ГАЗ-12 «ЗИМ» — это один из самых интересных и значимых советских автомобилей послевоенной эпохи, занимавший промежуточное положение между массовой «Победой» и правительственным «ЗИС-110».
Вот подробное досье на этот автомобиль.
Общая информация
Годы производства: 1950–1959 (всего выпущено ~ 21 500 шт.)
Класс: Большой представительский автомобиль высшего среднего класса (по современной классификации — бизнес-класс «E»).
Предшественник: ГАЗ М-20 «Победа».
Преемник: ГАЗ-13 «Чайка» (уже автомобиль представительного класса).
История и предназначение
ЗИМ — аббревиатура от «Завод имени Молотова» (так тогда назывался ГАЗ).
Идея: Создать просторный, комфортабельный и относительно массовый автомобиль для партийно-хозяйственной номенклатуры среднего звена, научной и технической элиты, а также для работы в такси и «скорой помощи».
Он был «шестиместным лимузином» для тех, кому не полагался огромный и элитарный семиместный ЗИС-110.
Дизайн и кузов
Стиль: Типичный американский послевоенный дизайн «в стиле детройтского барокко» с обильным хромом, «седловидной» решёткой радиатора, «китовыми» крыльями и «запасным колесом», интегрированным в крышку багажника. Однако формы были более сдержанными и «европеизированными», чем у американских прототипов.
Тип кузова: Шестиоконный седан (4 двери) с отдельным объемом для багажника — это было новшеством после «Победы» с её задней частью типа «фастбэк».
Особенность: Рама «Х»-образного типа, к которой крепился несущий кузов — уникальная для советского автопрома конструкция, обеспечивающая высокую жёсткость.
Технические особенности
1. Двигатель: Нижнеклапанный 6-цилиндровый рядный, объемом 3.5 литра и мощностью 90 л.с. (позже 95 л.с.).
История: Это был доработанный двигатель от легендарной «Эмки» (ГАЗ М-1), форсированный и увеличенный в объёме. Решение спорное, но позволило быстро наладить производство.
Недостаток: Мощности для тяжелой (1.9 т) машины было маловато. Динамика — скромная.
2. Главная «изюминка» — трансмиссия:
Вместо традиционной педали сцепления использовалась гидромуфта. Это устройство передавало крутящий момент через жидкость, позволяя трогаться с любой передачи и стоять на месте с включенной передачей без выжима сцепления. Это значительно облегчало управление и повышало комфорт.
Коробка передач — 3-ступенчатая, механическая.
3. Ходовая часть и комфорт:
Независимая подвеска передних колес (на поперечной рессоре) и зависимая — задних (на продольных рессорах).
Очень мягкая, «плывущая» подвеска — характерная черта автомобиля.
Просторный салон с диванами, отделкой из ткани и дерева. Между передним и задним сиденьем был складной страпонтен (дополнительное сиденье).
Модификации
ГАЗ-12А — такси (с зелёной «шашечкой» на крыше).
ГАЗ-12Б — «скорая помощь» (кузов «карета» с высокой крышей).
ГАЗ-12 «Фаэтон» — кабриолет с открытым верхом (было построено всего 2 экспериментальных экземпляра).
Образ в культуре
Автомобиль чиновников, директоров, профессоров и известных артистов.
Часто встречается в советских фильмах конца 1950-х — начала 1960-х годов как символ статуса и достатка («Берегись автомобиля», «Служебный роман»).
Сильные и слабые стороны (по меркам того времени)
Плюсы: Высокий комфорт, плавность хода, просторный салон, прогрессивная конструкция кузова, удобство управления благодаря гидромуфте.
Минусы: Слабоватый и архаичный двигатель, высокий расход топлива (до 20-22 л/100 км), невысокая надежность сложных узлов (таких как гидромуфта), медлительность.
Сравнение с современниками
ЗИС-110: Более крупный, мощный (8 цилиндров, 140 л.с.), статусный, но и более дорогой, почти недоступный.
«Победа»: Более массовая, современная по дизайну (понтонная форма), но тесная и менее комфортабельная.
«Волга» ГАЗ-21: Пришедшая на смену «ЗИМу» в конце 1950-х, была технически более современной (новый верхнеклапанный двигатель), динамичной и удобной в управлении, но уступала в пространстве салона и «представительности».
Итог: ГАЗ-12 «ЗИМ» — это важный и харизматичный «последний из могикан» довоенной автомобильной школы в СССР (нижнеклапанный мотор, рамная конструкция) с инновациями для своего времени (гидромуфта, несущий кузов на раме). Он воплотил идею «демократичного лимузина» для советской элиты и навсегда остался в истории как символ стиля и статуса эпохи позднего Сталина и «оттепели».