Найти в Дзене

«Мамаша Кураж» на сцене Самарского ТЮЗа

14 декабря 2025 г. Самарскому ТЮЗу исполнилось 95 лет. Театр в честь юбилея устроил видеопоказ одного из самых известных своих спектаклей — «Мамаша Кураж». Постановка Адольфа Шапиро с Розой Хайруллиной когда-то принесла театру всероссийскую славу и Национальную премию «Золотая Маска». В день показа в фойе театра также состоялось открытие выставки, посвящённой истории постановки, где можно было увидеть оригинальные костюмы, реквизит, фрагменты декораций и саму награду «Золотая Маска». Постановка «Мамаша Кураж» Адольфа Шапиро с Розой Хайруллиной в заглавной роли стала визитной карточкой СамАрта.   Спектакль «Мамаша Кураж» постановка Адольфа Шапиро, художник по костюмам Юрий Хариков, композитор Василий Тонковидов. Адольф Яковлевич Шапиро Юрий Федорович Хариков Награды. Василий Тонковидов Роза Хайруллина –  исполнительница главной роли в «Мамаше Кураж». «Мамаша Кураж» Бертольта Брехта — текст, давший неисчерпаемую возможность для режиссёрских интерпретаций: образ коммерса
Оглавление

14 декабря 2025 г. Самарскому ТЮЗу исполнилось 95 лет.

Театр в честь юбилея устроил видеопоказ одного из самых известных своих спектаклей — «Мамаша Кураж».

Постановка Адольфа Шапиро с Розой Хайруллиной когда-то принесла театру всероссийскую славу и Национальную премию «Золотая Маска».

В день показа в фойе театра также состоялось открытие выставки, посвящённой истории постановки, где можно было увидеть оригинальные костюмы, реквизит, фрагменты декораций и саму награду «Золотая Маска».

Роза Хайруллина в «Мамаше Кураж». Фото автора.
Роза Хайруллина в «Мамаше Кураж». Фото автора.

Постановка «Мамаша Кураж» Адольфа Шапиро с Розой Хайруллиной в заглавной роли стала визитной карточкой СамАрта.  

Коротко о пьесе и спектакле «Мамаша Кураж»

Бертольт Брехт «Мамаша Кураж и её дети»

  • Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и её дети» была написана в 1938–1939 годах в соавторстве с Маргарет Штеффин, незадолго до начала Второй мировой войны, как антивоенное и антифашистское произведение, ярко иллюстрирующее принципы его «эпического театра».
  • «Мамаша Кураж и её дети» Брехта — это эпическая пьеса о маркитанке Анне Фирлинг, которая во время Тридцатилетней войны (1618-1648) пытается заработать на войне и теряет всех своих детей — храбреца Эйлифа, умницу Швейцеркаса и немую Катрин, — которые гибнут из-за той самой войны, что кормит мать.
  • Пьеса показывает трагический парадокс: война – источник прибыли, но и причина гибели всего дорогого, а Кураж, неспособная извлечь уроки из потерь, продолжает тащить свою повозку вслед за армией, символизируя цикличность разрушения и отказ от нравственного выбора. 

Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.

Спектакль «Мамаша Кураж» в Самарском ТЮЗе

  • Премьера постановки по пьесе Бертольта Брехта состоялась в Самарском ТЮЗе в октябре 2001 года. За годы существования спектакль побывал на Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве и Санкт-Петербурге, получив премию «Лучшая работа художника в российском театре»; принял участие в VII Германском театральном фестивале в городе Берлин.
  • В премьере роль Мамаши Кураж исполняла заслуженная артистка РФ, лауреат Госпремии России Роза Хайруллина, ее сыновей играли артисты Олег Белов и Алексей Фокин. 
Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.

Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.

Реквизит к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Реквизит к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.

Спектакль «Мамаша Кураж»

постановка Адольфа Шапиро, художник по костюмам Юрий Хариков, композитор Василий Тонковидов.

Адольф Яковлевич Шапиро

  • Известный советский, латвийский и российский театральный режиссёр, педагог, драматург, профессор, народный артист Латвийской ССР и заслуженный деятель искусств РФ, прославившийся работой в Рижском молодежном театре, где руководил двумя труппами (латышской и русской), а также преподавал и ставил спектакли во многих странах.
  • В Самаре А.Я.Шапиро поставил два спектакля: «Бумбараш» мюзикл Ю.Кима, В.Дашкевича в 1997 году и «Мамашу Кураж» Б.Брехта в 2001 году с участием художника Ю.Ф. Харикова.
  • Оба спектакля получили высшую национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую работу художника.

