Найти в Дзене

Вместе со всей Россией смотрел Итоги года с Владимиром Путиным, но в этот раз смотрел всё от первого лица, находясь в студии

И это сильно меняет угол зрения. Когда ты не по экрану, а внутри процесса — иначе считываются акценты, паузы, формулировки и то, что остаётся «между строк». Если отбросить эмоции и смотреть профессионально, я бы выделил несколько важных выводов. Первое. Север и Дальний Восток окончательно перешли из разряда «перспектива» в разряд «опора». В логике ответов чётко прослеживается: инфраструктура, логистика, люди, присутствие. Это не декларации — это понимание, что без Севера, Арктики и Дальнего Востока у страны нет длинного горизонта. Для тех, кто десятилетиями работает в этих регионах, это принципиально важный сигнал. Второе. Северный морской путь — не как проект, а как система. Речь уже не о рекордах и цифрах ради цифр. Речь о связке: порты, флот, спутники, безопасность, кадры, наука. Именно так СМП и должен развиваться — не как витрина, а как рабочий маршрут страны. Третье. Человеческий фактор звучал особенно отчётливо. Не абстрактные «территории», а конкретные условия жизни: связь,

Вместе со всей Россией смотрел Итоги года с Владимиром Путиным, но в этот раз смотрел всё от первого лица, находясь в студии.

И это сильно меняет угол зрения. Когда ты не по экрану, а внутри процесса — иначе считываются акценты, паузы, формулировки и то, что остаётся «между строк».

Если отбросить эмоции и смотреть профессионально, я бы выделил несколько важных выводов.

Первое. Север и Дальний Восток окончательно перешли из разряда «перспектива» в разряд «опора».

В логике ответов чётко прослеживается: инфраструктура, логистика, люди, присутствие. Это не декларации — это понимание, что без Севера, Арктики и Дальнего Востока у страны нет длинного горизонта. Для тех, кто десятилетиями работает в этих регионах, это принципиально важный сигнал.

Второе. Северный морской путь — не как проект, а как система.

Речь уже не о рекордах и цифрах ради цифр. Речь о связке: порты, флот, спутники, безопасность, кадры, наука. Именно так СМП и должен развиваться — не как витрина, а как рабочий маршрут страны.

Третье. Человеческий фактор звучал особенно отчётливо.

Не абстрактные «территории», а конкретные условия жизни: связь, медицина, транспорт, работа. Для Арктики это ключевое. Сюда не приезжают «на время» — здесь либо живут всерьёз, либо не живут вообще.

Четвёртое. Про СВО говорили без надрыва, но предельно ясно.

В ответах чувствовалась уверенность в выбранной логике действий и понимание, что это не короткая дистанция. Прозвучал акцент на устойчивость страны, работу экономики, поддержку армии и людей, которые находятся на передовой и в тылу. Без пафоса — как про тяжёлую, но необходимую работу, от результата которой зависит будущее страны.

Пятое. В ответах много прагматики и мало иллюзий.

Без громких лозунгов, с пониманием ограничений, но и с жёсткой установкой: делаем то, что можем сами, и рассчитываем в первую очередь на собственные силы, технологии и людей. Для экспедиций, науки, туризма и освоения трудных территорий — это единственно рабочий подход.

И, пожалуй, главное.

Страна всё больше смотрит на себя как на северную державу не на бумаге, а по сути. С ответственностью, длинной дистанцией и пониманием цены ошибки.

Для меня, как для человека, который ходит по этим маршрутам, работает с техникой, людьми и территориями, это важное ощущение: мы движемся в одном направлении. Медленно, сложно, иногда через ошибки — но в сторону реального Севера, а не мифического.

PS: лично вопрос задать не удалось, отложим это на следующую встречу)

— Богдан Булычёв @bogdee

полярник и исследователь Арктики,

руководитель экспедиционного центра «Про путешествия»

и регионального отделения Ассоциации полярников России🇷🇺

-2
-3
-4
-5
-6
-7