В композиции фотографии используются десятки разных приёмов, которые позволяют управлять вниманием зрителя и делать кадр запоминающимся и выразительным. Если про правило третей, ритмы и линии вы всё уже знаете, устраивайтесь поудобнее. Сегодня речь пойдёт про более тонкие и сложные материи. В этом материале читайте про радиальную симметрию в фотографии — где её искать и как использовать.
Что такое радиальная симметрия
Радиальная симметрия возникает, когда однообразные элементы композиции расходятся из центра или повторяются по кругу или по спирали. Также радиальную симметрию иногда называют круговой или симметрией относительно точки.
Радиальная симметрия противопоставлена более сложному виду симметрии — линейному. Последний встречается ещё чаще. Чтобы увидеть ближайший пример, можно посмотреть в зеркало. Человеческое лицо — яркий пример симметрии относительно линии.
Всего теории изобразительного искусства (куда и фотография входит) выделяют три типа симметрии:
- линейная (иногда её разделяют на вертикальную и горизонтальную);
- круговая (она же радиальная, она же симметрия относительно точки);
- симметрия относительно диагонали.
Более подробно о разных типах симметрии и о том, как с ними работать, читайте в этом материале.
Радиальная симметрия — с одной стороны наиболее простой и даже примитивный вид равновесия, если сравнивать её с линейной и диагональной. А с другой — это такой сферический в вакууме образчик статики и абсолютной гармонии.
Хотя, если посмотреть пристальнее, всё не всегда настолько просто и идеально. Радиальную симметрию часто можно встретить в архитектуре. Иногда она может быть очень сложной.
И кстати, радиальная симметрия — это вообще необязательно про элементы, расположенные по кругу. Подобный снимок тоже можно отнести к представителям радиальной симметрии.
Как использовать радиальную симметрию в фотографии
Самый простой, напрашивающийся вариант — снимать объекты материального мира, в форме которых уже по умолчанию есть радиальная симметрия.
Из раздела выше могло показаться, что радиальная симметрия — это в основном про потолки церквей и дворцов, но подобные сюжеты можно часто встретить в архитектуре в целом.
Например:
- цветы (лепестки вокруг сердцевинки — классическая радиальная симметрия);
- паутина (природа вообще, похоже, очень неравнодушна к этому приёму);
- раковины моллюсков;
- колёса со спицами (колесо обозрения в парке развлечений — туда же);
- винтовые лестницы;
- купола храмов и соборов (при съёмке с нижней точки или с верхней — например, при съёмке с дрона);
- люстры;
- спилы деревьев;
- зонты;
- водовороты;
- круги на воде и других жидкостях;
- мандалы и прочие круговые узоры;
- витражи.
Помимо поиска того, что уже природа или талантливый архитектор за нас сделали, можно выкладывать радиально-симметричные узоры из чего-либо (из цветов, апельсинов или людей) и фотографировать их. Хотя это уже несколько ближе к дизайну, чем непосредственно к фотографии.
Также интересные образчики круговой симметрии можно встретить в городе, например, в тоннелях, станциях метро или под мостами и подобными сооружениями. Здесь нам помогают законы перспективы.
Элементы радиальной симметрии можно найти совершенно неожиданно там, где им, казалось бы, делать нечего.
Ещё один очень распространённый сюжет, где радиальную симметрию дарит нам сама природа — звёздные треки на длинной выдержке.
Чтоб делать такие картинки, понадобятся очень длинные выдержки и хороший штатив. Подробнее читайте в этом материале.
Что касается техники, при построении композиции на радиальной симметрии очень важно выбирать правильную точку и правильный угол съёмки. Ничто не раздражает зрителя так, как чуть-чуть сбитая симметрия. Тот самый случай, когда в аду для перфекционистов ни серы нету, ни огня, а только чуть несимметрично стоят щербатые котлы.
И ничто не делает кадр настолько манким и «залипательным», как идеальная симметрия, выверенная до миллиметра.
Та же самая история со съёмкой разных куполов и люстр с нижней точки. Нужно пытаться встать как можно ближе к точному центру композиции и держать камеру строго параллельно полу. В противном случае картинка может быть крайне негармоничной.
Помимо выбора идеальной точки важно так же трепетно отнестись к выбору техники. При съёмке объектов, обладающих радиальной симметрией лучше всего не злоупотреблять широкоугольными объективами, а напротив отдать предпочтение стёклам с классическим портретным фокусным расстоянием. Объективы на 75-135 мм дают минимальные перспективные искажения, а значит, делают картинку менее чувствительной к выбору точки.
Менее требовательны к точке съёмке сюжеты и объекты со спиральной радиальной симметрией. Например, винтовые лестницы отлично смотрятся при съёмке под углом, а широкоугольники только подчёркивают перспективный контраст между витками.
Радиальная симметрия в сочетании с другими приёмами композиции
Радиальная симметрия — это такая «вещь в себе», она создаёт очень закрытую композицию, в которую сложно включить ещё что-либо. Однако есть несколько приёмов, которые с ней распрекрасно уживаются.
Например, посмотрим на фото ниже: здесь мы видим сочетание радиальной симметрии и контраста по цвету.
Кстати, обратите внимание, как гармонично смотрится этот кадр в квадрате. В прямоугольнике было бы не так закончено. Квадрат сам по себе тяготеет к статике и устойчивости, радиальная симметрия ещё усиливает этот эффект. Подробнее о компоновке квадратных фото, читайте в этом материале.
Использование разных видов контраста — вообще отличный приём, который можно использовать вместе с объектами, обладающими радиальной симметрией. Например, контраст большого и малого.
Также радиальную симметрию можно очень интересно сочетать с ритмами. Посмотрим на фото ниже:
Подробнее о разных видах ритмов читайте в этом материале.
Также концентрические круги можно использовать примерно также, как мы используем линии, чтобы управлять вниманием зрителя. Например, на фото ниже: