Археология Кольского Севера не стоит на месте: пока я писал первые четыре части, в полях и лабораториях уже сделали новые открытия, коллеги опубликовали свежие статьи и монографии, в архивах нашлись забытые папки, а до старых коллекций, наконец, дошли руки.
А значит, этот цикл продолжается. Предлагаю вашему вниманию ещё 5 ярких сюжетов из Кольской археологии XXI века.
Всех с наступающим праздником, хорошего вам чтения, а я пошёл. Мне мой собственный таз оливье обещали, если я закончу этот текст до Нового года.
Монетные «клады» с Варзуги
В 1950-х годах в низовьях реки Варзуги местные жители начали находить странные монеты – серебряные проволочные копейки и денги (именно так – без мягкого знака). Граждане оказались сознательными, на серебряные изделия общим весом меньше 6 граммов не позарились, и все находки передали в Мурманский музей.
В 2023 году эти монеты общим количеством 24 штуки попали в поле зрения археологов и нумизматов. Итогом совместного исследования стала новая статья, где по всем правилам нумизматической науки для каждой монеты определили не только время, но и место чеканки.
Находки монет XVI-XVIII вв. в устье Варзуги не являются кладами в обычном смысле. Учитывая наши довольно отрывочные знания об обстоятельствах их обнаружения, правильней их называть – монетные комплексы. Тем не менее, они являются прямыми материальными свидетельствами того, что поморские сёла, монастырские дворы и ярмарки (как знаменитая Покровская в Варзуге) были звеньями большой денежной цепи, тянувшейся от Москвы до берегов Белого и Баренцева морей.
Больше всего на роль клада подходит комплекс из 12 монет и тигля из глины с очень большой примесью крупного кварцевого песка. Методом рентгенофлуоресцентного анализа удалось исследовать два небольших образца сплава из внутренней части тигля. В обоих случаях металл определен как бронза с высоким содержанием олова (18-21%), незначительными примесями мышьяка, свинца, железа, цинка и следами сурьмы и серебра. Характер его связи с монетами остаётся неясен. Возможно, это действительно небольшой клад, спрятанный местным ювелиром в укромном месте.
Самый ранний экземпляр во всех трёх комплексах – тверская денга времён правления Ивана Грозного (около 1536-1538 гг.), специалисты определили также копейки времён первых Романовых и редкую денгу совместного правления Ивана V и Петра I (1682-1696 гг.).
Больше всего монет датировано эпохой Петра I, чеканенных с 1708 по 1715 годы. Это прямое свидетельство экономической активности в регионе во втором десятилетии XVIII в.
Новые поселения на берегах Кольского залива
«Разведками на СЗ побережье Кольского залива открыто 5 памятников, вероятнее всего, относящихся к позднему неолиту и эпохе бронзы. На двух из них, поселениях на мысе Великий и в губе Питькова, представлено 16 жилищ разных конструкций, большая часть из которых по внешним признакам относится к типу Гресбакен».
Сухие строчки из отчёта, а сколько всего за ними стоит…
Уже много лет на археологической карте Мурманской области выделяется несколько территорий с очень высокой концентрацией древних поселений. В первую очередь это: Мотовский залив, Кильдинский пролив, Дроздовка и Териберская губа.
Объясняется такое неравномерно расположение объектов очень просто. Поселения древних охотников-зверобоев тяготеют к закрытым водным пространствам, в которых не бывает больших волн, имеются удобные фарватеры и в изобилии водится пища.
В то же время обращает на себя внимание белое пятно на месте Кольского залива. Странный парадокс: самая большая и удобная гавань на Мурманском побережье насчитывает две стоянки раннего железного века и один могильник эпохи бронзы.
В XX веке берега залива видоизменились очень сильно. Там построили порты, военные базы, города. Казалось, что перекопан каждый квадратный метр вдоль берега. Археологи десятилетиями обходили Кольский залив стороной с уверенностью, что все следы древнего человека давно уничтожены строителями.
Как выяснилось – напрасно. Нетронутые участки всё-таки сохранились. Сначала в 2018 году карельский археолог Александр Михайлович Жульников обнаружил 3 стоянки бронзового века в Росляково.
Затем последовала целая серия новых памятников, зачастую с остатками жилищ от мезолита до бронзового века, открытых Кольской археологической экспедицией в окрестностях Североморска, Белокаменки, Ретинского.
