Найти в Дзене

Что послушать у Людвига ван Бетховена, кроме «Лунной сонаты»?

Если говорить о духовной музыке Бетховена — это оратория «Христос на Масличной горе», Торжественная месса, месса до мажор и кантаты. Торжественная  месса — сочинение 1824 года. Это поздний Бетховен, а значит, он уже абсолютно потерял слух. Позади — период бунта, когда композитор боролся с судьбой. 50-летний Бетховен — это мудрец и философ в музыке. Мы уже не услышим страстей, как в сонате «Аппассионата». Слава Бетховена только росла. Знаменитый английский фабрикант роялей Бродвуд прислал ему инструмент новейшего образца. Лондонское филармоническое общество заказало Девятую симфонию, а русский князь Николай Голицын — три струнных квартета. Но и к успеху Бетховен относился совершенно спокойно, по-философски. Больше всего он любил уединение и долгие многочасовые прогулки ранним утром. Остались слова Россини после того, как он познакомился с Бетховеном: Никаким резцом нельзя отобразить ту неизъяснимую печаль, которой были пронизаны черты его лица. В то же время под его густыми бровями, как

Если говорить о духовной музыке Бетховена — это оратория «Христос на Масличной горе», Торжественная месса, месса до мажор и кантаты.

Торжественная  месса — сочинение 1824 года. Это поздний Бетховен, а значит, он уже абсолютно потерял слух. Позади — период бунта, когда композитор боролся с судьбой. 50-летний Бетховен — это мудрец и философ в музыке. Мы уже не услышим страстей, как в сонате «Аппассионата».

Слава Бетховена только росла. Знаменитый английский фабрикант роялей Бродвуд прислал ему инструмент новейшего образца. Лондонское филармоническое общество заказало Девятую симфонию, а русский князь Николай Голицын — три струнных квартета.

Но и к успеху Бетховен относился совершенно спокойно, по-философски. Больше всего он любил уединение и долгие многочасовые прогулки ранним утром.

Остались слова Россини после того, как он познакомился с Бетховеном:

Никаким резцом нельзя отобразить ту неизъяснимую печаль, которой были пронизаны черты его лица. В то же время под его густыми бровями, как будто из пещеры, сверкали небольшие, но, казалось, пронизывающие вас глаза.

Над Торжественной мессой Бетховен работал несколько лет. У него был друг и покровитель эрцгерцог Рудольф. И вот, ко дню посвящения своего друга в сан архиепископа Бетховен и хотел закончить мессу — но не успел. Работа шла очень тяжело.

За запертой дверью маэстро трудился над Credo: он пел, выл, топал, — вспоминал секретарь Бетховена. — Долго мы присутствовали при этой потрясающей сцене и только собрались уходить, как вдруг дверь распахнулась, и на пороге появился Бетховен с расстроенным, искаженным лицом.
Он выглядел так, как будто только что вышел из борьбы не на жизнь, а на смерть...

Сразу же по завершении мессы Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр мессы. Подписчиков оказалось всего 10, среди них — короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена. Благодаря Голицыну именно в Петербурге прошла премьера Торжественной мессы в 1824 году.

Сразу же по завершении мессы Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр мессы. Подписчиков оказалось всего 10, среди них — короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена. Благодаря Голицыну именно в Петербурге прошла премьера Торжественной мессы в 1824 году.

В письме к Филармоническому обществу Бетховен сообщал, что мессу можно исполнять в церкви и на концертах. Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения. В ней пять частей:

I. Kyrie eleison (греч. Κύριε ελέησον) — Господи, помилуй!;

II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу;

III. Credo — Верую;

IV. Sanctus — Свят. Benedictus — Благословен;

V. Agnus Dei — Агнец Божий.

Замечательна надпись Бетховена в начале первой части мессы: Kyrie (Господи, помилуй): «Это должно идти от сердца к сердцу».

Читайте также:

Он создал свою симфонию под гром бомбежек и еще 6 фактов о Дмитрии Шостаковиче

--
Автор: Юлия Казанцева — пианистка, кандидат искусствоведения