Юрий Федорович Хариков

  • Художник-постановщик, автор декораций и костюмов более чем к 70 спектаклям, двухкратный лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», и обе за спектакли из Самарского ТЮЗа.
  • Родился 20 июля 1959 г. в Воронеже; театральный художник и сценограф, автор оформления многих заметных спектаклей.
  • Сотрудничал с различными театрами Москвы и России: театр «Современник», Ленком, Малый театр, МХАТ им. А. Чехова, Театр им. Моссовета, Московский театр «Et cetera» под руководством А. Калягина, ТЮЗ (Казань), Самарский ТЮЗ, Белгородский театр драмы им. М. Щепкина, Саратовский ТЮЗ и др.
  • Сотрудничал с режиссёрами и балетмейстерами: А. Кузнецов, А. Шапиро, Г. Исаакян, М. Захаров, А. Сигалова, М. Козак, И. Рахельгауз, М. Мокеев, Э. Бояков и др.
  • Вовлекался в проекты СамАрта как приглашённый художник; за оформление самарской постановки «Мамаша Кураж» (реж. Шапиро) получил «Золотую Маску» 2003 года — после чего сотрудничество с театром продолжилось. 

Награды.

  • Премия им. К. С. Станиславского за лучшую сценографию, проект Б. Юхананова «Сад» по пьесе А. Чехова (1996);
  • Золотая медаль Пражской Квадриеннале (1997);
  • «Золотая маска» за лучшую работу художника «Бумбараш» по А. Гайдару, театр «СамАрт», Самара (1998);
  • «Золотая маска» за лучшую работу художника «Мамаша Кураж» Б. Брехт, театр «СамАрт», Самара (2003);
  • «Золотой Арлекин», лучшая работа художника по костюмам, спектакль «Капитанская дочка», ТЮЗ им. Ю. П. Киселёва, Саратов (2014)

Василий Тонковидов

  • Заведующий музыкальной частью театра «СамАрт», композитор.
  • Автор музыки более чем к 150 спектаклям в театрах России и других стран.
  • Написал музыку к многосерийному фильму «Жизнь и судьба», фильмам «Одесский пароход», «Праведник» С. Урсуляка.
  • Написал музыку к спектаклю «Мамаша Кураж».
  • Руководитель оркестра и дирижер в спектаклях «Мамаша Кураж», «Женщина в подарок», «Вино из одуванчиков», «Счастливый Ганс», «Жил-был Геракл», «Трехгрошовая опера».

Роза Хайруллина –  исполнительница главной роли в «Мамаше Кураж».

  • Известная советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ и Татарстана, лауреат Государственной премии России за выдающиеся достижения в области театрального искусства, знаменитая благодаря мощному таланту и ярким ролям в театре (Театр Табакова, Театр Наций) и кино ("Орда", "Псих", "Содержанки"). 
  • Роза Хайруллина прослужила в театре «СамАрт» 12 лет с 1997 по 2009 г., а в 2024 г. вернулась в город для участия в спектаклях творческого сообщества «ЛЕС».
  • Знакомство с Богомоловым: В Самаре познакомилась с Константином Богомоловым, который приглашал ее в свои постановки.
  • Сейчас она известная актриса, играющая в московских театрах, но её самарский период стал ключевым для карьеры.
  • Роза Хайруллина исполнила роль Мамаши и сделала этот образ одним из центральных в репертуаре «СамАрта».
  • За работу в спектакле в 2003 году она получила номинацию на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в категории «Лучшая женская роль в драме».

«Мамаша Кураж» Бертольта Брехта — текст, давший неисчерпаемую возможность для режиссёрских интерпретаций: образ коммерсантки, которая на войне ведёт торговлю и платит за прибыль потерями детей, остаётся вызовом для актёра и творческой группы. Самарская версия, поставленная в начале 2000-х на сцене театра «СамАрт» (ТЮЗ), обрела собственную интонацию и стала одной из визитных карточек театра.

Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Декорации к спектаклю "Мамаша кураж". Фото автора.
Лестница в ТЮЗе. Фото автора.
Лестница в ТЮЗе. Фото автора.

В холле, где развернулась выставка перед началом видеопоказа, играла "живая музыка" мелодии из спектакля «Мамаша Кураж».

Оркестр ТЮЗа. Фото автора.
Оркестр ТЮЗа. Фото автора.

За роялем композитор Василий Тонковидов, написавший музыку к спектаклю «Мамаша Кураж».

Оркестр ТЮЗа. Фото автора.
Оркестр ТЮЗа. Фото автора.

Оркестр СамАрта.

Оркестр ТЮЗа. Фото автора.
Оркестр ТЮЗа. Фото автора.

Фонтан. Фото автора.
Фонтан. Фото автора.

Афиши. Фото автора.
Афиши. Фото автора.

Афиши об участии «Мамаши Кураж» в Поволжских сезонах Александра Васильева в 2003 году.

Афиши. Фото автора.
Афиши. Фото автора.

На выставке представлены костюмы всех героев из спектакля. Надо сказать, что костюмы пошиты вручную в Самаре из натуральных материалов, похожей на "лоскутное одеяло".

Костюм Мамаши Кураж. Фото автора.
Костюм Мамаши Кураж. Фото автора.

Костюм Мамаши Кураж.

