В данной статье я бы хотел рассказать и показать важнейшие факторы того, из-за чего снижается ресурс автомобиля. Я как профессиональный диагност постоянно с этим фактором сталкиваюсь и некоторое количество внешне красивых автомобилей не проходят мою проверку даже при пробеге 20.000км. То есть я смотрю предварительно автомобиль, по кузову все хорошо, а вот при детальном осмотре оказывается не так все хорошо в нюансах. Другими словами не имея сканера, эндоскопа, подъемника, другого специального оборудования и опыта, Вы без участия честного специалиста можете с высокой вероятностью купить небитый и некрашеный, но реально изношенный для своего пробега автомобиль и это не сказки, так как эксплуатировать машины в России не умеют, кстати и обслуживать в некоторых регионах тоже. Рекомендую дочитать статью до конца, в ней я покажу факторы которые сказываются на износ и график износа автомобиля, построенный опытным путем.
Вот пример реального осмотра, пробег 14.000км, он реальный, но к машине есть вопросы: https://www.drive2.ru/o/b/721361542511067608/
Как автомобиль покупается на продажу ? Вид имеет, значит уйдет. Так и есть, потому как глубоко никто не капает, при пробеге в 14.000км что и зачем смотреть ? Ну в данном случае я вижу износ в 3 раза больше нормального и как мы понимаем это не критично, а если Вы платите за автомобиль 4.500.000 рублей ? Вы бы хотели себе купить такой авто ? Или если отдаете последние 1.500.000 рублей ?
Я решил написать этот материал, так как вижу огромное количество автомобилей абсолютно новых в частности по М12, которые перегоняют из города в город своих ходом на огромных скоростях, а им бы ползти, обкатывать, а они летят, нагружают автомобиль преждевременно, а ведь для Хендая, Киа, Китайцев, Лады - такие перегоны противопоказаны. Немцы тоже спасибо не скажут за такую обкатку, но последствия будут несколько другими.
Посмотрите на то, как производитель, в данном случае ОАО АВТОВАЗ пишет в руководстве по эксплуатации. Выделяет два периода обкатки. До 0-500км и 500-3000км.
Если проверить автомобиль дилерским сканером, в данном случае используется прибор от НПП НТС "ДСТ14Т", по цене 119.000 рублей.
Видим в регистраторе превышение скорости при обкатке от 0-500км. Это один из примеров очень аккуратных владельцев. Между тем автозавод намеренно в регистраторе фиксирует такой параметр, так как считает его важнейшим фактором и достаточно простым в реализации программного контроля с точки зрения разработки.
Потом смотрим дальше и видим:
В следующем периоде видим превышение скорости при обкатке от 500-3000км. Жаль, что у АВТОВАЗА нельзя посмотреть превышение желаемых оборотов в этом периоде, но все же кое что можно оценивать и так, когда разбираешься в ситуации.
Далее АВТОВАЗ пишет очень важные моменты, смотрите на скрине.
А потом и вовсе еще более важные на весь срок эксплуатации производитель заповедует следующее:
Как же я согласен со всем тем, что говорит завод, жаль не выделяет и не поясняет это более подробно, а ведь я смотрю на агрегаты, как диагност, а они часто в печальном часто состоянии из-за: факторов эксплуатации, резких движений и остановок, редкой замены масла, использования плохих расходных материалов, в том числе масел, топлива, дешевых не оригинальных фильтров, и конечно из-за отсутствия обкатки. К обкатке еще вернемся.
Раз 15.000км замена масла это губительные факторы для мотора. Для чего завод так сделал ? Это маркетинг. Борьба за рынок, попытки сделать автомобиль более привлекательным с точки зрения надежности и обслуживания. Но мы то знаем и мы жили в те времена и тонко чувствовали, когда было ТО-1 при пробеге 3000км, далее следующее ТО было в 10.000км, а потом каждые 10.000км, а потом маркетинг включит свои резервы и неожиданно ТО стало быть нужным автомобилю раз в 15.000км. пробега.
