Найти в Дзене
Автовыбор

Зачем советские инженеры создали "Запорожец-пикап" и почему он не получился

ЗАЗ-968 – один из символов советской автомобильной промышленности. Будучи некомфортным и ненадёжным, он отличался очень доступной ценой, поэтому для многих граждан долго оставался безальтернативным вариантом. Недаром эта модель выпускалась до середины девяностых годов, а её кульминацией стал выход гражданской модификации в кузове пикап. Для чего вообще был нужен такой автомобиль, и почему он не стал успешным? Давайте разбираться. Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! Идея создания пикапа на базе "968-го" появилась не на ровном месте. Потребность в таком автомобиле возникла на заводе, где он выпускался. При помощи "грузовичка" можно перевозить инвентарь по территории предприятия, но подходящей модели у "ЗАЗа" попросту не было. Именно поэтому ещё в 1970-х годах готовые седаны стали вручную переделывать в пикапы для производственных нужд. Этой модификации даже присвоили отдельный индекс – 968АП. Необычный пикап долго оставался внутренним прое
Оглавление

ЗАЗ-968 – один из символов советской автомобильной промышленности. Будучи некомфортным и ненадёжным, он отличался очень доступной ценой, поэтому для многих граждан долго оставался безальтернативным вариантом. Недаром эта модель выпускалась до середины девяностых годов, а её кульминацией стал выход гражданской модификации в кузове пикап. Для чего вообще был нужен такой автомобиль, и почему он не стал успешным? Давайте разбираться.

Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Но зачем?

Идея создания пикапа на базе "968-го" появилась не на ровном месте. Потребность в таком автомобиле возникла на заводе, где он выпускался. При помощи "грузовичка" можно перевозить инвентарь по территории предприятия, но подходящей модели у "ЗАЗа" попросту не было. Именно поэтому ещё в 1970-х годах готовые седаны стали вручную переделывать в пикапы для производственных нужд. Этой модификации даже присвоили отдельный индекс – 968АП.

Необычный пикап долго оставался внутренним проектом завода, но наступили времена, требующие новых решений. В 1990 году предприятие сталкивается с серьёзными проблемами, из-за которых с дальних полок достали уже позабытые наработки и проекты. И ЗАЗ взялся за создание пикапа для внешних заказов.

-2

Идея была интересной с точки зрения повышения эффективности. Производственная линия на заводе уже устарела, поэтому процент отбракованных кузовов был высоким. Каждая некондиция приносила убытки, поэтому на заводе решили найти ей применение. У отбракованного кузова отрезалась задняя часть крыши, вместо которой приваривалась панель со стеклом. Таким образом вместо второго ряда сидений появлялось пространство для груза, которое отделывалось дермантином.

На грани разумного

За что многие водители любят пикапы? За большой отсек для перевозки вещей и удобство погрузки. У "Запорожца" ничего из этого не было. Пространство, полученное в результате спиливания крыши, было сравнительно небольшим. Теоретически в него могла поместиться стиральная машинка или даже небольшой холодильник, но не более того. Для строительства или перевозки действительно тяжёлых вещей автомобиль по-прежнему не подходил.

С удобством погрузки всё ещё интереснее. Несмотря на спиленную крышу, 968МП сохранил заднемоторную компоновку. В результате поместить груз внутрь можно было только через высокие борта сбоку, так как сзади мешалось "подкапотное пространство". Закатить предметы, как в нормальный пикап, в него попросту невозможно.

-3

Отделка багажного отсека тоже давала о себе знать. На заводе пространство для грузов практически не защитили от внешнего воздействия, поэтому между металлом и дермантином скапливалась влага. Из-за низкого качества металла и отсутствия антикоррозийной обработки пикап начинал гнить уже в первые годы эксплуатации.

Что с ним стало и кому повезло?

Высокого спроса на пикап от Запорожца не нашлось. Автомобиль преимущественно закупался для муниципальных нужд в тех сферах, где мог пригодиться такой помощник. За несколько лет производства было выпущено порядка 2500 пикапов.

В 1994 году производство 968-ых окончательно прекратилось. На тот момент это были очень устаревшие автомобили, на фоне которых даже ВАЗ-2108 выглядел "космическим кораблём". Также закончилась сборка пикапов на базе кузовов от седана.

Но кто-то успел приобрести себе такой автомобиль, и в каком-то смысле совершил правильную инвестицию. Сейчас 968МП в хорошем состоянии – находка для коллекционера. А учитывая, что таких автомобилей осталось очень мало, их стоимость будет расти.