В 2025 году археологическая карта Кольского залива выглядит уже совсем иначе – солидно и многообещающе.
Мой личный рейтинг выглядит так:
Ø Белокаменка-1 – ранний мезолит и шанс исследовать самую древнюю первобытную стоянку в окрестностях Мурманска.
Ø Стоянка Сафоново-1 – 800 метров от музея Военно-воздушных сил Северного флота.
Ø Два жилища типа гресбакен в черте Североморска.
Ø И, конечно, три десятка жилищ эпохи бронзы в губе Средней.
Что начнут копать первым – большой вопрос. Но, кажется, скоро пассажиры наших пригородных автобусов всерьёз рискуют увидеть по соседству с собой грязных и чуть заросших мужиков с лопатами.
Иногда археологическое наследие ближе, чем кажется
Ранние саамы на Кольском полуострове
Пожалуй, самое главное открытие уходящего 2025 года случилось не во время экспедиций, а в тиши лабораторий. Специалистам, наконец, удалось провести высокоточный радиоуглеродный анализ нагара на керамике, обнаруженной сотрудниками Мурманской археологической экспедиции на одном из островов озера Ловозера.
Небольшой фрагмент раннесаамской керамики типа щельмой (от норвежского – Kjelmøya) был подвергнут датированию методом ускорительной масс-спектрометрии (знаю, что звучит страшно, вот здесь рассказывал, как это всё работает). Исследование дало прекрасный результат: возраст нагара на сосуде составляет 2145 ± 14 лет. После калибровки получена дата: IV-II вв. до н.э.
Эта находка – важное материальное доказательство присутствия ранних саамов на Кольском полуострове в конце I тысячелетия до н.э. Особую ценность результату придаёт тот факт, что это всего второй в истории AMS-анализ для керамики щельмой в Мурманской области. Первый и, если честно, не очень удачный, делали финны ещё в 1990-е годы, получив довольно широкий разброс IV в. до н.э. – II в. н.э.
Стоит учитывать, что при датировании нагара на керамике возможен резервуарный эффект, который может удревнять дату на 200-300 лет. Тем не менее, даже с учётом этой поправки, полученный результат остаётся чрезвычайно важным для понимания хронологии древней истории региона.
Керамика типа щельмой, характерная для протосаамских культур, теперь имеет надёжную радиоуглеродную датировку, что позволяет уточнить время её существования на Кольском полуострове.
Открытие подтверждает гипотезы археологов о характере формирования саамского этноса и открывает новые перспективы для изучения древней истории Северной Европы.
P.S. Хорошо помню, как на конференции «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы», проходившей в соловецком музее-заповеднике, обсуждал с коллегами фрагмент этой керамики. В какой-то момент Александр Михайлович Жульников сказал: «Смотри, какой нагар хороший, давай сделаем АМС-анализ. Какие проблемы?!»
Проблем, конечно, не было, просто из семейного бюджета нужно было незапланированно выделить 40 тысяч рублей для оплаты услуг лаборатории. По итогу могу только сказать, что лучшей наградой для меня как учёного стали благодарные глаза жены, убедившейся в том, что больше 2 тысяч лет назад на Ловозере уже жили ранние саамы.
Поселение Усть-Дроздовка-3. 1992-2023
Для того, чтобы поведать о следующем сюжет, нужно вернуться в далёкий 1992 год и дать слово непосредственным участникам тех далёких событий.
Так родилась экспедиция, которая сделала 1994 год знаковым для кольской археологии. На берега Дроздовки высадился совместный российско-норвежский отряд под руководством Владимира Яковлевича Шумкина и Кнута Хельскога. Впервые на Кольском полуострове начались полноценные исследования жилищ типа гресбакен – огромных полуземлянок эпохи бронзы, хорошо известных в Норвегии с 1950-х годов.
Впрочем, вряд ли участники экспедиции подозревали, что они присутствуют при рождении грандиозного археологического долгостроя, растянувшегося больше, чем на 30 лет.
Для начала размеры жилища рубежа неолита и эпохи бронзы оказались столь значительны, что потребовалось три полевых сезона (1994, 1998, 2000), чтобы вскрыть его полностью. Ещё больше времени заняла обработка собранных материалов. И только в 2023 году была опубликована коллективная монография, обобщившая все результаты.