Давайте посчитаем сколько моточасов отрабатывает мотор при определенном пробеге
Если у автомобиля 42.734км. пробега по сканеру
Выработка часов общая: 71780 минут по сканеру/60мин = получаем 1196 м/ч на общем пробеге, теперь 1196/42734 и полученное умножаем на 15.000 = получаем 419 мото/часов пройдет автомобиль на масле, если менять его раз в 15.000км, но внимание, в паре с маслом работает еще и масленый фильтр.
Смотрите, что пишет производитель автомобильных фильтров "MAN" в своих мануалах и технической документации:
А современные масла очень агрессивные
Очень сильно снижает ресурс двигателя холодный запуск и инженеры завода не говорят, о том что автомобиль должен тарахтеть долгое время, прогрев двигателя в холодное время суток это "некоторое кол-во минут", потом можно ехать, но делать это нужно аккуратно, понимая, что масло в агрегатах еще не прогрелось до должного уровня ( и в трансмиссии).
Низкие обороты двигателя вредны
Я когда начал работать диагностом, это был 2008г. удивился насколько много людей недокручивают бензиновые моторы, переключаюсь на оборотах 2000-2500, при том что максимальный крутящий момент мотора находится в диапазоне 3800 оборотов. Все эти люди искренне считали, что они берегут свой автомобиль. А фактически убивали двигатели так как создавали все условия для большой нагрузки и недостаточной смазки мотора. Так когда же нужно переключаться все спрашивали ? Знаете, наверное про эксплуатацию мотора напишу отдельную статью, а лучше показал бы при встрече, в данной статье речь об обкатке, так вот в период обкатки я бы рекомендовал постепенно раскручивать мотор и переключаться при 2700- 3000 об/мин, в зависимости от дорожных условий, получается не менее 2.700 и не более 3500 об/мин я бы рекомендовал в период обкатки. Обкатывать мотор хорошо бы на трассе, не превышая скорость и без пассажиров. А вот после обкатки я бы рекомендовал держать совсем другие обороты, но это другая история, так же как и внутренняя коррозия двигателя, которая встречается достаточно часто, о ней в другой статье. Что говорит наука на это счёт ? См. Ниже скрин
ОАО "АВТОВАЗ" об обкатке
В 2025году представитель АВТОВАЗА об обкатке: https://www.drive2.ru/o/b/697390264880209263/
Состояние двигателя определяется различными показателями, в том числе топливной экономичностью, рассчитаем ее.
Конкретно по этой машине этот показатель пригодится, здесь при диагностике я вижу расход масла и расход топлива тоже будет расти, владельцу этот расчет на память, следующие 50.000 км. для его мотора будут последней каплей, расход будет увеличиваться, так как за мотором нет должного ухода и поезд уже ушел, а пробег 42.000км.
Поясняю наглядно, смотрите на график, не знаю как сделать его на компьютере, может кто нарисует красиво ?
В общем давайте внимать, смотрим:
Изменение износа от выработки м/ч и пройденного пути
На верхнем графике видим соотношение износа к времени и пробегу, так вот первые 15-20 моточасов (Обкатка 1) износ агрегатов очень высокий - притирка, потом на обкатке 2, а это еще 75-100 м/часов снижается, но тоже очень высокий. Дальше агрегаты изнашиваются равномерно, но как только доходит до определенного уровня износа, то изнашивается очень быстро.
Нижний график в общих чертах показывает читателю как изнашивается мотор с обкаткой и без, и вновь график показывает общий смысл износа во время обкатки и после нее.
Эксплуатируйте автомобили грамотно, вовремя обслуживайте и тогда, если Ваш автомобиль в продаже мы идем к Вам)
Автоподбор, автодиагност в Самаре: 8-902-377-77-80
Спасибо за внимание, надеюсь было интересно.