Найти в Дзене

БУДЕМ ПОМНИТЬ!

Исторический очерк к 90-летию певца Александр Попов «Народный артист Узбекистана Батыр Закиров один из основоположников национального эстрадного искусства Узбекистана, и значение его творческого наследия поистине безгранично. Он внес неоценимый вклад в популяризацию современной узбекской культуры в мировом масштабе, повышение духовности нашего народа». Камолиддин Уринбаев, ректор Ташкентской Государственной консерватории. Иллюстрация из архива Жасур-ака из Ташкента От автора В конце 1980 г. кто-то из актеров ташкентского русского театра им. М. Горького рассказал мне, что в ташкентском кафе «Анхор» в 1957 г. выступал Батыр Закиров. Там проходил дружеский вечер вернувшихся из Москвы участников делегации Узбекистана после успешного выступления на VI Международном фестивале молодежи и студентов. Это была сенсация, похожая на легенду! Ведь именно в этом кафе спустя 23 года нашел пристанище наш дискоклуб «Оникс» (бывш
Оглавление

«Золотой голос» Узбекистана

Батыр Закиров. Страницы музыкальной биографии

Исторический очерк к 90-летию певца

Александр Попов

«Народный артист Узбекистана Батыр Закиров один из основоположников национального эстрадного искусства Узбекистана, и значение его творческого наследия поистине безгранично. Он внес неоценимый вклад в популяризацию современной узбекской культуры в мировом масштабе, повышение духовности нашего народа».
Камолиддин Уринбаев, ректор Ташкентской Государственной консерватории.
Иллюстрация из архива Жасур-ака из Ташкента

От автора

В конце 1980 г. кто-то из актеров ташкентского русского театра им. М. Горького рассказал мне, что в ташкентском кафе «Анхор» в 1957 г. выступал Батыр Закиров. Там проходил дружеский вечер вернувшихся из Москвы участников делегации Узбекистана после успешного выступления на VI Международном фестивале молодежи и студентов. Это была сенсация, похожая на легенду!

Ведь именно в этом кафе спустя 23 года нашел пристанище наш дискоклуб «Оникс» (бывший «Ильхом»), где я был ведущим. Это был первый дискоклуб в Узбекистане, образованный в 1975 г. мной и Сергеем Коваленко. Наш клуб входил также в десятку первых дискотек в СССР.

Новость о выступлении Батыра Закирова в «Анхоре» была достойным информационным поводом, чтобы рассказать посетителям наших диско-вечеров об этом выдающемся певце и предложить им послушать знаменитое «Арабское танго», с которым он прославился на весь СССР и за его пределами. Я знал эту песню с детских лет. «Танго» для публики стиля диско прозвучало неожиданно, но ей понравилась. Оказывается дискотечная молодежь умела танцевать танго. Потом эта песня еще не раз звучала в программах. Собравшиеся увидели и певца, на экране демонстрировались слайды с изображениями Батыра Закирова. Слайдов было всего несколько штук. Да и сейчас фотографий певца не так много.

В наши дни мало кто знает, что «Анхор» - старейшее из сохранившихся в Ташкенте кафе. Оно построено в 1956 г. Последние годы находится под постоянной угрозой исчезновения с карты Ташкента. Дай Бог, чтобы этого не случилось.

-2
Чайхана "Анхор" (1950-е гг.), где в 1957 г. пел молодой Батыр Закиров. Фото: С. Г. Шиманский

До этого я много писал в республиканской прессе об эстраде - советской и несоветской, о рок-музыке, о джазе. В «Комсомольце Узбекистана» вел ежемесячную полосу под рубрикой «Семь нот эстрады». Тесное знакомство с музыкальным миром, его персонажами подтолкнуло меня к поступлению в Ташкентский театрально-художественный институт им А. Н. Островского. Закончил его с дипломной работой «Становление музыкальной эстрады Узбекистана» на кафедре «Театроведение». Я очень благодарен куратору нашей группы профессору Ташпулату Турсуновичу Турсунову за то, что моим научным руководителем стала Заслуженная артистка УзССР Луиза Каримовна Закирова. Она щедро поделилась со мной интереснейшими воспоминаниями и разнообразной информацией об истории эстрады Узбекистана, включая копию дневников ее брата. Спустя годы материалы моего диплома легли в основу он-лайн проекта «Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана» на портале «Новости Узбекистана». И затем появился этот исторический очерк, подготовленной к 90-летию великого Певца Узбекистана Батыра Каримовича Закирова.

Прелюдия

Батыр Каримович Закиров, разносторонне одаренный, с удивительно своеобразным музыкальным мышлением человек, занял в узбекской и советской эстраде особое, предназначенное только для него место. Он стал уникальным явлением в СССР – одним из тех, кто приобретает общегосударственное значение, оставаясь символом своей нации, как например, Шарль Азнавур во Франции или Фрэнк Синатра в США.

-3
Иллюстрация из архива Жасур-ака из Ташкента

На советской эстраде Батыр Закиров был, пожалуй, самым необычным артистом, именно артистом, а не просто певцом. По-хорошему экстравагантный, он выделялся не только голосом, оригинальным репертуаром, но и манерами, национальным колоритом, умением пропустить песню через свое сердце и представить ее исполнение как маленький спектакль. Его песни несли свет и радость, даже если в них звучали грусть и печаль. Он исполнял произведения песни многих зарубежных авторов. Их география простирается от Индии до Франции и Магриба и от Узбекистана до Ирана. Он был не просто узбекским певцом, но, Певцом Востока.

Батыр Каримович хорошо рисовал, обладал литературным даром, был хорошим актером. И глаза, эти глубокие грустные глаза…

К нему нельзя было относиться как к обыкновенному певцу, потому что он был Певцом Необыкновенным и как человек, пораженный тяжелым недугом, это знали все, нуждался в десятикратном участии, бережном отношении и неослабном внимании.

Сколько прекрасных песен, ярких музыкальных образов он мог создать, когда бы чувствовал в своих творческих устремлениях необходимую поддержку и заботу от властей предержащих.

В последние годы жизни Батыром Закировым все больше овладевали камерные настроения – сказывалась душевная усталость. Это явственно прослеживается в его дневниковых записях. Он мечтал об оркестре мягкого состава с фортепиано и преобладающими струнными. В песнях-историях, объединенных стихами, он хотел соединить традиции восточной изысканности с пленительной красотой европейской любовной лирики. Он шел к этому Концерту как поэт к томику стихов.

В борьбе с коварной судьбой за право жить, за право петь песня был его оружием. Жизненный путь Великого Мастера сцены оказался несоизмеримо коротким по сравнению с его божественным Даром. Он рано ушел, не дожив и до пятидесяти… Не успел, не допел, не договорил, не дописал, не дорисовал… И навсегда остался в памяти народа Узбекистана и множества других почитателей его таланта. Будем помнить!

Читать дальше

Лайки, комментарии, замечания, новые фотографии, подписки, приветствуются.