Что дали эти исследования?
Ø 63 836 артефактов, включая 3244 орудия и 619 предметов из талькохлорита (мыльного камня) – рекорд для региона на то время. Всё это стало возможным благодаря новаторскому для Кольской археологии методу просеивания грунта.
Ø 3063 кости животных, птиц и рыбы позволили «заглянуть на кухню» и узнать рацион древних охотников-зверобоев.
Ø Палинологи из Финляндии, изучая пыльцу из озера Солдатского, реконструировали среду: в период 2300–1500 гг. до н.э. здесь была берёзовая лесотундра, а климат постепенно холодал. Это позволило оценить, как люди адаптировались к изменениям окружающей среды.
Первые же раскопки на Кольском полуострове позволили получить принципиально новые данные, превратив Усть-Дроздовку-3 в эталонный памятник для понимания жизни первобытных обитателей побережья Баренцева моря.
Писаницы полуострова Рыбачий. Ключ к датировке
Датировка наскальных изображений – одна из самых сложных проблем в нашей северной археологии. Радиоуглеродный метод применить не к чему (хотя бывают, конечно, исключения), стилистические аналогии часто спорны. В итоге для уникальных писаниц полуострова Рыбачий специалистами указывалась расплывчатая датировка – VII-II тыс. до н.э. То есть от мезолита до бронзы с разбросом в 5 тысяч лет. Ёлки-палки! Это как про основание Мурманска сказать – «Где-то между XV и XX веками».
В последние годы дело сдвинулось с мёртвой точки. Ключом оказалась коллекция костяных орудий с поселения Маяк-2, раскопанного под руководством Нины Николаевны Гуриной ещё на рубеже 1979-1984-х годов. Спустя почти 40 лет к ним обратился сотрудник Кольской археологической экспедиции Антон Игоревич Мурашкин.
По итогам этой работы 61 орнаментированный предмет из кости и рога был переописан. Были выделены чёткие орнаментальные традиции, надёжно привязанные к хронологической шкале.
Первый, более ранний, – это сложные геометрические узоры эпохи позднего неолита (около 2600-1600 лет до н.э.): вложенные уголки, «соты», «паркетные» композиции. Именно их носители культуры гресбакен наносили на свои костяные гребни и рукояти ножей.
Второй пласт – орнамент другого стиля. Ступенчатый многолинейный мотив, встреченный всего на одном предмете в коллекции, но зато известный по изделиям из знаменитого Кольского Оленеостровского могильника эпохи бронзы (около 1500-1100 лет до н.э.).
Причём здесь писаницы на Рыбачьем? А на некоторых фигурах мы видим очень похожие мотивы, относящиеся как раз к окончанию эпохи неолита. По мнению Антона Игоревича, орнамент, который люди наносили на свои повседневные вещи, они же переносили на скалы.
Так для части писаниц и гравировок появилась обоснованная датировка, относящая их к III – началу II тысячелетия до н.э.
Стоит оговориться, что не все коллеги согласны с такими выводами. Вот комментарий начальника Кольской археологической экспедиции, человека, который когда-то ввёл эти самые писаницы в научный оборот Владимира Яковлевича Шумкина: «Может быть и наоборот: то есть писаницы были изначально, люди просто переносили эти орнаментальные мотивы на свои изделия, и тогда датировка VII тысячелетие до н.э. выглядит вполне вероятной».
На этом пятую часть, пожалуй, завершим. Что объединяет все эти сюжеты? На мой взгляд, главная черта археологии XXI века на Кольском Севере – это умение находить новое в давно известном. Пересматривать, перепроверять, соединять разрозненные факты в картину. И, как выясняется, для этого есть ещё масса возможностей.
Так что цикл «Лучшее в XXI веке» мы на этом не закрываем. Потому что пока этот текст готовился к публикации, в какой-нибудь лаборатории наверняка родился новый сюжет. А значит, будет и повод для продолжения.
Ещё раз всех с наступающим Новом годом!
Георгий Андреевич Дзенисов, начальник Мурманской археологической экспедиции
Подписывайтесь на канал https://t.me/dorogamikolskogo или на группу в ВК https://vk.com/dorogamikolskogo
При желании автора можно поддержать на Бусти
Ваша поддержка помогает мне продолжать писать, работать и исследовать https://boosty.to/dzonya