Костюм Мамаши Кураж. Фото автора.
Костюм Мамаши Кураж. Фото автора.

Обувь, своеобразные сабо - высокие деревянные колодки, в которой ходили все герои, кроме фронтовой женщины лекгого поведия и содержанки Иветты.

Костюмы и обувь. Фото автора.
Костюмы и обувь. Фото автора.

У Иветты красные модельные туфли.

Парики. Реквизит. Фото автора.
Парики. Реквизит. Фото автора.

Платье Иветты. Фото автора.
Платье Иветты. Фото автора.

Платье у Иветты тоже самое нарядное, красно-белое.

Обувь. Фото автора.
Обувь. Фото автора.

Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.

Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.

Костюмы. Реквизит. Фото автора.
Костюмы. Реквизит. Фото автора.

Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.
Костюм. Реквизит. Фото автора.
Костюм. Реквизит. Фото автора.

Стиральные доски, счеты, кастрюли исползовались как музыкально-шумовые инструменты.

Костюм. Фото автора.
Костюм. Фото автора.

Наряд воина

Костюм. Обувь. Фото автора.
Костюм. Обувь. Фото автора.
Костюмы. Реквизит. Фото автора.
Костюмы. Реквизит. Фото автора.

Костюмы. Реквизит. Фото автора.
Костюмы. Реквизит. Фото автора.

Костюмы вербовщиков в армию.

 Реквизит. Фото автора.
Реквизит. Фото автора.

Реквизит из спектакля.

Костюм Священника. Фото автора.
Костюм Священника. Фото автора.

Костюм Священника, который цинично меняющий кресты в зависимости от правящей партии.

Костюм повара. Фото автора.
Костюм повара. Фото автора.

Костюм повара, который также наживается на войне.

Костюм. Фото автора.
Костюм. Фото автора.

Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.

Костюмы. Фото автора.
Костюмы. Фото автора.

Реквизит. Фото автора.
Реквизит. Фото автора.

Военное снаряжение, которым торговала Мамаша Кураж.

Перед показом. Фото автора.
Перед показом. Фото автора.

Диплом и «Золотая Маска». Фото автора.
Диплом и «Золотая Маска». Фото автора.

Диплом и «Золотая Маска», полученные за лучшую работу художника в «Мамаше Кураж».

Диплом. Фото автора.
Диплом. Фото автора.

Российская театральная премия «Золотая Маска» — это стилизованное изображение венецианской маски, выполненное из фарфора и размещенное на зеркальном фоне в черной квадратной рамке; она не из чистого золота, но имеет высокую стоимость из-за ручного труда и качества материалов, создана художником Олегом Шейнцисом, а производством занимается «Русская ювелирная компания №1» в России. 

«Золотая Маска». Фото автора.
«Золотая Маска». Фото автора.

Второй раз за неделю вижу это чудо: «Золотую Маску».

Всем пришедшим раздали программки спектакля «Мамаша Кураж».

Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.
Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.

Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.
Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.

Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.
Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.

Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.
Программа «Мамаша Кураж». Фото автора.

Пьесу «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехт написал в преддверии 2-й Мировой войны. Как немногие в мире, писатель уже предчувствовал зловещие очертания надвигающейся катастрофы. Поэтому, рассказывая о событиях Тридцатилетней войны, Брехт обращался к зрителям с призывом не обольщаться посулами о возможной личной выгоде, а помнить о неминуемой расплате, которая грозит тем, кто решил «завтракать с чертом».И стоит в наши дни быть с Брехтом. Потому что он серьезно задумывался о поведении личности, лоб в лоб столкнувшейся с историей. Не преувеличивал значение индивидуальной воли, догадывался, что любая попытка обмануть судьбу, свое «время и место», обречена на провал. Всю жизнь убегающий от гитлеризма, сталинизма, маккартизма - поэт знал: людей не переделать. По причине их катастрофического равнодушия к урокам истории. Он говорил о том, в чем люди боятся себе признаться. Не зря завещал на своем памятнике написать: «Здесь лежит человек, который во всем сомневался».

Адольф Шапиро

  • Перед кинопоказом выступил заслуженый артист РФ Юрий Долгих, исполнявший в «Мамаше Кураж» роль священника. Интересно рассказал о репетициях спектакля, как они учились ходить в этих деревянных башмаках и длинных объемных одеяниях: долго привыкали, спотыкались, было много падений.
  • Я смотрела самарскую «Мамашу Кураж» впервые. Несмотря на то, что это не «живое исполнение», а видеозапись, мне спектакль очень понравился.
  • Потрясающая игра Розы Хайруллиной и всей труппы перенесли во время Тридцатилетней войны.

Хотелось бы, чтобы «Мамашу Кураж» вновь возобновили показывать на сцене СамАрта.

Конечно, я горжусь Самарским театром юного зрителя.

Понравился пост? Пожалуйста, подпишетесь — это поможет развитию канала! 🌟

Мой блог посмотреть можно по ссылке

Другие подборки: