Найти в Дзене
МГРИ.ИНФОРМ

Научно-философский семинар «Будущее человека через прошлое и настоящее» - отвечают студенты 🎤

17 декабря Кафедра гуманитарных наук организовала в МГРИ научно-философский семинар, посвященный будущему человечества. Участниками семинара стали преподаватели, автор книги «Сумма эволюции» Евгений Васильевич Белоусов, на чьих идеях и была основана дискуссия, и, конечно, наши студенты, магистранты и аспиранты. Междисциплинарный подход, объединивший палеонтологию, биологию развития, антропологию и философию истории, позволил взглянуть на эволюцию человека и возможные сценарии его будущего с разных сторон и стал отправной точкой для живого и глубокого диалога. 🔹 Аспирант группы АРМ-25 Иванов Владимир: В книге много говорится о «необратимости эволюции». Значит ли это, что у человечества нет пути назад к «естественному» состоянию, и мы обречены на всё большее слияние с технологиями? 🔹 Аспирант группы АРМ-25 Иванчиков Леонид: Да, в этом и есть суть принципа необратимости (правило Долло). Мы не можем «откатить» эволюцию назад. Но «обречены» – неверное слово. Скорее, наше «естественное со

17 декабря Кафедра гуманитарных наук организовала в МГРИ научно-философский семинар, посвященный будущему человечества.

Участниками семинара стали преподаватели, автор книги «Сумма эволюции» Евгений Васильевич Белоусов, на чьих идеях и была основана дискуссия, и, конечно, наши студенты, магистранты и аспиранты.

Междисциплинарный подход, объединивший палеонтологию, биологию развития, антропологию и философию истории, позволил взглянуть на эволюцию человека и возможные сценарии его будущего с разных сторон и стал отправной точкой для живого и глубокого диалога.

🔹 Аспирант группы АРМ-25 Иванов Владимир: В книге много говорится о «необратимости эволюции». Значит ли это, что у человечества нет пути назад к «естественному» состоянию, и мы обречены на всё большее слияние с технологиями?

🔹 Аспирант группы АРМ-25 Иванчиков Леонид: Да, в этом и есть суть принципа необратимости (правило Долло). Мы не можем «откатить» эволюцию назад. Но «обречены» – неверное слово. Скорее, наше «естественное состояние» теперь включает в себя созданную нами техносферу. Будущее лежит не в откате, а в осознанном управлении этим симбиозом, как говорит Белоусов – «Монстром». Вопрос в том, сможем ли мы направлять этот процесс в сторону увеличения устойчивости и благополучия, а не самоуничтожения.

— Чем «эволюционный подход» к будущему отличается от обычного футурологического прогноза?

🔹 Аспирант группы АРТ-25 Крюков Никита: Обычный футурологический прогноз часто экстраполирует тренды. Эволюционный подход, вслед за Белоусовым, фокусируется на механизмах изменения: какие вариации возникают (технологические, культурные), как проходит «отбор» (рыночный, социальный, политический), что и как «наследуется» следующим поколениям. Он не предсказывает конкретный гаджет 2050 года, но позволяет оценить, какие типы решений и систем имеют больше шансов на устойчивое существование в меняющейся среде.

— Где в этой «сумме» место для свободы воли, творчества, случайного озарения? Не низводит ли эволюционная логика человека до сложного механизма?

🔹 Аспирант группы АРМ-25 Горюнов Петр: Это центральный парадокс. Эволюционный подход описывает рамки и условия, в которых действует свобода воли. Случайная мутация (или творческая идея) – это источник вариаций. Но её дальнейшая судьба зависит от сложного процесса «отбора» средой, обществом, её собственной внутренней логикой. Таким образом, творчество – это двигатель изменений внутри эволюционного процесса, а не нечто ему противоречащее. Человек не механизм, он – генератор новых возможностей для эволюции.

💭 Семинар стал пространством для самостоятельного и критического мышления. Несмотря на то, что дискуссия опиралась на одну книгу, каждый участник смог найти в ней собственные смыслы и вопросы.

Аспирант группы АРТ-25 Молотков Дмитрий: У меня сложилось общее впечатление: Семинар заставил мыслить шире своей специальности. Книга «Сумма эволюции» выступила не как истина в последней инстанции, а как мощный катализатор для собственных размышлений о самом важном — о том, куда мы движемся и почему.
-3
Аспирант группы АЭГ-25 Пронин Вадим:
«Это был один из самых междисциплинарных семинаров, на которых я был. Мы обычно смотрим на эволюцию через призму новейших технологий. А здесь предложили взгляд с позиций биологической и социальной эволюции на основе выводов книги Белоусова Е. «Сумма эволюции». Особенно впечатлила дискуссия о том, что будет с человеком в результате неизбежной генной конструкцией Homo-рукотворный, о котором рассказал автор книги. После него хочется перечитать «Сумму эволюции», уже обращая внимание на философские выводы, а не только на биологические примеры».
Вопрос, который у меня возник: Если эволюция не имеет цели, то как мы можем говорить о «будущем человека» как о чём-то, что можно проектировать? Не противоречит ли идея осознанного управления собственным развитием базовому принципу эволюции?

Магистрант группы ТРИЗм-25 Казантаев Владислав:
«Ждал более абстрактных рассуждений, но был приятно удивлён. Семинар стал мостиком между естественными науками и гуманитарным знанием. Ключевым для меня стал тезис проф. Бобкова А.Н. о том, что прошлое и настоящее – это не просто хронология, а набор реализованных возможностей, которые сужают или, наоборот, задают траекторию будущего. Понял, что для понимания будущего нужно видеть не только тренды, но и структурные ограничения, заложенные в самой материи эволюционного процесса».
— Вопрос, который у меня возник: Автор говорит о «сумме» — интеграции знаний в области биологической и социальной эволюции. Но не приводит ли эта интеграция к эклектике? Где та грань, когда междисциплинарность становится потерей научной строгости?

Аспирант группы АРТ-25 Курамшина Эвелина: «Самый ценный момент — практическая часть, где мы пытались применить эволюционные принципы к анализу современных трендов: digital-среда как новая экосистема, мемы как единицы культурной эволюции, социальное неравенство как возможный фактор отбора. Книга Белоусова дала нам не ответы, а инструментарий для размышления. Семинар не был лекцией, это был настоящий обмен научными идеями и взглядами. Теперь я смотрю на любые социальные изменения через призму вариаций, отбора и наследования — это невероятно продуктивно».
— Вопрос, который у меня возник: Насколько этично применять биологические модели эволюции к обществу? Мы не рискуем скатиться в социал-дарвинизм, оправдывая существующие неравенства «естественным отбором»?