А вот вам пожалуйста танчик. Стоит он в славном городе Старая Русса, привлекая своим эпатажным видом праздно шатающихся туристов. Подошли, посмотрели, и дальше пошли. Между тем - аппарат знаковый не только в отечественном танкостроении, но и в истории как минимум двух войн - Зимней и Великой Отечественной. Чем сия зверюга знаменита? Это один из двух самых массовых танков мира 1930-40 модельного десятилетия.
Разные фашисты, французики и англичане со своими Панцеркампфваген 1,2,3, Мк. и Рено рядом не стояли. Не говоря уже о макаронниках и любителях пивка из Чехословакии.
Угадайте кстати в комментариях, кто в СССР был первым по массовости, если Т-26 всего лишь второй.
Но без шуток: этот легкий танк имеет далеко не легкую историю. Тут вам и красный маршал Тухачевский отметился, и мои любимые финны, и даже вечные друзья-враги России, англичане.
В двух словах история такова: несмотря на долгие годы непризнания западными державами Советской России, мировые производители и потребители вполне себе торговали с Союзом несмотря на позицию правительств. Кто закупал у ненавистных коммунистов уголь, хлеб и золото, а иные продавали технологии.
Так и оружейная компания Виккерс Лимитед, наплевав на разные запреты, санкции и ограничения, во всю торговала с коммунистами. В этом капитализм не изменился, и напоминает чем-то день сегодняшний. Продавали как боевую технику, так и патенты. В результате в конце 1920-х - начале 30-х Красная Армия обзавелась несколькими перспективными прототипами танков, пришедшими на смену основной боевой машине РККА той эпохи, Т-18, так же известной как МС-1 (Малый Сопровождения, он же -Машина Смерти).
Этот замечательный чудо-аппарат поддержки пехоты вышел прямиком из огня Первой империалистической, и являлся творчески переосмысленным рабочими «Красного Сормово» плодом изначального урода, французского танка Рено ft-17.
В конце 1920-х сие исчадие инженерной мысли со стальной лыжиной, приваренной непосредственно аппарату в корму (чтоб в окопы не проваливался) рассекало по полям боев и советским полигонам, и устарело как морально, так и физически. Взоры красных командиров обратились к Британским островам - признанной на тот момент столице танкостроения, где среди торфяных болот во всю рассекали самоходные тачанки фирмы Виккерс, воем моторов подражая собаке Баскервиллей.
Собственно, советское правительство купило у англичан несколько опытных образцов в 1930 году (не только Т-26, но и еще более крутой танчик, БТ - мой любимый гоночный болид в танковой сфере, о котором - когда-нибудь в другой раз). В массовое производство с соответствующими отечественными доработками боевая машина встала уже в 1931 году, правда в британском варианте, с клепаной броней и хлипкими бронелистами. Но ответственные заводы не сидели, сложа руки: постепенно насыщая армию новыми танками, инженеры на ходу дорабатывали «англичанку». Так, в 1933 году в серию пошли аппараты с качественно новой сварной броней, модернизированным мотором, который переехал в корму боевой машины, новыми башнями (была даже двухбашенная и огнеметная версии).
И тут в процесс влез некомпетентный человек - маршал Тухачевский, впоследствии кроваво репрессированный. Михаил Николаевич был любителем не только травить тамбовских крестьян отравляющими веществами, но и технологической новизны. Поэтому в 1934 году он долгое время пытался лоббировать установку на Т-26 замечательной безоткатной пушки конструкции Курчевского. Она якобы отдачу не давала. Но зато оставляла после выстрела шлейф из ядовитых раскаленных газов, травящих идущую за танком пехоту. Короче говоря, на бесперспективную разработку потратили целый год.
В конечном итоге бывший Виккерс к середине 1930-х годов превратился в полностью обновленную машину с новой башней, дизельным двигателем (привет пропагандистам, оравшим в свое время, что русские танки горели как свечки-на бензине как-раз немцы ездили), трансмиссией, орудием и т.д. Мало того, что модернизировали сам танк. Сумрачные красные гении на базе старого-доброго Виккерса еще и вспомогательных машин наклепали. В арсенале РККА имелись:
- несколько видов обычных полевых транспортеров
- несколько видов бронированных транспортеров
- первый на свете дрон, танк ТТ-26, управляемый по радио (правда, в рамках прототипа, как и САУ различного калибра, которых на базе Т-26 было склепано несколько вариаций).
Но гладко на бумаге, а как в бою?
А в бою - великолепно. В порядке гуманитарной помощи (прямо как сейчас ЕС и США присылают на Украину), товарищ Сталин отправил на гражданскую войну в Испанию почти 300 танков Т-26 разных модификаций. И мы не будем товарища Сталина за это осуждать. Можно осудить плохое командование и разрозненность сторонников Республики в Испании, противостоявших фашисту Франко, но советские танки там повоевали на "ура" и проявили себя наилучшим образом. Именно поэтому в конфликте с имперской Японией на озере Халхин-Гол товарищ Жуков на пару с товарищем Чойбалсаном (если кто не знает - маршал Монгольской республики) громили злобных самураев с помощью БТ и Т-26. История про "с шашками на танки", модная в начале 1990-х в применении к Великой Отечественной, здесь, в братской Монголии играет новыми красками, поскольку японцы из Манчжурской армии с обнаженными катанами наперевес встречали непобедимую советскую броню Жукова.
Что характерно - без особого эффекта, поскольку на Халхин-Голе советы потеряли по некоторым данным 7 (семь) машин Т-26, из них 5 огнеметных и две стандартных пушечных, в то время как императорская армия потерпела сокрушительное поражение.
Но японцы - японцами, а на горизонте замелькала Советско-Финская зимняя война.Леса Карелии наглядно показали, что Красной армии давно пора обзаводиться машинами помощнее. Сама местность, изрезанная речками, болотами, каменистыми сельгами и густо поросшая лесом не самым лучшим образом подходила для танковой войны. Справедливости ради, на Карельском перешейке не вывозили и более мощные машины КВ. Что уж говорить о малыше Т-26.
По итогу было потеряно порядка 300 танков разных модификаций, большую часть из которых финны починили, и использовали в своих войсках не только в Зимнюю войну, но и в 1941-44 годах, пока не были вынуждены повернуть оружие против своих бывших союзников-нацистов.
Согласимся, такой поворот событий многое говорит о надежности советской бронетехники.
В ходе Великой Отечественной войны большая часть Т-26 была потеряна. Однако на протяжении войны советское танкостроение развивалось семимильными шагами.
Если на кровавых полях 1941 года с захватчиком рубились в основном легкие и средние танки, то в Берлин Красная армия заехала уже на тяжелых ИС-2.
На фоне более новых, мощных и лучше вооруженных собратьев старички Т-26 постепенно затерялись. Последним боевым применением Т-26 стала стремительная операция против Квантунской армии Японии в 1945 году и освобождение Сахалина.
За свою достаточно долгую историю танк послужил стране на славу, пройдя долгий и тернистый путь от эпохи, когда танки были лишь вспомогательным средством поддержки пехоты, ко временам тяжелых броевых монстров с мощными орудиями, и наконец обрел покой в качестве памятников прошедшим битвам и экспонатов бронетанковых музеев.
#т26 #вов #танки #халхингол #ссср #танк #война