Ассоциацией владельцев кинотеатров. В организации отметили, что в каникулы в стране выйдут кассовые российские премьеры («Чебурашка 2», «Буратино», «Простоквашино», новые «Три богатыря» и т. д.).

По этому поводу в некоторых изданиях началась истерия появились негативные комментарии:

· Любовь к кино не формируется запретами, она формируется качеством.

· Зритель голосует деньгами: при отсутствии интереса он просто не идёт в кино.

· Административное вытеснение конкурентов не повышает уровень продукта.

· Государственное финансирование без жёсткой ответственности снижает мотивацию делать сильное кино.

Я решил вставить свои пять семь копеек.

Можно ли в принципе запретить?

– я считаю, что если человек хочет посмотреть условную третью часть "Аватара", он её посмотрит. Пусть не на январских праздниках, а чуть позже. Ну или откроен в бесплатных онлайн-кинотеатрах (уже доступно).

-2

Более того, нашему человеку в принципе не так-то просто что-то запретить. Не было западной музыки – появился "рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы". Не было зарубежных фильмов – выросла огромная сеть видеосалонов. О том, как русский человек обходит ограничения, можно отдельный курс в вузе читать. Так что я не совсем понимаю истерику недовольных.

Опыт Франции

– подобные ограничении – это не новость. Достаточно вспомнить декрет 1946, по которому французским фильмам в национальном прокате предоставлялись квоты. Действовал этот декрет в той или иной мере несколько десятилетий. Франция за это время запустила "новую волну", подарила зрителю множество прекрасных режиссёров и актёров.

Интерес к российскому кино

– зрителя заставляют смотреть то, что он не хочет? Ну да, конечно. "Чебурашку" многие ругали – наверное, поэтому он собрал семь миллиардов в прокате. Вторую часть якобы никто не ждёт? Ну да, всего каких-то 100 тысяч человек добавили этот фильм в закладку "Буду смотреть" на КиноПоиске. А у "Буратино" это количество в 2.5 раза больше. Да, посещение кинотеатров у нас в стране падает, но я очень сомневаюсь, что если пустить на январские праздники в кинотеатрах зарубежные фильмы, ситуация сразу изменится.

Качество и количество

– да, у нас по понятным причинам сейчас количество фильмов зачастую опережает качество. Естественно, ещё четыре года назад в прокате доминировали иностранные ленты, а потом нужно срочно восполнить уход многих компаний. Для начала количеством. При этом, если посмотреть, как выросли отечественные сериалы за последние годы, понимаешь, что профессионалы в индустрии есть. Просто сейчас они чаще делают выбор в пользу многосерийных проектов. Глядишь, и полный метр со временем к ним подтянется.

Привычка ругать

– а ещё у нас многие ругают российское кино, потому что привыкли ругать. А начнёшь уточнять у человека: а что не нравится-то? "У нас нет авторского кино". Говоришь человеку, чтобы посмотрел якутские фильмы, а он так удивлённо: а что, в Якутии фильмы снимают?

Или привыкли ругать каких-то актёров. Да, есть те, которые, действительно, не дотягивают, но есть и такие, кого ругают по простой причине – "его слишком много". И всё? Ругаете человека за то, что он – востребованный артист и активно работает? Серьёзно? Более того, у нас хватает и актёров старой школы – тот же Игорь Миркурбанов – которые своей харизмой просто всех затмевают в кадре. Есть и более молодые актёры-хамелеоны. Даниил Воробьёв – яркий тому пример. Посмотреть "Конец света", "Последнего ронина" и "Жар", и только из титров выяснить, что всё это, оказывается, был один актёр. И вообще пример нужно брать с индийцев.

Фонд Кино

– ещё претензия "такую чушь снимают на мои (как налогоплательщика) деньги!". А вот если пройтись по отечественным релизам хотя бы за последний год, выяснится, что Фонд Кино нередко вообще не причём. Но для этого же нужно потратить время.

Наследие СССР

– или расхожая фраза "вот в СССР умели снимать, а сейчас разучились". Я ни в коем случае сейчас не подвергаю сомнению юмор Гайдая, мощь Сергея Бондарчука или бесконечные поиски Тарковского. Я не буду сейчас о том, что была другая страна, другое время. Я лишь предлагаю обратиться к статистике. С 60-го по 80-й годы в СССР было снято (по разным данным) от 2600 до 3000 фильмов. Сколько фильмов из того периода смотрят люди сейчас? 200? 300? Это я к тому, что далеко не все стали шедеврами вне времени. Да, в СССР умели снимать кино. Но, если верить статистике, далеко не все стали лентами на века. Ничто не мешает российскому кино идти по той же схеме.

А что в итоге?

И не стоит забывать, что в конце победит (насколько уместно вообще вести тут разговоры о победах и поражениях) только одно — качественное кино. Его никогда много не бывает.

Благодарю за внимание.